В рамках программ «Классики российской фотографии» и «История России в фотографии» МАММ представляет вторую выставку Всеволода Тарасевича (1919 – 1998) – серию фотографий, посвященных Ленинграду 1960-х годов.
Всеволод Тарасевич «Эпизод 2. Ленинград»
Автор: Мультимедиа Арт Музей / Московский Дом Фотографии
Опубликовано: 18.11.2014 в 12:36:58
С Ленинградом и позднее Санкт-Петербургом была связана большая часть жизни и карьеры Всеволода Тарасевича. Во время учебы в Ленинградском электротехническом институте он начал публиковать снимки в газетах «Смена» и «Ленинградская правда», позднее – в 1940 году – стал фотокорреспондентом фотохроники ЛенТАСС. Всю войну работал в качестве корреспондента политического управления Северо-Западного фронта, затем Ленинградского фронта, а после окончания войны сотрудничал с газетой «Вечерний Ленинград». Одни из самых известных серий Тарасевича были созданы в блокадном Ленинграде и на руинах Петергофа и Пушкина.
Переехав в Москву, Тарасевич становится штатным корреспондентом одного из самых влиятельных в СССР информационных агентств – агентстве печати «Новости» (АПН). Работая в агентстве, Тарасевич часто приезжал в Ленинград в командировки. Большинство представленных на выставке снимков были сделаны в середине 1960-х именно по заказу АПН, о чем свидетельствуют тексты на обороте, которые клеились при сдаче материала в редакцию.
В Ленинграде Тарасевичем были созданы довольно разные серии. Так, к 1960-м относятся его социальные репортажи о Ленинградской детской воспитательной колонии, Ленинградском Государственном университете и Электротехническом институте, позднее, в начале 1970-х, появляются серии «Завод ЛОМО» и «Четыре задания токаря Морякова» о рабочем Ленинградского завода строительных машин («Строймаш») – классический советский репортаж, иллюстрирующий достижения предприятия и формирующий образ идеальной жизни советского рабочего.
Но фотографии, отобранные для этой выставки, показывают нам Тарасевича как одного из самых ярких выразителей «оттепели». Эти снимки – гимн свободной гуманистической фотографии, которая в эти годы захватывает не только Советский Союз, но и Европу, Америку. Свободная камера, непозирующие люди, ни одной фальшивой улыбки – вот то, что отличает эту «ленинградскую серию». Отказ от постановочных съемок имеет в те годы принципиальное идеологическое значение. Вспоминая отца, сын Тарасевича так говорил о его манере работать: «он старался предвидеть возможное развитие ситуации и придумывал заранее возможные и невозможные стечения обстоятельств, некоторые из которых потом действительно имели место и попадали в его объектив…». Кроме узнаваемых видов в серию вошли многочисленные уличные фотографии горожан.
Тарасевича отличает удивительное внимание к деталям: одежде, взглядам, жестам тех, кто попадает в объектив его камеры. По негативам видно большое количество дублей, сделанных, прежде чем поймать тот единственный кадр, который впоследствии будет напечатан. Многие сюжеты и объекты, которые привлекают внимание фотографа, повторяются: ткань города составляют мокрые улицы, скамейки, телефонные будки, газеты, книги, букеты цветов, зонты; герои снимков, как правило, кого-то ждут или куда-то спешат. Фотографии одновременно отсылают отчасти к традициям советского кинематографа, отчасти – к визуальному канону, заложенному в европейской репортажной фотографии Анри Картье-Брессоном. Не случайно именно Брессон был одним из немногих фотографов, которых Тарасевич ценил и приводил в пример.
Тарасевич мечтал об издании, посвященному Ленинграду. В фондах МАММ хранится творческая заявка на книгу под условным названием «Главная улица», написанная Тарасевичем в 1995 году. Он предполагал строить книгу в основном на более поздних своих работах (1980-х–1990-х годов), но по описанию сюжетов понятно, что замысел книги о Ленинграде возник у него давно, и многие образы – от играющих в парке детей до надгробий кладбища – отсылают именно к его ранним сериям, созданным в Ленинграде 1960-х.
Комментарии: