error
Регистрация

Выдержка: короткая или длинная?

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Сергей Алексеев
Опубликовано: 18.09.2012 в 08:50:16

Производители современных фотокамер ломают голову над изобретением новых матриц, которые давали бы меньше всего шума при высоких значениях чувствительности. Они разрабатывают дорогущие сверхсветосильные объективы. А все для чего? Чтобы как можно сильнее сократить выдержку при съемке с недостаточным освещением. Ведь чем она будет короче, тем меньше риск получить размазанный кадр.

Но я искренне считаю, что далеко не всегда нужно стремиться к сокращению выдержки. Есть множество сюжетов, где длинная (а иногда и сверхдлинная) выдержка даст куда более интересный эффект. Яркий тому пример — съемка воды.


Здесь справедливости ради нужно отметить, что и на сверхкороткой выдержке вода может выглядеть очень эффектно, разбиваясь на тысячу мелких и абсолютно резких капель и струй. Этот снимок сделан с выдержкой в 1/4000 с. Из-за яркого солнечного света мне даже не пришлось увеличивать светочувствительность (она установлена на уровне 100 единиц ISO, диафрагма F2). Если Вы хотите получить такой же кадр, но света не хватает, попробуйте увеличить чувствительность.


ISO 100
выдержка 1/4000
диафрагма: F2

А что будет, если в этом же сюжете увеличить выдержку в разы? При том же значении ISO и закрытой до F22 диафрагме выдержка увеличится более чем в сто раз — до 1/30 с. И вода за это время в кадре размажется. Впрочем, смотрится это не менее эффектно!


ISO 100
выдержка 1/30
диафрагма: F22

Но вот незадача... При 1/30 с вы еще можете снимать с рук, но при больших выдержках это будет уже невозможно. Смазанными будут не только движущиеся, но и все остальные объекты в кадре. Ведь камера в руках фотографа тоже будет совершать микроскопические колебания. И тут уже не обойтись без упора или штатива. Этот снимок я снимал со штатива, увеличив выдержку до 1/6 с. Диафрагму я выставил на F16, а вот ISO нужно ставить всегда минимальное, если мы хотим увеличить выдержку.


ISO 100
выдержка 1/6
диафрагма: F2

Да, но ведь у многих из вас нет штатива? Это проблема. И я не всегда могу брать с собой штатив. Если под рукой нет штатива, попробуйте взять себе в помощники окружающие вас предметы. Этот кадр я снимал из окна ресторана, расположенного на 57 этаже. Ни о каком штативе там и речи не могло идти. Но я просто положил камеру на подоконник и аккуратно, чтобы избежать смещений и вибрации камеры, нажал кнопку спуска.


ISO 400
выдержка 5
диафрагма: F8

Использовать длинную или короткую выдержку для съемки того или иного сюжета — дело ваше. Но даже если света в кадре очень мало, расстраиваться не стоит. Пробуйте снимать на длинных и на сверхдлинных выдержках. Главное — обездвижить камеру. И все обязательно получится!

Текст и фото: Георгий Полицарнов
Сайт - http://fotoshkola-net.livejournal.com
 
Просмотры: 6169
 

Комментарии:

Петр Московцев
Все правильно написали.
Хочется добавить, что при длительных выдержках проявляются такие интересные цвета, которые не увидишь глазами и не получишь при коротких выдержках.
18.09.2012 - 17:28:20