“Все немцы недаром испытывают огромную симпатию к Веймару; этот город занимает своё неповторимое место в истории” – написал в своём дневнике молодой Роберт Шуманн в 1828 году. А Гёте, проживший в Веймаре уже полвека, приглашал своего литературного секретаря Экерманна и не скрывал восторженного отношения к городу: “Где ещё вы найдёте столько прекрасного в одном месте!”
Даже сейчас кажется удивительным, что небольшой и внешне довольно скромный город в начале XIX века стал центром не только немецкой, но и европейской культуры. Поэтому, рассказывая о Веймаре, мы не обойдём вниманием жизнь прославленных литераторов, чьи имена принесли славу немецкой земле, и их венценосных покровителей.
История Веймара с самого начала отличалась от традиционного пути развития древних городов. Может быть в жителях Веймара генетически заложена необыкновенная тяга к духовной, а не материальной культуре? Обычно, поселения располагались на перекрестье торговых путей. Веймар же стоял на достаточном удалении от торговых дорог. Несколько лет тому назад археологи наделали шума в исторических кругах, обнаружив черепа доисторических людей, возраст которых более 150 тысяч лет! Но и без этой находки учёным было известно, что люди проживали в долине реки Ильм тысячелетиями, а главным источником их процветания была не торговля и развитие ремёсел, а плодородная долина реки.
Согласно новым историческим данным, первым письменным упоминанием о городе следует считать 899 год. В разных источниках встречается разное название замка и поселения при нём – Wimares, Wimare, и даже Wymar. Говорят, что со старонемецкого это слово переводится как “святое озеро”. Возможно, что нынешнее Лебяжье озеро в центре города – то, что осталось от Святого озера, видимо, располагавшегося в городской черте в пойме Ильма.
И если бы саксонский курфюрст Иоганн Фридрих Великодушный не “попал бы в историю”, то Веймар вряд ли бы скоро в ней оказался. Предводитель протестантов потерял и владения, и титул, проиграв бой католикам под Мюльбертом в 1546 году. Избежав смертной казни, благодаря милости императора Карла V и сохранив остатки княжества, он сделал Веймар его столицей.
Вместе с герцогом Иоганном Фридрихом Великодушным в Веймар приехал Лукас Кранах Старший – он стал первым среди череды блестящих мастеров, чья жизнь связана с Веймаром. Восьмидесятилетний художник остался верным заветам Мартина Лютера и начал работу над алтарём церкви святых Петра и Павла. Закончил последнюю работу отца его сын, Лукас Кранах Младший. Жил Кранах на Рыночной площади, в доме своего тестя. Пять лет он разделял одиночество опального герцога. Отправимся туда, чтобы посмотреть на этот дом, а заодно и на весь ансамбль площади.
Современная площадь образовалась отнюдь не на месте старого рынка, а на площадке для рыцарских турниров, поэтому её форма не прямоугольная, как обычно, а квадратная. Дом Кристиана Брюка и Штадтхауз – самые яркие здания на сравнительно небольшой Рыночной площади. Первый этаж дома, где жил Лукас Кранах, выглядит очень эффектно. Оба портала дома почти затерялись между огромными арочными окнами. Каменная резьба заполняет поле наличников и вторит дуге каждой арки. Ренессансное убранство дополняет полихромная раскраска деталей. Среди них выделяются русалки и герб семьи Кранах с крылатой змеёй.
Комментарии: