католический собор, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, крупнейшая историческая христианская церковь в мире. Одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центр Римско-католической церкви. Занимает первое место в списке семи паломнических базилик Рима. Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини. Вместимость около 60 000 человек + 400 тыс. человек на площади.
Ватикан. Собор Святого Петра .
Именно отсюда Римский папа обращается к многочисленным верующим, собирающимся на площади Св.Петра, с благословением "Urbi et Orbi" - "Городу и Миру".
"Пьета " Микеланджело выставлена на всеобщее обозрение за пуленепробиваемым стеклом в главном культовом сооружении Ватикана – Соборе Св. Петра
Доступ свободный, сразу у входа справа в первой капелле. Но она находится на некотором удалении от присутствующих, видна только с переднего ракурса.
Шедевр выставлен на обозрение в Соборе Святого Петра в Ватикане. В переводе с итальянского, Pietà – «сострадание, скорбь, жалость, сочувствие». Сюжет этой иконографической скульптуры не упоминается в 4-х текстах Евангелия, нет его и в апокрифах. Но в католицизме Пьета великого мастера – один из самых сильных образов по воздействию на умы и сердца верующих. Пьета Микеланджело – скульптурная композиция пирамидальной формы, высеченная из цельной глыбы светлого мрамора. Рука мастера отсекла все лишнее, и миру явился потрясающий образ скорбящей матери, утратившей сына. Скульптура находится за бронированным стеклом, ее нельзя рассмотреть со всех сторон. Но есть в ней нечто, влекущее любопытные взгляды туристов и порождающее особые чувства у тех, кто уверовал в искупительную жертву Иисуса Христа. Одна из известнейших статуй неоднократно была повреждена – при транспортировке и нападении сумасшедшего вандала. В 1972 году статую повредил молотком одержимый венгр Ласло Тот (геолог, работавший в Австралии), возомнивший себя одним из воплощений Христа. Скальным молотком он отбил около 50 кусков мрамора, пока его не схватила охрана и передала полиции. От акта вандализма пострадал лик Богородицы, отбита часть носа и покрывала, а также рука Христа. Часть кусков было утрачено, но многие были тут же возвращены служителям храма туристами и очевидцами. После реставрации она обрела первоначальный вид, хотя утраченные фрагменты были вырезаны из маловажных участков скульптуры на заднем плане. С тех пор скульптура Пьеты надежно защищена от неуравновешенных посетителей закаленным стеклом. А безумец был схвачен и передан властям. Итальянские реставраторы сделали все возможное, чтобы Пьета Микеланджело Буонарроти, выставленная в Соборе Св. Петра (Ватикан) выглядела как новая. Композиция подсвечена на возвышении, чтобы и за акриловым стеклом была отлично видна паломникам и многочисленным туристам главного храма Ватикана.
Это единственная работа скульптора, которую он подписал (по сообщению Вазари, подслушав разговор зевак, которые спорили о её авторстве). Копии «Пьеты» можно видеть во многих католических храмах по всему миру, от Мексики до Кореи. Фигуры Девы Марии и Христа были высечены 24-летним мастером из мрамора по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. При транспортировке были повреждены пальцы левой руки Мадонны.
В подкупольном пространстве над главным алтарём находится работа Бернини в соборе (1633 г.) - огромный, высотой 29 м балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов, работы Francois du Duquesnoy. Между этими ангелами одна пара ангелочков держат символы папы - ключи и тиару, другая пара ангелочков держит символы Св.Павла - книгу и меч. Необычная форма колонн повторяет силуэт витой колонны из храма Соломона, привезенный в Рим после взятия Иерусалима. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини. Для кивория потребовалось огромное количество бронзы.100000 фунтов (37 или 45 тонн, все зависит от того какой фунт использовался для измерений) сняли с купола старого собора, потом столько же прислали из Венеции и Ливорно. Когда и этого не хватило, то по приказу папы Урбана VIII (Барберини) разобрали конструкции, которые поддерживали крышу портика Пантеона и бронзовый барельеф с фронтона. Именно тогда Pasquino сказал свою крылатую фразу: "Quod non fecerunt Barbari fecerunt Barberini" (что не разрушили варвары, разрушил Барберини). Хотя в интерьере собора балдахин и не выглядит особенно большим, но по высоте он равен 4-этажному зданию. Шедевр Бернини стал олицетворением стиля барокко. Главный алтарь называется папским, поскольку служить перед ним мессу может только папа римский. Алтарь освящен папой Климентом VIII 5 июня 1594 г. Алтарь изготовлен из большого куска мрамора, привезенного с форума императора Нервы.
Балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов работы Франсуа Дюкенуа. Одна пара ангелов держат символы папы - ключи и тиару, другая пара держит символы св. Павла - книгу и меч.
Торвальдсен – единственный протестантский скульптор, работавший в соборе Св. Петра. Памятник заказал кардинал Consalvi, ватиканский первый министр и министр иностранных дел. Для этого кардинал продал все свои драгоценности. По недостоверной легенде Торвальдсен, которому как протестанту запретили подписать свою работу, вырезал свое лицо. Однако статуя имеет портретное сходство с папой.
Памятник находится у восточной стены капеллы Клементины. Папа изображен благословляющим всех, и друзей, и врагов. Оказывая давление на папу, Наполеон держал его в Фонтенбло. После падения Наполеона, папа помогал императору и его престарелой матери всем чем мог. Около статуи папы находятся аллегорические фигуры Времени с песочными часами и Истории с книгой. Внизу стоят фигуры Мужества со шкурой льва, попирающей ногой палицу, и Мудрости с библией и совой. Несмотря на симметричность в памятнике отсутствует композиционное и эмоциональное единство. Неоклассика оказалась излишне холодной для выражения искреннего христианского чувства.
Под памятником Пию VIII находится вход в ризницу, пристроенную к собору в 1776 г. Carlo Marchionni по заказу Пия VI. Чтобы построить ризницу пришлось разобрать церковь S. Maria della Febbre Божией Матери "Исцелительницы от лихорадки". Церковь была так названа по чудотворной иконе, защищающей от малярии, серьезной угрозы для жителей города того времени.
Эта капелла содержит Алтарь Святого Льва Великого и Алтарь Девы Марии Колонны. Между двумя колонами из черного гранита находится алтарь папы Льва I, которого называли Великим . Тут же покоятся его останки, перенесенные из старого храма. Это первое захоронение, произведенное в старом соборе св. Петра. Кроме того, здесь захоронены папы Лев II, Лев III, Лев IV и Лев XII. Мраморный алтарный образ был создан Алесандро Алгарди, итальянским скульптором эпохи барокко, главным соперником Бернини, в 1646-1653 годах. Образ изображает встречу папы Льва Великого с Аттилой, королем гуннов, чье наступление на Рим в 452 году Папе удалось остановить, тем самым избавив Рим от разрушения.
Св. Вероника, в христианских преданиях, благочестивая еврейка, сопровождавшая Христа на его пути на Голгофу и давшая ему, изнемогавшему под тяжестью креста, который он нес на плечах, льняной платок, чтобы он мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. «Плат Вероники», считающийся подлинным, хранится в соборе Св. Петра в Риме.
Существует ряд преданий, призванных придать образу Св. Вероники исторические черты. По одной из легенд, впоследствии она проповедовала христианство на юге Галлии. В других легендах ее называют греческой царевной или отождествляют с Марфой, сестрой Лазаря. В Италии существовала легенда, согласно которой она исцелила императора Тиберия с помощью своего плата с нерукотворным образом Спасителя. Предполагают, что имя Вероники представляет собой искаженное лат. vera icon («подлинный образ») – так называли «плат Вероники», отличая его от других образов Христа. Впервые рассказ о Св. Веронике появляется в апокрифических Деяниях Пилата, относящихся к 4 или 5 в.
Святая Равноапостольная царица Елена, Флавия Юлия Елена Августа (лат. Flavia Iulia Helena, ок. 250—330 гг). — мать римского императора Константина I. Прославилась своей деятельностью по распространению христианства и проведёнными ею раскопками в Иерусалиме, в ходе которых был обретён Животворящий Крест и другие реликвии Страстей. За свою деятельность по распространению христианства Елена канонизирована в лике равноапостольной — чести, которой удостоились ещё только 5 женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина).
На Востоке почитание Елены как святой возникло вскоре после её смерти, в начале IX века её культ распространился и в Западной церкви.
Мария Клементина считалась одной из самых богатых наследниц Европы. Король Георг I Английский был настроен против намечавшегося брака Марии Клементины и Джеймса Стюарта, претендовавшего на английский престол и получавшего возможность иметь законных наследников. Император Карл VI, действуя в интересах английского короля, арестовал Марию Клементину, направлявшуюся в Италию, для вступления в брак с Джеймсом Стюартом. Она была заключена в Инсбрукском замке, ей удалось оттуда бежать в Болонью, где она по доверенности вышла за Джеймса Стюарта, который в то время находился в Испании.
Отец Марии Клементины, Яков Собеский, встретил с одобрением весть о её побеге, заявив, что, поскольку она помолвлена с Джеймсом Стюартом, то должна следовать за ним. Мария Клементина и Джеймс Стюарт формально стали супругами 3 сентября 1719 в часовне епископского дворца в Монтефьясконе. По приглашению папы римского Климента XI, признавшего их королём и королевой Англии, Шотландии и Ирландии, Джеймс и Мария Клементина поселились в Риме. Папа предоставил им охрану, выделил для проживания палаццо Мути на римской Пьяцца ди Санти Апостоли и загородную виллу в Альбано. Ежегодно супругам из папской казны выплачивалось пособие—12,000 крон. Папа Климент XI и его преемник Иннокентий XIII считали католиков Джеймса и Марию Клементину законными королём и королевой Англии. Совместная жизнь Джеймса и Марии Клементины оказалась недолгой. Вскоре после рождения их второго ребёнка, Мария Клементина оставила мужа и удалилась в римский женский монастырь Святой Цецилии. Причиной разрыва, по её словам, стала измена мужа. Джеймс настаивал на возвращении жены, утверждая, что греховно оставлять его и их детей. Однако через два года супруги развелись. Мария Клементина умерла 18 января 1735 года. Она была похоронена по распоряжению папы Климента XII с королевскими почестями в Соборе Святого Петра.Папа Бенедикт XIV заказал скульптору Пьетро Браччи (1700—1773 гг.) надгробный памятник Марии Клементине.
Комментарии: