error
Регистрация

Урок фотографии. Всегда идеальная экспозиция

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Фото Идея
Опубликовано: 13.07.2016 в 12:14:51

Вы будете удивлены, как много информации доступно через видоискатель камеры.  В сегодняшнем уроке, мы вновь рассмотрим один из самых важных элементов фотографии – экспозицию, и как возможно снять отлично экспонированное фото используя лишь информацию из видоискателя камеры!

Идеальная экспозиция

Когда я только начинал изучать фотографию, настройка параметров экспозиции казалась мне одной из самых сложных для понимания вещей. Чтобы получить достойную экспозицию, мне обычно приходилось снимать кадр, отсматривать результат, почти наугад менять настройки, а затем снимать снова лишь для повторения того же цикла в надежде получить достойный результат.

Новичку это должно быть довольно сложно. У меня ничего не получалось пока я не достиг понимания того, как параметры экспозиции влияют на конечный результат, после чего я действительно начал довольно легко снимать хорошие фотографии.

Вооружившись этими знаниями, я по крайней мере смог интерпретировать мой тестовый снимок для настройки соответствующих параметров экспозиции чтобы за несколько кадров получать удовлетворительный результат.

Затем однажды кто-то показал мне простое действие, которое изменило всё. Поскольку я был самоучкой и не прошел никакого начального обучения фотосъёмке, я совершенно упустил тот факт, что моя камера сама подсказывает мне насколько я ошибся с экспозицией и помогает мне прийти к золотой середине без необходимости отрываться от видоискателя!

Это краткое руководство для самых начинающих, которые, подобно мне когда я только начинал, понятия не имеют, как заставить свои фантастические камеры делать не слишком светлые и не слишком тёмные снимки. Поэтому я буду говорить максимально простым и не техническим языком.

Важно также отметить, несмотря на то, что изложенные здесь принципы относятся ко всем цифровым зеркальным фотокамерам, в качестве примера рассматривается функционал камер Canon и примеры могут потребовать некоторой интерпретации применительно к камерам других производителей.

Экспозиция: Основная идея

Экспозиция примерно означает количество света, которое попадает на матрицу вашей камеры. Чем больше попало света – тем светлее будет фотография.  И наоборот, чем меньше света попало – тем фотография выйдет темнее.

Количество пропускаемого света определяется выдержкой и диафрагмой. Выдержка обычно выражается в долях секунды.  Например, если вы видите, значения 1/125, 1/50, и т.д.  – это выдержка. Слово выдержка означает именно то как звучит – это время, в течение которого затвор фотоаппарата остается открытым, пропуская свет.

Так как это дробное число, то чем меньше знаменатель (число снизу или после «/»), тем больше продолжительность. Например, выдержка 1/200 гораздо меньше, чем 1/10.  Следовательно, выдержка 1/200 позволит пройти гораздо меньшему количеству света и произведет гораздо более тёмный кадр, чем при использовании выдержки 1/10. Также обратите внимание, что чем длиннее выдержка – тем более размытым станет любое движение в кадре.

 
Урок фотографии
Урок фотографии

Меньше света <––> больше света
Темнее изображение <––> светлее изображение 
"Замороженное" движение <––> размытое движение

Диафрагма определяет количество пропускаемого света путем изменения отверстия, через которое свет попадает на матрицу. Она выражается диафрагменным числом, изображаемым в виде дроби с фокусным расстоянием объектива (F) в числителе - F/x. Чем меньше число в знаменателе – тем больше размер отверстия, что означает больше света, попадающего на матрицу и следовательно более светлое изображение.

 
Урок фотографии
Урок фотографии

Меньше света <––> больше света
Темнее изображение <––> светлее изображение
Меньше отверстие <––> больше отверстие

Также помните, что чем меньше знаменатель диафрагменного числа – тем меньше глубина резкости. То есть область изображения, находящаяся в фокусе значительно больше на f/11 и выше, и довольно невелика на f/3 и ниже.

Не забудьте про  ISO!

Ваша настройка ISO также влияет на яркость изображения и на его качество. Не вдаваясь в детали работы матрицы фотокамеры, достаточно сказать, что чем выше ISO, тем светлее получаемое изображение.  К сожалению, вместе с ISO увеличивается так же цветовой шум, который заметно снижает качество фото.

 
уроки фотографии бесплатно
уроки фотографии бесплатно

Темнее изображение <––> светлее изображение
Меньше шум <––> больше шум
Выше качество <––> ниже качество

Экспозамер в камере

Надеюсь, что всё довольно просто. Если вы смущены всеми этими объяснениями, три расположенные выше иллюстрации напомнят вам всё что нужно знать. Если вам нужно сделать фотографию светлее – вы можете уменьшать знаменатель диафрагмы, удлинять выдержку и увеличивать ISO. Если вам нужно сделать фотографию темнее – увеличивайте знаменатель диафрагмы, укорачивайте выдержку и уменьшайте ISO (вы скоро научитесь чувствовать взаимодействие всех трех настроек вместе).

Как вы знаете, когда вы снимаете в полностью автоматическом режиме, камера пытается принимать все эти решения за вас. Однако, как фотограф, вы должны уметь снимать и в полностью ручном режиме, так вы получите больше влияния на результат съёмки, самостоятельно настраивая все параметры.

Хорошая новость для вас в том, что даже в ручном режиме, камера подсказывает вам как приблизить экспозицию к тому, что она считает правильным. Попробуйте направить камеру на объект и наполовину нажать кнопку спуска. Вы должны услышать звуковой сигнал подтверждения автофокуса, как только камера определила на чём вы решили сфокусироваться.

Этот сигнал означает больше, чем просто подтверждение автофокуса, впрочем, как и многое другое, что происходит в камере в фоновом режиме. Чтобы понять, что я имею в виду, посмотрите в ваш видоискатель. Вы должны увидеть много цифр и параметров, которые будут варьироваться от камеры к камере, но они должны по крайней мере, напоминать изображенное ниже.

 
уроки фотографии бесплатно
уроки фотографии бесплатно

Как вы можете видеть, все обсуждаемые выше настройки представлены в видоискателе. Когда вы на половину нажимаете кнопку спуска и слышите звуковой сигнал, эти показатели загорятся и покажут выбранные вами настройки, а также то, как камера оценивает имеющееся освещение.

 
уроки фотографии бесплатно
уроки фотографии бесплатно

Здесь камера говорит нам, что мы установили выдержку 1/125, диафрагму 4,0, ISO - 200. Однако настоящая магия происходит с индикатором уровня экспозиции. Он показывает нам, что мы не пропускаем достаточно света в камеру. Мы узнаём об этом потому, что загорается сегмент индикатора слева от центра. Если бы загорелся сегмент справа от центра – это означало бы что света поступает слишком много. Целью является зажигание центрального сегмента.

 
уроки художественной фотографии
уроки художественной фотографии

Теоретически, центральное положение индикатора обеспечивает картинку, которая не слишком светла и не слишком темна.  Правда, некоторая коррекция экспозиции иногда необходима, но в большинстве случаев настройка по центральному положению будет лучшим выбором. Чтобы освоить это на практике, давайте представим сценарий съемки.

Получение отличного снимка

Допустим, вы снимаете днем в помещении день рождения. Как это часто бывает, свет нормальный, но не отличный. Используя приведенную выше информацию, вы знаете, что, поскольку света немного – вероятно придется поднять светочувствительность до 800 единиц. Конечно, вы предпочли бы снимать на ISO 100, но это будет невозможно в данных условиях.

Вы также знаете, что недостаток света можно компенсировать открытой диафрагмой. Допустим, ваш объектив имеет максимальную диафрагму f/4, так что её вы и установите. Вас устраивает небольшая глубина резкости поскольку это даст приятно размытый фон и четкий объект как в профессиональной фотографии.

Поскольку снимать вы будете движущихся людей, вы хотите выбрать достаточно короткую выдержку чтобы получить резкие фотографии лишённые смазов. Следовательно, вы устанавливаете выдержку 1/200.

 Далее, вы смотрите в видоискателе, фокусируетесь на объекте и видите следующее:

 
уроки художественной фотографии
уроки художественной фотографии

Вы сразу можете сказать, даже не делая фотографии, что изображение получится слишком тёмным. Ваша диафрагма уже максимально открыта и вы не хотите дальше увеличивать ISO в ущерб качеству, поэтому единственным вариантом будет удлинить выдержку чтобы пропустить больше света к матрице.

Самое замечательное, что вы можете сделать это, даже не отрываясь от видоискателя. С камерой у ваших глаз, вам доступно как минимум одно колесико управления под указательным пальцем правой руки. Настройте этим колесиком выдержку. В действительности вы можете изменить все настройки перечисленные выше не отрываясь от видоискателя – обратитесь к инструкции вашей камеры для уточнения как это делается на вашей конкретной модели.

Таким образом, чтобы решить проблему, показанную на рисунке выше, просто переместите колесико настройки пока индикатор не остановится по центру.

 
уроки художественной фотографии
уроки художественной фотографии

Выдержки 1/100 должно хватить для съемки с рук без особого размытия. Но имейте в виду, что для съемки с более длинными выдержками вам придется ограничиться съёмкой статичных сцен или использовать штатив.

Если вы снимаете с рук и подстройка экспозиции приводит к слишком медленной выдержке (скажем, 1/50), попробуйте повысить значение ISO или уменьшить фокусное расстояние (если ваш объектив это позволяет). Обратите внимание, что если вы используете вспышку, вы можете снимать при гораздо более медленных выдержках поскольку вспышка заморозит движение.

Использование режима AV и автоматического режима

Если вы потерялись в настройках, попробуйте перейти в автоматический режим и наблюдайте за работой автоматики камеры.  Это поможет вам лучше сориентироваться, прежде чем начать играть с вашими собственными настройками в ручном режиме.

Иногда вы снимаете мероприятия, имеющие такую высокую интенсивность, что ручной режим становится неудобным и раздражающим. Недавно я снимал вечернюю игру в хоккей. Освещение в различных областях катка значительно отличалось, игроки были в постоянном движении, и я экспериментировал с различными фокусными расстояниями объектива. Следовательно, съемка в ручном режиме потребовала бы подстроек большого количества параметров и снимать удалось бы гораздо меньше чем мне хотелось.

В этих условиях, хороший выход – съемка в режиме приоритета диафрагмы (AV). Этот режим позволяет вам установить собственные ISO и диафрагму, благодаря чему вы получите контроль над глубиной резкости и уровнем шумов. А камера автоматически позаботится о правильной выдержке за вас. Посмотрев в видоискатель в этом режиме, вы увидите, что камера динамически подстраивает параметры так, чтобы индикатор уровня экспозиции находился в центральном положении независимо от того, как вы снимаете.

При съёмке в режиме приоритета диафрагмы, вам всё равно придётся присматривать за выдержкой, чтобы убедиться, что ваша камера не установит её слишком медленной. Опять же, когда она начнет опускаться заметно ниже 1/100, попробуйте изменить другие настройки, чтобы дать матрице больше света. Даже если ваши фотографии выглядят достойно на маленьком экране камеры, вы будете разочарованы, увидев их размытыми, когда вы экспортируете их в компьютер и будете просматривать в полном размере.

Старайтесь избегать съемки в автоматическом или любом из полуавтоматических режимов когда это возможно. Чем больше практики вы получите в ручном управлении камерой, тем проще для вас будут все настройки вашей камеры. Это позволит вам увереннее подходить к настройке экспозиции практически в любой ситуации и поможет вам стать гораздо лучшим фотографом.

Заключение

Таким образом, если ваши фотографии слишком светлые, попробуйте укорачивать выдержку, прикрывать диафрагму, и/или понижать ISO.  И наоборот, если ваши фотографии получаются слишком тёмными, удлиняйте выдержку, открывайте диафрагму, и/или увеличивайте ISO.

Внимательно следите за индикатором уровня экспозиции в видоискателе камеры и пытайтесь так настроить параметры, чтобы он загорался в центре.  Если по каким-то причинам это создает кадр, по-прежнему слишком тёмный или слишком светлый, применяйте соответствующую корректировку экспозиции.

Наконец, если у вас есть проблемы со съемкой в ручном режиме, начните снимать в автоматическом чтобы присмотреться к правильной настройке или перейдите в режим приоритета диафрагмы, чтобы камера контролировала только выдержку, в то время как вы позаботитесь об о всём остальном.

Источник: http://photo-monster.ru
 
Специально на Фотокто курс "Научись фотографировать лучше" Ссылка на курс: http://3009.ru/nfl/special/
 
Смотрите еще:
 
Просмотры: 16391
 

Комментарии:

Татьяна A
спасибо
29.08.2013 - 00:16:30
 
Дмитрий Давыдов
"Обратите внимание, что если вы используете вспышку, вы можете снимать при гораздо более медленных выдержках поскольку вспышка заморозит движение."
Намудрили что-то со вспышкой... Прежде всего она даст много недостающего света и более медленные выдержки приведут к переэкспонированию.
29.08.2013 - 01:20:56
 
Andrei Dolzhenko
Дмитрий Давыдов, есть такой прием, чтобы "вытянуть фон" в ночной фотографии. Для этого ставится настройка вспышки "по задней шторке" и длинная выдержка. Вы жмете спуск, камера с помощью длинной выдержки выхватывает фон, а потом вспышка "морозит" основной объект съемки... :)
29.08.2013 - 08:43:38
 
Виктор Сопильняк
Для меня очень полезная инфа! Только сейчас узнал как работать с экспозамером. Спасибо!!
29.08.2013 - 16:37:20
 
Юрий Дьяков
Господа. Все бы хорошо, если бы не одно но. Кто сказал, что экспозиция выдаваемая экспонометром камеры как правильная является таковой? Чаще всего, она таковой как раз не является. Камера сильно ошибается. Особенно в сложных световых условиях. А вот задача: снять модель на которую падает свет из окна так, что бы экспозиция на модели и на пейзаже за окном была правильной. Что не получается? И не получится. Все дело в динамическом диапазоне, широты которого не хватает. По этому и была придумана HDR фотография. Дающая возможность за несколько снимков проэкспонировать все правильно. Поэтому, смотри на экспонометр, а делай по своему. Личный опыт.
30.08.2013 - 19:50:03
 
Наталья Шевякова
Огромное спасибо за материал! Все описано доступным языком!
02.09.2013 - 00:25:29
 
Лейла Матар
Юрий, для этого нужно использовать вспышку, либо отражатель и все будет гуд. ХДР вовсе не обязательно.
Про ошибки камер: может быть и ошибаются именно камеры, но если это любительские... дорогие же камеры ошибаются скорее из-за рук держателя фотоаппарата. Поставьте точечный замер экспозиции и измеряйте по нужному объекту ее.
02.09.2013 - 00:52:20
 
SergioSt    
Давно снимаю с эксповилкой, очень удобно в плане контроля экспозиции. И рекомендую научиться использовать положительную/отрицательную экспокоррекцию, весьма полезно при разных условиях съемки.
02.09.2013 - 11:11:35
 
Николай Глазьев
Хочу обратить внимание на то, что выбором значений выдержки и диафрагмы достигается не только требуемая экспозиция, но и определённые эффекты. Например, снимая подвижную воду, такую, как водопад или фонтан, выдержкой добиваются нужной степени "заморозки" её движения: от зависших в воздухе взлетевших капель до неразличимости струй, превращающих поток в некое подобие прядей седых волос (почему-то сейчас это модно). А открытая диафрагма позволяет более чётко выделить основной объект, на котором фокусируемся, на фоне заднего плана, который становится более размытым (эффект боке). Или при настройке оптики фотоаппарата на гиперфокальное расстояние (при выбранной диафрагме) получить резкий снимок, начиная от ближнего плана до бесконечности. Таким образом, к выбору параметров экспозиции нужно подходить более творчески, а не просто для получения нормально экспонированного кадра.
А технологию HDR (ХДР) лучше использовать при съёмке неподвижного сюжета, например, пейзажа с солнцем или иным ярким объектом в кадре, т.к. при этом программно сливаются (в фотоаппарате или потом, в ФШ) в одно изображение от 2 до 5 (может и более) снимков. И, если при этом в поле зрения объектива попадётся подвижный объект, то результат может быть неудовлетворительным. И вспышка не всегда поможет хотя бы из-за того, что освещает только достаточно ближний план (в зависимости от её мощности).
Эксповилка - это и есть начало HDR. Если в камере есть есть формат RAW, то обязательно снимайте в нём снимки, которые считаете высокохудожетственными, т.к. в ФШ Camera RAW, например, можно многое исправить и подправить, довести задуманное до совершенства.
29.12.2013 - 23:41:49
 
Энди Ти
Предлагаю переименовать статью в "Урок фотографии. Что показывает индикатор в поле зрения видоискателя." Ибо, если замахиваться на "всегда правильную экспозицию", то автор должен всё время снимать нечто светло-серое ...
13.07.2016 - 14:36:24
 
Vladimir Zhavoronkov
это вам не пленка, сделали кадр посмотрели, темно светло, докрутили как надо, уже куда проще или лень настолько одолела, что лень лишний кадр сделать, встроенный экспонометр не панацея, так как камера не может знать что вы задумали
07.08.2016 - 10:50:07
 
Ольга Крылова
Большое спасибо за статью, очень пригодилась мне, как начинающему фотографу!
10.08.2016 - 21:22:01