Занимаясь обучением студийной фотографии и наблюдая за первыми шагами своих учеников, я постоянно отмечаю один немаловажный момент. К сожалению, подавляющее большинство новичков, приступая к работе в студии, боятся хотя бы попробовать весь диапазон доступных насадок и долгое время игнорируют многие из них. Чаще всего их выбор останавливается на больших софтбоксах, а первые попытки снимать с жёстким светом откладываются на неопределённый срок.
Так что именно начинающим фотографам и адресованы эти статьи. Они написаны с одной единственной целью — расширить ваши представления о студийном свете, побудить вас к экспериментам и помочь отказаться от упомянутых ограничений вроде применения только огромных софтбоксов. Для этого мы рассмотрим широкий диапазон популярных типов насадок и на примере несложных световых схем продемонстрируем, как эти насадки могут использоваться при съёмке людей. При этом я не хочу тратить время на демонстрацию того, какой рисунок даёт каждая из насадок в отдельности. В сети вы легко найдете немало обзоров с установленными напротив белой стены манекенами, освещёнными тем или иным способом. Такие картинки позволяют хорошо рассмотреть формируемый свет, мягкость теней и другие подробности — ищите и изучайте! Я же хочу показать применение всего спектра насадок на конкретных примерах, то есть продемонстрировать, как они могут работать в реальных световых схемах, что, на мой взгляд, гораздо важнее.
Весь обзор мы проведем на примере студийного оборудования Hensel. Причин, по которым выбор пал именно на эту марку, у меня сразу две. Во-первых, в ассортименте выбранного производителя есть всё, что нам может понадобиться — Hensel предлагает широчайшую линейку светоформирующих насадок. Во-вторых, Hensel выпускает студийное оборудование всех возможных ценовых категорий; на сегодняшний день это самый широкой диапазон представленных на рынке решений с точки зрения стоимости. А мне кажется, что будет особенно интересно задействовать в нашем обзоре оборудование совершенно разных ценовых категорий. Начав с моноблоков Hensel Integra Mini 300, которые при немецком качестве остаются самыми доступными для начинающих фотографов, мы перейдём к представителям самого популярного класса «пятисоток» — моноблокам Hensel Expert D500, затем к генераторам — студийному Hensel Nova D 2400 и батарейному Hensel Porty L 1200, а в заключение даже попробуем с ними Briese Focus 96 Kit — осветительную насадку стоимостью более полумиллиона рублей. Именно таким широчайшим ассортиментом Hensel и привлекателен для большинства новичков: для начала можно приобрести самый бюджетный комплект, дешевле которого просто нельзя найти что-либо путное; а затем, с ростом профессионализма и потребностей, улучшать его, докупая новое полностью совместимое оборудование с тем же байонетом, вплоть до наборов hi-end, по цене сопоставимых со стоимостью квартиры.
Итак, мы рассмотрим применение следующих типов светоформирующих насадок: различные фотозонты, стандартный 18-сантиметровый рефлектор и глубокие рефлекторы, софтбоксы и октабоксы различных размеров, стрипы, а также портретную тарелку и огромный параболический зонт. Для построения световых схем мы также задействуем соты, шторки и даже парочку фильтров (так называемых гелей), но при этом постараемся не использовать слишком сложные схемы, а остановимся на простых вариантах. Я также постараюсь не задействовать хоть и очень полезные, но доступные далеко не во всех студиях дополнительные аксессуары — например, флаги.
Схема 1: Стандартный 18-сантиметровый рефлектор и зонт на отражение
В первой схеме мы попытаемся обойтись минимальным набором оборудования, который может позволить себе любой фотолюбитель. А большинство новичков, приобретая свой первый импульсный свет, останавливают выбор на готовых комплектах. Именно таким начальным комплектом, самым простым и доступным, мы и воспользуемся. В нашем распоряжении будут два моноблока Hensel Integra Mini 300, стандартный 18-сантиметровый рефлектор и белый зонт на отражение. Этот комплект под названием Hensel Integra Mini 600 Kit можно приобрести по цене около 40 тыс. рублей (причём в цену уже входят две стойки и сумка для переноски).
Наша первая цель — используя очень жёсткий по своей природе стандартный рефлектор, получить достаточно равномерное освещение, объёмное и фактурное, но не чрезмерно контрастное и без сложных резких теней, похожих на тени от полуденного солнца.
Усложним задачу, надев на рефлектор крупную 30-градусную сотовую решётку. Таким образом мы получим более узкий световой поток, что сделает светотеневой рисунок ещё объёмнее и выразительнее. Кроме того, благодаря соте мы избежим попадания света на фон, сконцентрировав его на модели.
Для получения равномерного градиента на границе формируемого рефлектором светового потока добавим диффузный фильтр. К тому же он обеспечит нам более плавную растушёвку теней, причём без заметного уменьшения жёсткости.
Всего в нашей схеме будет задействовано два источника света. Первый с описанным рефлектором, сотой и диффузным фильтром мы разместим сверху, перед лицом модели. Для этого очень удобно использовать стойку типа «журавль», но можно обойтись и обычной стойкой, например, из предложенного комплекта.
Естественно, основная задача — разместить рефлектор так, чтобы получить на лице и теле модели красивый объёмный светотеневой рисунок. Для этого нужно опытным путём найти оптимальное расстояние до лица и нужный угол расположения рефлектора.
Найдя для основного (так называемого «рисующего) источника света наилучшее положение, снизим контраст, осветлив самые тёмные участки снимка. Для этого нужно добавить так называемый «заполняющий» свет. В данной схеме используем для него белый зонт на отражение, расположенный на расстоянии нескольких метров перед моделью. Чем ближе к модели мы установим источник заполняющего света, тем локальнее будет его влияние и тем меньше он будет освещать фон. Главное тут — не переборщить с мощностью, чтобы лишь минимально осветлить самые тёмные участки и вернуть на них фактуру, не потеряв объёмный рисунок.
Схема 2: Софтбокс 90×90 см и зонт на отражение
В этой схеме мы также ограничимся двумя простейшими источниками света, входящими в комплект Hensel Integra Mini 600 Kit, однако добавим к входящим в комплект насадкам небольшой софтбокс размером 90×90 сантиметров.
Моноблок с этим софтбоксом мы и разместим над головой модели, чуть впереди, в качестве рисующего света.
При этом, как и в прошлом случае, наша основная задача — найти оптимальное расстояние между насадкой и моделью, а также «нащупать» лучшее положение софтбокса, постепенно выдвигая его вперёд. Чем больше мы будем его выдвигать, тем более «фронтальным» станет светотеневой рисунок, тогда как положение над головой даст максимальный объём. Расстояние же между светильником и моделью определит контраст и, в силу изменения углового размера софтобкса, повлияет на жёсткость.
При удачном расположении софтбокса заполняющий свет нам не потребуется, так что мы могли бы вполне обойтись и одним единственным моноблоком. При этом свет получился объёмный, но равномерный, без провалов и слишком глубоких теней, нуждающихся в заполнении.

Схема 6: Стрип-бокс 30х150 сантиметров
Стрип-бокс — очень удобная во множестве ситуаций насадка. С ним одним можно создать такое огромное количество световых схем, что для описания только основных потребуется отдельный большой цикл статей. Но в рамках этого обзора я ограничусь всего одной, самой простой схемой, а потому буду вновь использовать только один источник света — это позволит нагляднее продемонстрировать характер светотеневого рисунка, формируемого мягкой насадкой.
Снова воспользуемся генератором Hensel Nova D 2400, но ограничимся лишь одной головкой. Установим на неё стрип-бокс Hensel Ultra Softbox IV 30×150.
Благодаря своей форме стрип как насадка, если можно так выразиться, мягкий в длину и достаточно жёсткий в ширину. Для фотографа это открывает немало возможностей. Самая очевидная из них — возможность достаточно длинным стрипом осветить модель хоть в полный рост, при этом сохраняя свет не слишком мягким вследствие небольшой его (стрипа) ширины.
Чтобы продемонстрировать это на практике, расположим стрип вертикально перед моделью.
Конечно, в приведенной схеме мы используем стрип-бокс самым очевидным и, я бы даже сказал, примитивным образом, зато это позволит нам очень наглядно продемонстрировать характер получаемого освещения.
уроки фотографии бесплатно
Схема 7: Огромный параболический терабокс
Несмотря на заголовок, в этом пункте, пожалуй, было бы некорректно говорить о какой-либо световой схеме. Я хочу просто продемонстрировать характер света, получаемого при помощи больших параболических зонтов.
Большие параболы — мечта многих начинающих фотографов. Моду на них ввёл Broncolor со своими гигантскими зонтами Para. Глядя на их заоблачный ценник, многие верят, что за такую-то цену они и вправду должны выдавать какой-то волшебный «бриллиантовый» свет, обещанный маркетологами. Но, увы, чудес не бывает. Точно также, как даже на самых дорогих фотокамерах до сих пор нет кнопки «Шедевр», даже самый дорогой свет не улучшит качество ваших снимков, если вы чётко не понимаете, зачем он вам нужен. Как и любая другая светоформирующая насадка, большая парабола — всего лишь один из множества инструментов, имеющих своё назначение и свою сферу применения.
Основное преимущество параболического зонта заключается в том, что его глубокая форма (при условии грамотного расчёта геометрии и качественного исполнения, разумеется) обеспечивает очень равномерное свечение с совсем незначительный спадом по краям. Вкупе с огромным размером такое ровное распределение света позволяет очень равномерно осветить сцену. В то же время на практике любой параболический зонт имеет явно выраженный фокус, яркое световое пятно в середине и плавное угасание к краям. Это позволяет сформировать световой акцент.
Ещё одно преимущество относительно однородного по всей площади света, способного оставаться мягким даже на довольно больших расстояниях, заключается в том, что он оставляет максимально большую свободу для перемещений модели. Фотограф при этом может перемещаться прямо перед источником света, не отбрасывая тень на модель и фактически не влияя на светотеневой рисунок.
В нашем тесте я буду использовать Hensel Terabox Deep Space 193. Это глубокий (глубина 120 сантиметров) восьмигранный терабокс параболической формы. Как и следует из его названия, диаметр внешней кромки — 193 сантиметра. То есть, даже касаясь нижним краем пола, он будет «на голову» выше меня. Кстати, одна только сборка этого гигантского зонтика — целое приключение.
Terabox Deep Space 193 комплектуется внутренним диффузором, но может использоваться и без него, превращаясь в огромный параболический рефлектор. Я оставлю диффузор, получив нечто вроде очень большого октабокса с равномерным свечением.
Чтобы как можно нагляднее показать характер освещения, просто поставим его перед моделью. Думаю, фотографии будут красноречивее слов:
уроки фотографии бесплатно
Как вы можете видеть, терабокс отлично справился со своей задачей. Используя всего один источник света, мы получили довольно мягкий объёмный рисунок, плавные градиенты, заполнение в тенях и в то же время видимый световой акцент, напоминающий эффект виньетирования.
Схема 8: Briese Focus 96 Kit
Итак, начав этот обзор с самого бюджетного набора из двух 300-джоульных моноблоков, мы добрались, наконец, до самого дорогого источника света, с каким мне когда-либо приходилось снимать.
Briese Focus 96 Kit — световая головка стоимостью более полумиллиона рублей. Она в несколько раз дороже мощного генератора Hensel Nova D 2400, к которому мы будем её подключать. В сумме же система освещения, собранная на основе Briese, будет стоить как небольшой самолёт, причем в прямом смысле. Или как дорогой джип. Или квартира где-нибудь за пределами МКАД. Впечатляет, не так ли? Чего же ждать от столь дорогой насадки?
Как и предыдущая рассмотренная нами насадка, Briese Focus представляет собой довольно большой параболический зонт. Однако его особенностью является возможность фокусировки: лампу можно перемещать по направляющей вдоль центральной оси. Таким образом, рефлектор Briese из обычной светоформирующей насадки превращается в целую систему освещения.
В максимально расфокусированном положении, когда лампа до предела выдвинута вперёд, прибор работает как обычный параболический рефлектор. Причём отличного качества: свет получается мягкий, однородный и равномерный. А по мере того, как мы задвигаем лампу вглубь зонта, световой поток фокусируется. Мне, как и некоторым фотографам, с которыми я обсуждал Briese, в сфокусированном положении он напомнил линзу френеля — такое же выраженное, яркое, но достаточно мягкое пятно в центре, постепенно угасающее к периферии, при идеальной плавности градиентов и безупречно растушёванных тенях. Только в данном случае это была бы линза очень большого диаметра.
Для сравнения сделаем фотографии в двух крайних положениях лампы:
Комментарии: