Светодиоды все больше и больше становятся атрибутом повседневной жизни. И не зря. У них есть масса преимуществ, но давайте рассмотрим те, которые важны нам, фотографам и видеографам.
Преимущество номер один – это малое потребление электричества. Безусловно, для фотосъемки или видеосъемки никто в принципе не жалеет электроэнергии. Даже в профессиональных видеостудиях, где идет непрерывный процесс съемки передач, счета за электричество – не самая важная статья расходов. Но! Нас, фотографов, все-таки волнует малое потребление электроэнергии в том случае, когда приходится переносить на себе источники энергии – аккумуляторы. Вот тогда и задумываешься, «сколько весит электричество».
И если для галогенки в качестве автономного источника питания будет использоваться, скорее всего, бензогенератор, люминисцентный осветитель может уже работать от портативного аккумулятора с инвертором, весом килограмм 5-6.
Светодиодный источник потребляет еще меньше, чем люминисцентный, но самое важное – он работает от постоянного тока малого напряжения и, следовательно, может работать от портативных аккумуляторов, используемых для видеокамер, или даже от пальчиковых батареек. Именно это становится часто решающим моментом при выборе, что же взять на выездную сессию?
Второе преимущество – неубиваемость и безопасность.
Конечно, LED-осветители боятся молотка, а также падений, но все же не так, как большая часть других осветителей. Во всех остальных осветителях используются стеклянные лампы, а ведь стекло – весьма хрупкий материал. Галогенки и лампы-вспышки нельзя даже пальчиками потрогать, так как оставшаяся от них грязь приведет к поломке при нагреве. Светодиодный осветитель – практически ненагревающаяся конструкция, которую можно носить в кармане рюкзака для аппаратуры и даже если запылится, то достаточно встряхнуть и протереть тканью.
Третье – регулировка мощности. Да, светодиоды могут светить с разной мощностью! Скажете эка невидаль – вот лампы-вспышки и галогенки тоже так умеют и даже на некоторых люминисцентных осветителях есть регулировка мощности! Так вот: все так, да не так.
Сначала исключим лампы-вспышки. Они, конечно, для фотосъемки лучше по всем параметрам, но они вспыхивают, а не горят постоянно. Далее разберемся с двумя другими «конкурентами» – галогенными и флуоресцеными осветителями.
Как регулируют галогенные приборы – уменьшают мощность, подаваемую на лампу. Так как свечение в галогенке – это процесс накаливания, то, уменьшая мощность, мы уменьшаем и цветовую температуру. Как следствие происходит искажение цветов.
Как регулируют люминисцентные осветители?
Если вы попробуете уменьшить мощность, подаваемую на люминисцентную лампу, то лампа начнет мигать. Стартер, который зажигает газ в трубке, медленнее накапливает энергию, и лампа будет мигать заметно для глаза. Поэтому регулировка на люминисцентных осветителях возможна только одним способом – там отключают лампы. Если, например, в осветителе RAYLAB RFL-628 OBOX KIT 6 ламп и с обратной стороны у него 6 выключателей, соответственно шаг регулировки у такого прибора – 1 лампа.
Четвертое – долговечность. Неизвестно проверял ли кто-то на практике, но срок службы у светодиодов 50000 часов. Такая цифра, конечно, больше маркетинговый ход, так как это срок службы самих диодов, а осветитель, скорее всего, выйдет из строя быстрее, так как в нем еще есть плата управления и пр. Но все равно, это очень долгий срок, даже в сравнении со сроком службы галогеновой лампы, который составляет «всего» 100-500 часов.
Пятое – отсутствие нагрева. В принципе, конечно, они тоже нагреваются, но до допустимых температур – например, получить ожог невозможно. А самое главное – светодиоды не расплавят фильтры и любители поснимать с постоянным светом, применяя при этом цветные фолиевые фильтры, получат огромное удовольствие от работы.
Недостатки есть. В чем преимущества аналогов? Для хорошей светимости нужна большая излучающая площадь. Например, экспопара панели из 600 светодиодов YongNuo YN 600 на расстоянии 1 метра:
- диафрагма – 4,0 и 9/10″
- выдержка – 1/60 c
- ISO – 100
Это большая панель, размером 15х23 см (плюс поля по 1-2 см). Надеть на такую панель тубус, чтобы получить точечное освещение, сложно. Тем не менее, уже несколько производителей начали выпускать приборы с яркими светодиодами, сосредоточенными в одном небольшом прямоугольнике, например FTR-1131 Jinbei EF-100 LED.
Еще одной слабой стороной прибора является спектр его излучения, с ярко выраженным синим цветом. Так как излучение светодиода – это не процесс нагрева, то излучение от него несколько отличается от спектра солнечного света или вспышки. Но это становится критичным только для высоко профессиональных снимков, хотя достаточно просто корректируется светофильтрами. Да и производители приборов успешно борются с этим явлением.
Примерно те же эволюционные шаги в свое время делали люминисцентные лампы: сначала наблюдалось повальное увлечение, затем находили критические недостатки (мерцание, вредность для окружающей среды, неприятный спектр) и начинали с ними бороться. Современные люминисцентные студийные осветители уже не мерцают, светят с нужной цветовой температурой и заняли свою нишу. Их можно увидеть сейчас в любой видеостудии.
Те же шаги делает и светодиодное освещение, постоянно происходит совершенствование, удешевление и не удивляйтесь, если через десяток лет люминисцентные лампы можно будет увидеть только в фильме ужасов в сценах, где герои обследуют заброшенные здания.
Комментарии: