Дорогие друзья!
Сегодня я хотел бы поговорить с вами о стрит-фотографии и услышать ваше мнение о данном направлении жанровой фотографии… Я очень много размышлял на тему: а чтО же всё-таки из себя представляет уличная фотография? Для многих академиков этого жанра - это не просто жизнь людей на улицах города, но это дух городских улиц, который проникает практически в каждый уголок дома или строения и не ограничивается только тротуарами улиц, витринами магазинов и общественным транспортом… Но почему всё-таки стрит-фотография обособилась от жанровой фотографии? Я считаю, что жанровая фотография в своём классическом понимании – это визуальный иероглиф, который рассказывает историю, которую хочется посмаковать своими фантазиями и дополнить эту историю своим содержанием… Что же касается стрит-фотографии, то на мой взгляд – это нелепости городской жизни. Несмотря на то, что стрит-фото - составная часть жанровой фотографии, между ними огромный разрыв в представлении сюжета. Стрит-фото вобрало в себя как элементы жанровой фотографии, так и городского пейзажа и юмора. Вся нелепость в кадре, как правило, представлена многопланово. Если в сюжете нет многоплановости, то сюжет просто обедняется. Самое интересное это то, что нелепость создаётся фотографом, а не жизненной ситуацией. Другими словами, в жизни этой нелепости может и не быть, но в стрит-фото она обязательно должна быть собрана в рамку кадра. Это подобно тому, как если бы мы собрали героев из разных сказок в одно место, в одну сказку…
Скажу более того, стрит-фотографию можно отнести к актуальному искусству… Актуальное искусство – это искусство скорее забвения нежели памяти… Актуальный художник действует так, что каждый новый его жест стирает предыдущий… Вот почему он всё время повторяется, хотя и каждый раз по-разному и с той силой новизны, которая заставляет забыть сделанное... В стрит-фотографии используются одни и те же приёмы и шаблоны, которые хоть и применяются на примерах разных сюжетов, но по сути основа у них одна и та же… Причём одни и те же шаблоны применяются разными фотографами… Хочу ещё раз отметить, что стрит-фотография – это направление жанровой фотографии, а посему оно в чистом виде не существует и соответственно не все стрит-фотографии стираются из памяти сразу же после просмотра следующей… Кстати, мы с вами можем провести маленький эксперимент… Я в этом выпуске размещу стрит-фотографии малоизвестных фотографов, а когда выйдет второй выпуск, и вы увидите новые работы, то попробуйте вспомнить хотя бы одну работу из первого выпуска и рассказать о чём она или что на ней было изображено…
Друзья, мне хотелось бы услышать ваше мнение на эту тему… Что вы думаете по этому поводу?.. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе совместными усилиями…))
Комментарии:
Вопрос: почему именно нелепость?
Что Вами вложено в это слово? Совпадения? Связи между разрозненным вне кадра?
Какая нелепость заложена у John Goldsmith?
Спасибо! Очень интересно!!!
спасибо
Все мы на улице ищем моментов, совпадений и перекличек. В этом удача фотоохотника. Замечательно, если спонтанный снимок получит потом иное прочтение, как в понравившемся мне сюжете о полотере. Для меня он затирает реальность (здесь и сейчас). Помните, лангольеры жрали ее снаружи а он вот подтирает изнутри. Думаю, что можно навертеть еще кучу вариантов прочтения. А ведь в момент съемки думать некогда. На это просто нет времени. Сработала ассоциация на черное-белое, быстро выбрана пропорция и чуток времени на ожидание нужной фазы движения человека. Щелк!
Печально, если снимок построен только на чем-то выбивающемся из среднего, коробит когда герои поданы в неприглядном виде и это не оправдано сюжетом или вкусным композиционным решением.
Вы пишите: "...коробит когда герои поданы в неприглядном виде и это не оправдано сюжетом или вкусным композиционным решением". Я думаю, что для некоторых стрит-фотографов жанровые фото-шаржи - это основной козырь в их стрит-творчестве... Понятно, что кому-то из персонажей их комичный вид скорее всего вряд ли бы понравился, но жизнь такова, что здесь основной упор делается на зрителя, для которого всё это делается, а персонаж - это всего лишь творческий материал... Это уже вопрос этичности и у каждого фотографа планка этичности своя...
Это не хорошо и не плохо, это есть, потому что имеет право быть. И спасибо за приведенную умопомрачительную графику Винтера.
"Мне кажется, что стрит-фотография не требует какой-то глубокой осмысленности как в чистом жанре (репортаж, жанровый сюжет или даже срежиссированная постановка)."
Спорю на примере крайней в подборке работы (David Gibson). Эту раздираемую противоречиями картинку выбирал в Вас явно не график. Она относится к той чудесной категории работ, которые нужно рассматривать.
http://www.adme.ru/tvorchestvo-fotografy/reshayuschij-moment-546455/
Чтобы ответить на ваш вопрос в каком жанре он снимал, дайте мне ваше определение стрит-фото... Что вы вкладываете в это понятие?..
Еще одно замечательное качество этого жанра - это продукт наблюдения. Роскошь остановиться и поискать интересные мелочи в обыденности доступна немногим. А уж кому будет интересен результат зависит от жизненного багажа и мастерства наблюдателя. Стрит - это очень субъективный взгляд.
К этому посту я специально выложил несколько новых стрит-фото (http://fotokto.ru/id98916/photo?album=51368), но не знаю, буду ли еще это делать – интереса к этому жанру на ФотоКто я не вижу, но очень благодарен Сергею Андрейчуку за возможность высказаться.
-------------------
ну если честно, у вас в альбоме ну максимум пару фотографий можно отнести к стрит, остальное обыкновенный туристический мусор, плюс обработка ужасна, может из-за этого и нет интереса к вашим фотографиям
Красивая форма реализуется через композицию, а сюжет - через фабулу (художественный конфликт)... Если в грамотной композиции нет необходимости указывать на начальную точку отсчёта, которая определяет порядок рассматривания элементов внутри целого, то для сюжета не всё так просто... Хорошо, если сложный сюжет реализован через простые формы, но не всякий зритель может это уловить, поэтому здесь требуется уже название работы как дорожный знак, который указывает путь к прочтению сюжета...)) К чему я всё это говорю?.. Дело в том, что вы правильно выразились кесарю кесарево. а слесарю слесарево... Художественный конфликт каждым человеком читается по разному: для одного это конфликт, а для другого это обыденность, и так называемый решающий момент в одном случае он решающий, а в другом - обычный шаблон...
Давайте обсудим эту тему, если есть желание...))
Лично для себя я кратко определяю стрит-фото как мини-историю или как квант (мгновение, слепок) уличной жизни. Но именно ЖИЗНИ улицы. Тут нет «решающего момента», при съемке мне без него проще, так же как и г-ну Бухарскому, которого Вы недавно интервьюировали. Я думаю, что для хорошего стрит-фото необязательно должно быть что-то экстра неординарное)) РМ вполне может появиться потом, на этапе редактирования. Сам Брессон редактировал свои фото и нам завещал. Я сторонник качественной картинки и сюжета, где нет ничего лишнего и Вы абсолютно правы говоря, что РМ может служить фильтром при отборе фото, если я правильно понял.
Еще Станиславский говорил «держи форму, содержание подтянется». В этом есть простой ключ к пониманию как создавать стрит-фото, понятные для всех. Зная основные «форматы» и места, располагающие потенциальными сюжетами для стрит-фото, надо идти туда и снимать. Например, блошиные рынки, входы-выходы, общепит, метрополитен и т.д. В данном случае я говорю о формате «зоны змеи», который подразумевает съемку очень близко от человека. Эмоции, запечатленные на фото в результате близкой фотосъемки БУДУТ ПОНЯТНЫМИ и не оставят равнодушными ни слесаря, ни кесаря. Формула в данном случае простая: формат+место+эмоция. Эмоция здесь как один из видов художественного конфликта, а формат позволяет держать форму и задает композицию. Хорошее название в качестве дорожного знака дополнительно обеспечивает правильное понимание фото.
Для более сложных художественных форм, например, таких как «световые пятна» и подобные им, формула такая же, но понятного всем художественного конфликта нет. Следовательно, целевая аудитория гораздо меньше. Вот как-то так, извините за экспромт, если что))
Настоящих кульминационных, или предкульминационных, как вы говорите, фото действительно мало. Не знаю сколько у других, но у меня, навскидку, в этом жанре всего лишь три-пять, не более))
В попадавшихся материалах по уличной фотографии, как правило, сходятся в двух-трех технологиях.
1) выстроить композицию и ждать, как в Пятой авеню зимой Стиглица
2) шел мимо, заметил и взял кадр на удачу
3) не сходя с выбранной точки, пропустить через себя улицу, раствориться в ней и взять все, что совпадет с настроением. Поймать ритм и мелодию что ли услышать (у каждого свое ощущение).
http://fotokto.ru/id75282/blog?view=20417
Теперь о споре... Зачастую непонимание приводит к отторжению, а отторжение практически всегда сопровождается критикой… Критика - практически всегда основа любого спора... В данном случае мы не спорим, а высказываем свои мысли на заданную тему, которые в основе своей имеют больше точек взаимопонимания нежели наоборот...
Что касается уличной фотографии... Если сравнить улицу с водоёмом, то стрит-фотография - это не наблюдение за случайно выпрыгнувшей рыбкой, или за лягушкой, которая квакает где-то в камышах... Стрит-фото - это нечто большее, чем внешнее наблюдение... Это взгляд изнутри, когда фотограф сам находится в той среде, где живут рыбки и лягушки... Он не просто видит эту жизнь, он её чувствует, он ей сопереживает, он ей живёт и, самое главное, он может о ней рассказать посредством своих фотографий... И кстати, не всякий фотограф, имеющий художественный вкус может отразить суть улицы, как и наоборот - например, Вивиан Майер, всю жизнь работавшая няней, снимала просто бесподобные стрит-фотографии http://fotokto.ru/id75282/blog?view=20836