Цитата из книги Валерия Подорога "Kairos, критический момент"
"...Традиционная рамка не посягает на резервное пространство, ибо его поиск, захват и открытие не являются задачей выражения. Инсталляция ничего не выражает и не отражает. Рамка не стремиться к строгости геометрической фигуры, но что она делает всегда – это размещает свои объекты в замкнутых границах «нейтральных» или пустых полей пространственности. Отсюда её специфическая чувственная оптика, которая улавливает в любой вещи её нейтральное, объектное бытие. Любая вещь, событие, тело или сила могут быть инсталлированы, то есть помещены в своё же собственное резервное пространство, и получить в силу этого своё собственное измерение. Так, последовательными смещениями, рамка преобразует вещь в объект, уничтожая отнесённость объекта к субъекту, не допуская возникновения между ними смысловой связи, этого тайного соглашения, благодаря которому мы подчас видим в объекте просто другую вещь, символ, аналогию, иносказание. Лишить вещь её вещности – это значит устранить антропоморфную ауру, окружающую её в повседневном мире; откопировать её образ двойником из того пространства, которое она никогда не может занять, оставаясь именно этой вещью. Вот почему объект для инсталляции – это не модель вещи или процесса, не проекция, но копия, и причём здесь не столь важно, насколько она «точна», важно лишь то, что эта копия должна полностью нейтрализовать качественное разнообразие вещи. Повторить, скопировать, снова повторить скопированное и так далее, пока всё, что ещё напоминает в объекте вещь, не будет стёрто и она не предстанет перед нами в качестве чистого повторения самой себя. Рамка и есть такое копировальное устройство, которое производит ничто вещи, её видимое неприсутствие.
И потом, вероятно, не следует забывать, что геометрически инсталляция двухмерна, что она прежде всего – рамка, даже если кажется, что выставочные объекты вводят дополнительные измерения и создают ощущение объёма или глубины. Одно дело – быть рамкой, плоской и инертной, а другое – задавать путь в пространстве. В чём великое достоинство инсталляции как художественного жеста – в том, что она освобождает пространство от агрессивности человеческого тела и вещей. Она высвобождает саму пространственность как чистое действие пространства, не занятого вещью, и тем самым позволяет нам увидеть вещи без той ауры господства, которой они окружены в захваченном ими пространстве..."
"
Комментарии:
Спасибо Сергей за полезную интересную информацию.
-я вас спрашиваю...(с)
вот уж у кого недовольных хоть отбавляй
/на улице - в упор - со вспышкой/
с ув)
Айдимир, старался выбрать как можно больше стрит-фотографов, чьи имена не просто не на слуху, но и в Интернете которых очень сложно найти... А Брюсу Гильдену надо посвящать отдельную тему, потому что одной-двумя фотографиями его творчество не раскрыть...))
Кстати, предлагайте темы к обсуждению внутренних и внешних составляющих стрит-фото...)) Уверен, что совместными усилиями мы сможем разобраться в самых непростых вопросах этого жанра...))
Спасибо!
Сергей, странная выборка, с примесью. Стрит ли это?
Многие кадры вызвали вопрос: "Зачем была нажата кнопка?". Они воспринимаются только по прочтении поста об инсталляции, но вопрос все равно остался.
Да, я , как и многие, предпочитаю проверенные временем способы изложения. Убеждена: чтобы быть понятым необходимо приложить усилия, в том числе в языке изложения. Небрежность + технологии короткого шока - эти новинки набирают обороты. Время покажет.
Убеждения мои не мешают с интересом следить за ходом Ваших рассуждений. Вопросы же вызваны желанием понять, а не поспорить :)
Евгения, зачастую одна работа конкретного автора не всегда может подтолкнуть сознание зрителя на генерацию нового содержания... Как правило, в таких случаях помогает знакомство с другими работами этого автора... В качестве примера посмотрите философию Kramer O'Neill, на чью работу я сослался выше, в его фотографиях по следующей ссылке:
http://picturesofpeopleandthings.com/
А может такого жанра вообще нет? Есть репортажное фото с небольшим «сдвигом по фазе». Чем больше сдвиг, тем больше движение в сторону «артхауса», целевая аудитория которого ничтожна, ну и бог с ней. Стоит ли ради этого огород городить? Например, г-н Максимишин снимает репортажи для NG и не употребляет слово «стрит», но его работы, в моем понимании, и есть настоящий русский стрит – «суровый и беспощадный», а главное всем понятный. Кстати, брессоновские фото тоже всем понятны и снимал он в СССР и др. странах именно репортажи.
Формальный подход при определении жанра абсолютно правильный (Брехт, Станиславский и Брессон здесь заодно), но он должен быть очень простым, ясным для быстрого прочтения и 100%-го понимания. ИМХО)))
1. Жанровая фотография в чистом виде перво-наперво должна раскрывать психологию личности во взаимоотношениях с другими людьми, с природой и, конечно же, с самим собой...
2. Стрит-фотография - раскрывает психологию и дух улицы (города) во всех своих проявлениях...
3. Репортаж - это психологическая составляющая конкретного события. Кстати, репортажи бывают разные по месту и это не обязательно городская среда...
Я согласен с вами, что все эти направления имеют много точек соприкосновения и не имеют между собой жёстких конфронтационных границ, но ареал их обитания (глубина водоёма) я уверен разная... Глубже всех находится жанровая фотография... Именно это направление поглощает в себя стрит-фото, которое с одной стороны раскрывается через психологию человека, но между тем здесь подмешивается такие ингредиенты как городской пейзаж, интерьер, мода, животный мир и т.п. Репортаж очень похож на стрит-фото, но реализуемые задачи у них несколько разные - репортаж в городской среде раскрывает всего лишь один событийный сектор стрит-фото... Стрит-фото же более многообразно в своих проявлениях и содержит в себе огромное множество репортажей... Эти репортажи, как правило, определяются рамками конкретных тем... Пожалуй, это рамки в рамке... Подобную психологию усматривал Малевич в своём "Чёрном квадрате"... (это так к слову вспомнилось в процессе моего рассуждения на эту тему...)
Дайверами становятся от внутренней потребности искать характеры и взаимодействия, а не от прочтения умных статей. Этим людям брать очевидное просто не интересно.
Добыть что-то стоящее в стрите довольно сложно, я несколько месяцев охотилась ежедневно хоть по чуть-чуть, принесла в клюве три кадра, за которые не стыдно, остальное мусор. Несмотря на скромность улова, не жалею, что топтала улицы.
Бессон прав, что не нужно стремиться найти что-то конкретное, а вот внутреннее состояние готовности принять подразумевает свободу от кучи забот, которыми забито сознание.
И не прав Михаил Борисов-Букреев со своими 100 процентами понимания зрителями.
Только внутренняя свобода фотографируемого даст результат и интуиция. Мне так кажется.
Давайте-ка лучше про внутреннюю свободу и таки про восприятие. Мне близок подход Михаила, снимаю я для людей, стал быть, хочу, чтобы они находили что-то свое, им понятное. Захотят ли пересматривать - это уже другой вопрос. Может это зависит от того для кого делается снимок: для себя или для кого-то еще.
Под формулировкой "для людей" я понимаю не штамповку массового производства, а труд ремесленника, вкладывающего труд и душу в штучный продукт. Массовка лучше организована, но и у ремесленника есть своя ниша.
Свободный художник в поисках собственного пути не обременен обязательством перед моделью, мнение материала ничтожно. Другие приоритеты, только и всего :)
Как хорошо выразили.
Вот теперь могу объяснить неприятие нескольких работ из приведенной выборки. Нет ощущения, что за креативом была эта лестница. Если необходимо, то я уточню какие именно кадры, и не поленюсь порыться по ресурсам авторов.
http://fotokto.ru/id75282#photo2009127
В работе Martin Molinero я увидел нечто схожее... Лично мне здесь понравилась нестандартная перекличка между пятнами на асфальте и лаком для ногтей... Я мог бы развить некое своё ассоциативное содержание этой работы, но уверен, что с таким же успехом это может сделать любой зритель, увидев в ней что-то своё... Для меня приём, который использовался в этой работе скорее шаблон, чем креатив... Это - шаблон переклички...)) А на счёт стёртых ступеней лестницы мастерства я вроде бы ничего не говорил...)) Мне кажется - шаблоны не стираются, а наоборот бронзовеют, потому что становятся практически классическими канонами у фотографов, в особенности у тех, кто занимается фотографией профессионально...))
А в такой работе я не вижу ни труда, ни креатива (перекличка действительно технический шаблон). Ничего личного ни к автору, ни к Вам, но я опять не понимаю каким образом здесь раскрывается психология и дух улицы (города).
"...чтобы почувствовать дух города необходимо окунуться в его жизнь, надышаться им, почувствовать биение его сердца..."
Мне кажется, что в этой работе дух улицы (города) раскрывается через такие элементы в кадре как спокойствие ритма жизни, солнечное настроение его обывателей... Это точно город неконсервативных людей, которые придерживаются строгих правил в моде... Жители поддерживают в этом городе достаточный порядок, но не зацикливаются на идеальной чистоте...
Евгения, это поверхностное прочтение фотографии, но уверен, что любой зритель может разглядеть в ней нечто бОльшее, что будет наиболее близко и понятно только ему...))
Сухие факты: летним солнечным теплым днем молодая женщина стоит у обочины недавно отремонтированной дороги, поблизости что-то красили (капли красной и синей краски, наверное рядом стоящий столб).
У меня получается, что героем снимка являются ступни. Они находятся между двумя ярко выраженными диагоналями поребрика и тени от столба и в углу двух параллелограммов, один образуется столбом и левой ногой женщины, другой тенью от основания столба и направлением ступней. Плюс это единственное цветное пятно в кадре, усиленное красным.
- спокойствие ритма жизни - ритмов в кадре хватает, они толкают героиню перейти дорогу, но по расслабленной опорной правой ноге я вижу, что она тут стояла и стоять будет. Согласна, дама никуда не спешит.
- солнечное настроение его обывателей... Погода солнечная, а солнечное настроение - продукт Вашего восприятия
- Это точно город неконсервативных людей, которые придерживаются строгих правил в моде... В жару молодая женщина не открывает ног. Со строгими правилами соглашусь, а на чем основан вывод о точном отсутствии консерватизма не понятно, отнесу к домыслам.
Недавние ремонтные работы действительно говорят о любви горожан к порядку.
Подобную информацию можно вытащить из большинства уличных снимков, если не лень носом по картинке поводить. А чтобы искать, нужно зацепиться. Единственный "крючок" в этой картинке - ступни молодой женщины.
А Вы тут про солнечное настроение и ритмы города :) Все несколько проще, если не попадать в целевую аудиторию.
В первом случае - женщины зачастую красят ногти на ногах, чтобы повысить настроение самой себе (как красивое нижнее белье)...)) И ярко красный цвет тому подтверждение...)) А раз мы видим уже итог, следовательно настроение точно солнечное...))
Во втором случае - я не усмотрел консерватизма в её одежде... В моём понимании консерватизм проявляется в классических элементах моды: туфли и строгая форма юбки или брюк...)) Здесь этого даже близко нет...))
Возможно моя мужская логика и интуиция меня подводит, но опять же повторюсь - это всего лишь моё прочтение работы...))
Кстати, обратите внимание, мы с вами из этого снимка вытащили уже столько информации, что наверное следующим шагом будет сказать, что это небольшой южный городок... Глядя на этот снимок, у меня почему-то возникает стойкое чувство отпускного настроения...))
Фишка в другом. Что-то должно заставить рассматривать. Нужен первоначальный импульс.
Переклички и совпадения прекрасно, этот материал отлично представлен в подборках Пашиса для студентов. Разве технические шаблоны заставляют Вас выделить снимок из ряда других?
Мне кажется, что в этом конкретном случае срабатывает биология. Зацепившись, Ваше подсознательное любезно предложит богатый набор ассоциаций и параллелей и мозг отфильтрует наиболее вкусное.
Я уверен, что именно они и являются теми крючками сознания, иначе бы они не были шаблонами...))
1. Перекличка цвета, геометрии, смыслов...
2. Ракурс (с нижней точки съёмки, а также в направлении продолжения взгляда персонажа на переднем плане, включая сам персонаж)
3. Отражения (в лужах, водоёмах, витринах, зеркалах)
4. Контраст (геометрический: больше-меньше, световой: ярче-темнее, цветовой: противоположные цвета)
5. Минимализм (например, на огромном однородном пространстве выхвачен силуэт человека, парусника и т.п.)
6. Контровый свет и длинные тени
7. Линейная перспектива
8. Перевод в ЧБ (думаю, что это тоже в какой-то степени шаблон...)
Продолжайте...))
Сергей, вот нисколько не удивлена. Шаблон сам по себе - очень слабый крючочек. Хорош лишь в качестве подпорки для чего-то более значимого.
Кажется А. Никишин в одном из своих семинаров сказал, что не надо паразитировать в своём творчестве на стариках и детях, т.к. они практически всегда получаются выразительно и без позёрства... Возможно он подразумевал как раз шаблонность использования таких персонажей... Как вы думаете?..
Мне кажется для начала надо определить ареал паразитирования:
1. Персонажи (старики, дети, известные люди, обнажённые девушки...)
2. Темы (маргинальные, любовь-дружба, сострадание, военные...)
Какие из них сильнее, а какие слабее я думаю всё зависит от зрителя и его внутренней готовности воспринимать тот или иной сюжет на фотографии... Кому-то интересно смотреть на фотографии детей с их непосредственностью, а кому-то нравится психологизм во взгляде и морщинах стариков..., кому-то нравится расчленёнка, а кому-то нежные чувства между мужчиной и женщиной... Мне кажется, что наиболее сильный импульс посылается через некоторую недосказанность и недопроявленность в сюжете...
Вот в этом ключе разобрать картинку действительно интересно. Конечно крючкотворство, но как-то странно делать картинки и не заботиться о том будут их люди смотреть или нет.
"Праздность" http://fotokto.ru/photo/view/188410.html
"Ненужные" http://fotokto.ru/photo/view/1335228.html
"Мысли" http://fotokto.ru/photo/view/59221.html
Я думаю, что состояние переданное в образах является наиболее сильным крючком для сознания зрителя...
К шаблонам я бы еще добавил "зону змеи", т.е. съемку с расстояния не далее метра от объекта - это дает известное искажение пространства и объекта, а к крючкам-объектам - животных (Огилви) и фриков.