Доброго времени, дорогие друзья!!!
Часто в умах людей, которые хотят сделать качественную и красивую фото сессию,встаёт вопрос о якобы непомерно завышенной цене на фото услуги. Ведь у всех тоже есть камеры, ну подумаешь у проф фотографа она чуть подороже так за что же нам столько переплачивать.
А давайте посчитаем вместе, на моём простом примере. И хотя честно сказать я пользуюсь не самой дорогой фото техникой, думаю простые арифметические сложения вам откроют завесу в мир профессионального фото бизнеса.
Вот моя фототехника используемая при съёмке:
Фотоаппарат NIKON D700 Body - 72600
Батарейный блок Nikon MB-D10 - 11500
Аккумулятор Nikon EN-EL3 - 3200
Фотообъектив NIKON AF-S 24-70mm 2.8G- 61250
Фотообъектив Nikkor AF-S 85mm 1.8 - 12500
Фотообъектив Nikkor AF-S 50mm 1.4 - 17000
Фотообъектив Nikkor AF-S 105 mm 2.8 Micro (б/у) - 8000
Фотовспышка Nikon SB -900 - 17500
Аккумуляторы Acme Power 2700mAh x 4 - 2000
Фотоаппарат NIKON D90 Body - 33000
Фотообъектив AF-S 18-105mm 3.5 - 12500
Фотообъектив Nikkor AF-S 35mm 1.8 - 8900 Фото рюкзак LOWERPRO Pro Runner 350 AW - 5200 Карта памяти SANDISK CF Extrim 16GB 60MB/s - 3500 Карта памяти Transcend CF 16GB 300х - 2шт. - 3800 Карта памяти Transcend CF 8GB 300 х -3 шт. - 3600 Карта памяти Transcend CD 16GB, CD 8GB, CD 8GB для NIKON D90 - 1500
Общая стоимость 277550 руб.
Здесь я не считал стоимость студийного оборудования (около 70 тыс.руб.) используемого мной при свадебной, студийной фотосъёмке или при создания Love Story.
Ещё конечно в стоимость услуг проф фотографа нужно включить и оборудование на котором производится дальнейшая обработка фото материала и другие сопутствующие затраты, а именно: Стоимость ПК, Хорошего Проф Монитора, Резервных жёстких дисков, Программ для обработки фотографий, Печать фото книг , заказ оформленных дисков или флешек (входящих в стоимость большинства фотографов), Затраты на Электроенергию, Уплата налогов, Обучение на Мастер Классах и в Фото Школах, поездки , проживание и т.д. и т.п.
Если исходить из того, что снимаю я в основном на D700 ( D90 в основном работает как резервная камера, хотя в своё время он постарался не мало, на него было отснято порядка пятнадцати свадеб) и ресурс D700 составляет 150 тыс. срабатывания затвора, то стоимость одного кадра по грубым подсчётам составляет 2 руб. и если учесть, что за свадебный съёмочный день я делаю от 2-х до 6 тыс.кадров, то себестоимость только амортизации самой техники может составлять от 4-х до 12-ти тыс. рублей, а теперь задумайтесь, как можно отснять весь свадебный день за 5 тыс .руб.
Всё это сказано конечно не с тем, что бы как то кого то упрекнуть, но что бы каждый смог задуматься, что хорошее качество соответственно требует хорошей оплаты.
Ну и естественно немаловажный фактор уровень самого фотографа, который складывается в первую очередь от данного природой таланта и врождённых способностей, потому как присутствие хорошей дорогой фототехники и всевозможный набор технических знаний далеко не всегда могут привести к достойному результату. Поэтому и существует такая разница в расценках фотографов обладающими определённым количеством необходимой фототехники в одинаковом ценовом диапазоне.
Так же в стоимость фотографа нужно включить расходы на постоянное обучение, ибо плох тот мастер который считает себя достигшим всего. Стоимость хороших мастер классов колеблется от 10-ти до 30-ти тыс. руб. да плюс расходы на дорогу и размещение. И это должно являться необходимым условием для нормального роста и развития любого серьёзно занимающегося фотографией.
Хотелось бы развеять миф о якобы сладкой бесшабашной доли фотографа. Многие думают так " Что там за работа,отбегал с фотиком пол дня, получил 20 тыс. и радуйся!" Но не многие могут задуматься над тем, что после этого самого дня с фотиком, о котором скажу чуть позже, следуют долгие часы, зачастую и до полуночи и до утра, кропотливого и мучительного труда по обработке отснятого материала. Ведь внимательно изучить не одну тысячу фотоснимков, это действительно огромный колоссальный труд, что бы выбрать из них именно те, которые действительно имеют в своём потенциале нечто, что в дальнейшем при взгляде на них будет вызывать у людей целую гамму эмоций и драгоценных воспоминаний ушедших в прошлое, но оставшихся на этих замечательных фотографиях. Мучительного ещё и в смысле постоянного поиска творческих решений. Ведь это не фабрика где всё расписано и регламентировано, и ты чётко знаешь, что тебе делать, но здесь ты не ограничен никакими рамками и каждую свадьбу или фото сессию ты хочешь сделать необычной, не похожей ни на какую другую, что бы это доставило истинную радость твоим клиентам. Поэтому так важно иметь определённый настрой и атмосферу, что бы результат твоего многодневного труда мог действительно осчастливить твоих заказчиков.
Хотелось бы сказать ещё несколько слов о самом процессе съёмки. Наверное каждому понятно, что иногда для достижения понимания приходится прилагать неимоверные усилия, это то отчего непосредственно зависит работа фотографа. Легко работать с профессиональными моделями, другое дело люди никогда этого не делавшие. И вот перед тобой стоит задача объяснить и даже научить за короткие сроки как и где лучше снимать, почему нужно перейти или повернуться в эту сторону, а не в ту, почему тот кадр который бы вам показался самым шикарным или место или поза или выражение сейчас не очень приемлемы и не дадут должного ожидаемого результата, и конечно сделать это кажется не реальной задачей. Поэтому очень важно двустороннее взаимодействие между фотографом и моделью, назовём так любого задействованного в фото съёмке. Часто после съёмки свадебного дня ощущаешь себя эмоционально опустошённым, словно выжатый лимон, не хочется даже разговаривать, потому что стараешься без остатка выложиться в процессе съёмки. Ведь очень важно постоянно поддерживать и подбадривать и молодожёнов и их родителей и гостей, да ещё умудриться сконцентрировать внимание на себе так что бы это не стало обременительным и свадебный торжественный день не превратился в унылую бесконечную фото сессию. Поэтому я стараюсь снимать настоящие живые эмоции, то чем люди живут в данный момент, что они испытывают, лишь в некоторые мгновения чуть корректируя движение общего процесса придавая ему динамики и азарта. И конечно хотелось бы увидеть и в свою сторону понимание и готовность вместе сделать этот самый день действительно весёлым и незабываемым благодаря и хорошим фото в том числе. Давай те же будем сотрудничать прилагая максимальные усилия в этом увлекательном, порой не лёгком, но таком здоровском деле!!!
Комментарии:
Даже если снимать 24 часа,то... 6000 делим на 24 и делим на 60. 4,16 кадров в минуту... Один кадр в 15 сек. Здорово. Не, всяк бывает, эт я так, чисто потрындеть....
зы. Да еще надо цены на хлеб и молоко добавить. Жрать то надо фотографу.
На рынке, когда вы покупаете картофель, вам, я уверен, глубоко безразлично, сажалась ли она "под лошадь", трактором или вручную. Вам безразлично, какая мотыга использовалась при окучивании, старая, ржавая советская или новая немецкая из нержавейки. И вам даже всё равно, кто и как копал этот картофель и на чём возил. Возможно, на дорогом мотоблоке, а, вдруг, на старом мотоцикле Урал с убитыми амортизаторами. Вам нужен результат - качественный картофель. Поэтому, считаю некорректным приводить в аргументации стоимость вашего оборудования.
ИМХО пока нет уверенности, что можете сделать добротный снимок с учетом света, цвета, обстановки и композиции, лучшее вообще 25 тысяч в день даже не просить. Получается, что люди заказывают фотосессию, а в итоге получают непрофессиональные снимки, где даже яркое солнце в расчет не берется, снимается всё, как есть.
ЗЫ Ежели чего, я простой фотокорр, знаю, как и чем зарабатывать на жизнь. Но цена одного моего снимка для газеты всего 200-250 рэ. И это при неплохой такой аппаратуре. Да и вообще дело не в аппаратуре. Об амортизации могут заикаться те, кто уже собаку съел на свадьбах и знает, как убрать пандотени в яркий день. Новичкам я бы вообще не советовала сразу ставить цену профи. Вы - не профи, ваши снимки не стоят столько, какой бы аппаратурой вы не снимали. До 25 тыщ в день надо дорасти.
аргументация на тему, что так реагируют именно такие-то люди - известный аргумент. На геев агрессивно реагируют латентные геи, на коррупцию реагируют коррупционеры, на статьи профессионала реагируют неумелые любители и т.д. быть может.
я лишь попытался донести своё мнение о некорректности проведения прямой аналогии стоимости работ со стоимостью оборудования на доступном бытовом примере. все часто же слышат так любимое в среде фотографов сравнение про качество фото - качество оборудование, качество еды - качество кастрюль.
Нормально это или нет, я не знаю. Но снимает он... снимает.... просто... г....
Рублей так на 5-6
http://www.mywed.ru/photographer/detail/photo/1716915/
"квадрат" произведение искусства. Сам Малевич при жизни штук десять таких шедевров раздарил. Это как раз тот случай, когда цена не признак красоты и пр....
зы наверное глупые. Америкосы тупорылые. Что с них взять то?
В стоимость надо закладывать все накладные расходы, в том числе даже стоимость пропитания фотографа на протяжении рабочего дня. Даже, если это и звучит для кого-то как-то смешно. В противном случае можно прогореть.
Надо ли говорить об этом заказчику? Наверное, надо. Во всяком случае скрупулёзные американцы и англичане не стесняются выставлять заказчикам детализированные счета.
Наличие такого счёта, с одной стороны, снимает вопросы справедливости ценообразования, а с другой стороны, показывает фотографа как профессионала и в плане ведения бизнеса.
---
Теперь по поводу количества снимаемых кадров. Нормальному человеку, заказывающему свадебную (или любую другую съёмку), совершенно всё равно, сколько кадров всего снимет фотограф в течение съёмок. Заказчику важно, сколько отличных кадров он получит за все уплаченные им деньги. Поэтому, если кто-то снимает 6000 кадров, кто-то 30000 кадров, а кто-то всего 500, а на выходе для клиента у каждого из них по 100 кадров примерно одного технического и художественного достоинства, то для заказчика, возможно, третий фотограф покажется куда приятнее двух первых: он меньше крутится под ногами на свадьбе, быстрее выдаёт готовый продукт, да и себестоимость у него, скорее всего, в разы ниже :)
---
Сейчас подумал ещё о количестве фотографий со свадьбы - 1200 штук за день.
Возникло сильное сомнение в целесообразности такой массы кадров. Ведь, во-первых, заказчику их надо будет все просмотреть, а, во-вторых, каким талантом надо обладать фотографу, чтобы сделать 1200 РАЗНЫХ ИНТЕРЕСНЫХ снимков?
---
Ну и про фотографии автора, если позволите, пару слов.
Все фотографии (кроме фото №11, наверное) явно любительского уровня. Совершенно справедливо заметила Ирина Романова, что за такую фотосессию 5-7 тыс. руб. будет более, чем достаточно. Думаю, что и Эмин Кулиев согасился бы с ней.
И как-то не правильно вы оцениваете.
Продам 2 карасей (52 и 120 г ) по себестоимости:
бензин- 320 руб
прикормка - 150 руб
червь и опарыш - 80 руб
2 оборванных кормушки -100 руб
штраф за превышение - 200 руб
утопленная мобила - 3500 руб
мойка машины после рыбалки - 300 руб
Итого - 4650 руб.Ну ладно,за 4500 отдам хоть и себе в убыток.))
А если по теме, то да, оборудование должно окупать себя. С автором я согласен.
По поводу качества работ скажу только то, что мне они нравятся. Да и клиенту 100% тоже нравятся. Я более, чем уверен. Я недавно позвал соседку пофоткаться на улице. Она маман с собой взяла. Сделал 5-6 кадров. Отретушировал быстренько и отдал. Обычне кадры, которыми я даже не горжусь. Так им они до сих пор нравятся, что мне приятно очень.
Конечно, фотограф-жених (или невеста) будут смотреть снимки и искать в них недоэкспонированные участки, ужастени, ой-боже-где-рука и тому подобные вещи, а простым, так сказать, не заинтересованным в фотографии людям будет достаточно того, что им отсняли много фотографий в хорошем (пусть даже технически) качестве, которые не стыдно распечатать и повесить на стену в гостинной.
Из своего не столь богатого, как у многих здесь присутствующих опыта съёмок фотосессий и свадеб, могу сказать что клиенту/заказчику зачастую больше нравятся и востребованы порой вовсе не технически правильные, выверенные, снятые на качественную аппаратуру снимки, а так называемые "эмоциональные и жизненные". Казалось бы, можно не заморачиваться с дорогой техникой, и развитием незашореного взгляда - брать зеркалку в категории до 20 тыс руб и знать "щелкать на удачу". Но парадокс кроется в известной всем поговорке "на вкус и цвет..." Кто-то считает произведением искусства фото на телефон (не спорю, есть шедевры мобилографии), кто-то не расстается с любимой мыльницей и плюет на все каноны фотографии, а кто-то тратит сотни тысяч и миллионы на дорогущую технику и мастер-классы. На каждого фотографа и "фАтографа" найдётся свой клиент и наоборот. Трудности лишь в выделении себя среди великого множества вариантов выбора и поиск "своего клиента". А если найдёте его, будьте спокойны, вопроса на что и как снимать не возникнет. Главное "фоткать"!
Из-за свободы выбора и неисчислимых вариантов самого выбора как раз и возникают прения и придирки. За всё надо платить. Культура фотографии как в 80-е годы 20 века уже потеряна. Сейчас неважно какой ты крутой фотограф и сколькими Хассельблейдами жонглируешь. Успех определяет грамотная пиар-кампания и работа в среде "своих клиентов". Как сказал мой друг - "сейчас такое время что любой владелец айфона и инстаграмма - тебе конкурент".
Кто платит, тот и заказывает музыку. Бесполезно рассказывать заказчику о светотени или золотом сечении, если единственное что его волнует - нравится ли он сам себе на фотографии. Не всем нравится рассматривать свои поры кожи на портретном снимке. Порой обыватели специально фотографируются на мобильники и избегают зеркальщиков именно из-за пресловутой детализации. А ещё широкоугольная оптика мобильного стройнит! Вы ни разу не слышали как клиентка говорит "какая я толстая на фото"? Естественно, она предпочтет "фотки" с мобильника профессиональным фотографиям. :)
Вот такие дела. :-D
И фотограф должен заниматься фотографированием, а обработкой кто-то еще. Потеряв в деньгах на ретушера, Вы освободите время для творчества и развития. Успехов
Стоимость работы фотографа как правило это 100евро за час съемочной работы, далее идет скидки или накидка - все зависит от личных предпочтений покупателя. А про страшные или не страшные фотографии, например знакомые когда выбирали себе сва фотографа интересовались одним, насколько фотограф будет назольев для их гостей и что будет, если... Упадет камера, фотограф... Их интересовал, как гарантируется им результат.
Может пора начать думать о сва фотографии исключительно как о бизнесе? В этом случае, будет понятен стандарт минимального технического качества и собственно сколько стоит его получить.
PS. Не забудьте о договоре на фотосъемку, где необходимо расписать ньюансы ваших бизнес- отношений
Я подписывал договор с европейцами, так он был как книжка и там описывалось, что будет если дождь и как стороны урегулирую этот вопрос. А больше меня поразили съемки! Невесту привез минифургон там были платья и стилист (у них это был мастер макияжа и прически, а дизайнер костюма был с нами при подписании договора) Жених и родители плюс милые детишки их привез автобус, да съемка была куплена для конкретных целей - просто красивое место и красиво одетые люди ми никаких алкогольных напитков! Все отлично понимали, что это фотографии которые войдут в историю этой семьи и требования были жесткие, и мне почему то было это понятно и крайне важно все выполнить по высшему уровню своих возможностей.
многократные просмотры приводят к тяжелым формам идиотизма. Причем, в радиус действия данного страшного оружия попадают родственники, друзья, сослуживцы и т.д. и т.п.
В этой связи необходимо зорко выявлять таких свадебных фото-пулеметчиков, изолировать их от общества, закатывать в смирительные рубахи и принудительно лечить от гиперактивности до полного выздоровления. Субъектов с неизлечимой формой буйности или злостно не желающих вступать на путь выздоровления – безжалостно расстреливать из рогатки.