Фотограф Слава Теребов — наверное, тот человек, который умеет находить новое, нестандартное применение обычным вещам. Как вы думаете, что можно снять фиш-аем? Котика, смешную рожицу, забавно искаженный пейзаж? Своими оригинальными фото работами Вячеслав доказал, что сфотографировать с помощью фиш-ая оригинально и при этом качественно и красиво можно практически все что угодно. Не верите? Взгляните сами.
Слава Теребов. Оригинальные фото работы
— Слава, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, о себе: кто вы по профессии, как открыли для себя мир фотографии?
— Здравствуйте. Я электрик, работаю на заводе. Это не очень интересно.
— Как долго вы уже снимаете?
— Как и многие, снимаю с детства. В Советском Союзе считалось полезным, что дети занимались фотографией, у всех были «Смены»... И так же, как и многие, я периодически бросал это. Нормальная камера появилась у меня не так давно — когда маркетологи решили, что каждому потребителю всенепременно нужно продать зеркалку. Оказалось, что это как раз то, чего мне не хватало.
— С чем сейчас связана ваша основная деятельность? Фотография для вас сейчас хобби или работа?
— Вряд ли найдутся желающие заплатить за то, что я снимаю. Какие-то кадры я лицензировал по приглашению Getty Images, но сделал это скорее из любопытства. Конечно, если загружать штук по 50 в неделю, можно что-то заработать, но у меня просто нет контента для макростоков. Если каким-либо «буржуям» нужны мои работы, я стараюсь, что называется, забесплатно отдать. А то договоров и расписок наприсылают — сплошная потеря времени. Моя деятельность связана с металлургическим комбинатом — в моногороде выбор, мягко говоря, небольшой.
— Вы изучали фотографию самостоятельно или профессионально?
— Самостоятельно, конечно. Ходил когда-то в фотокружок во Дворце пионеров, но абсолютно ничего полезного там не узнал. Помню, мы там какие-то ненужные рецепты проявителей записывали и чехословацкими «кох-и-норами» карточки с какими-то комсомольцами из стройотрядов ретушировали. Скучно было, поэтому просто им фингалы пририсовывали...
Конечно, при современном развитии фототехники для того, чтобы получить качественный снимок, достаточно снимающего устройства и зачатков художественного вкуса. Однако я постоянно сталкиваюсь с тем, что мое фотографическое и визуальное невежество начинает мне мешать. Кстати, сейчас вспомнил, что выиграл в прошлом году годовой курс документальной фотографии в Москве, но пока что ничему меня не научили.
Впрочем, я всегда думаю, что мне никто ничего не должен, но и я, соответственно, никому ничем не обязан. Ощущения, что я и так всё знаю, у меня никогда не было и сейчас тем более нет, а технические вопросы описаны производителем в руководстве пользователя. Если кому не понятно, что куда на камере покрутить и какие циферки-буковки выставить, можно просто почитать.
— Какой из жанров наиболее вам интересен?
— Нравится делать жанровые работы, стрит-фото, снимки детей. Портреты иногда снимаю. Собак люблю фотографировать, спорт и вообще всякую движуху. Инфракрасной съемкой опять хочу заняться — очень мне нравилась когда-то. Больше практически ничего не снимаю. Вообще не интересуют меня пейзажи, архитектура, пчелки-птички, натюрморты и всякая ботаника... Мне всегда казалось, что этого добра и без меня нафотографируют. Еще я не занимаюсь проектами, особенно об инвалидах. Мне кажется, фотографу-любителю важно определиться, какие сюжеты не будешь снимать никогда. Вообще никогда.
— Как вы думаете, что самое сложное в жанрах, в которых вы работаете?
— Мне кажется, если человеку нравится снимать в каком-то жанре, то трудности просто не замечаются или решаются в рабочем порядке.
— Фототехнику каких производителей вы используете?
— Canon, «Зенит», Zeiss... На кропе еще Tamron и Samyang. Мне, в общем-то, без разницы, что на объективе написано, главное, чтобы не Sigma. А все остальные линзы вполне хороши.
— Нас очень заинтересовали ваши фотографии, снятые фиш-ай-объективом Samyang. Расскажите, как вы узнали о корейской оптике и каким был первый опыт?
— Узнал, конечно, из Интернета. Первый опыт был более чем положительным. Дело в том, что я заранее знал: мне нужен именно этот Samyang 8 mm, но пока с деньгами не получалось, снимал «Зенитаром-16». То есть у меня было понимание, что́ и как я буду фотографировать. Многие сюжеты уже существовали в голове, хотя и весьма приблизительно, оставалось только снять их.
Действительно, никаких минусов объектива Samyang я назвать не могу. Микроконтраст и цветопередача очень хорошие, RAW прекрасно тянется, а он с разных объективов тянется по-разному. С Canon L, например, намного лучше, чем без L или Tamron. Но это мое личное мнение. К тому же он очень ликвидный: я покупал свой за полцены в состоянии нового, потом продал примерно за столько же. Это тоже немаловажный аргумент. С каким-нибудь Distagon это не прокатит — неликвид, потери в деньгах будут огромны.
— Чем еще вам нравится Samyang? Что играет первоочередную роль в выборе фототехники для вас? Не смущает ручная фокусировка?
— Для любителей, у которых техника не окупается и не обязана окупаться, конечно, важнее всего соотношение цены и качества картинки. Мне кажется, у Samyang оно отличное. Для меня первоочередную роль играет нужность конкретного объектива для моих сюжетов, условий, целей и задач. Если мне интересен какой-либо объектив, я никогда не смотрю на всякие там графики, таблицы, фотографии с кирпичами и веточками на боке. Просто ищу нормальные снимки из жизни, обязательно с людьми.
Ручная фокусировка меня абсолютно не смущает. Дело не в том, что в фиш-аях фокусировка мало востребована. Когда я много снимал мануальной оптикой, то изначально фотографировал то же самое, что и автофокусными объективами: спорт, детей, животных. При желании этому нетрудно научиться. Обычные же для мануальной оптики сюжеты — цветочки-листики-кошечки и моя-Клава-в-парке — меня как-то никогда не увлекали. Но мне необходимо подтверждение фокусировки, это важно. Через Live View мне просто нечего снимать. Сейчас, конечно, я жду, когда объявят стоимость полнокадрового фиш-ая (12 мм), но в свете последних экономических событий — безо всякой надежды. Если цена будет хоть сколько-нибудь приемлемой, никакие тесты и обзоры смотреть не буду, сразу куплю.
— Своим фиш-аем вы делаете и жанровые, и репортажные, и детские фото. Для детской съемки это весьма необычно, но в вашем случае — очень талантливо и гармонично. Чем вам нравится именно фиш-ай?
— Большое спасибо, однако я весьма скептически и иронически отношусь к своим упражнениям в цифровой фотографии. На самом деле причин снимать сверхшироким объективом очень много, даже простое перечисление займет много места. Попробую тезисно озвучить некоторые.
Например, стоит посмотреть в видоискатель и подвигать камеру вправо-влево-вверх-вниз, как сразу становятся понятны многие принципы этой самой организации пространства в кадре. Все эти направляющие, вертикали, перспективы, влияние ракурсов, работа планов и так далее, и тому подобное становятся ясно видимыми, выпуклыми и понятными даже такому малообучаемому человеку, как я. Многие вещи можно закрепить в подсознании намного быстрее и потом использовать практически без участия мозга, снимая на других фокусных. Мне вообще больше нравятся снимки, сделанные как-то подсознательно, что ли. Когда сам не вполне можешь объяснить, что́ конкретно снимал и почему в кадре это здесь, а то вот там... Мне кажется, ощущения при съемке — это очень важно для автора. Это одна из привлекательных сторон фотографии, по-моему. То, что зритель никогда об этом не узнает, абсолютно неважно. В конце концов, работы можно никому не показывать, ничего страшного не случится. Однако это лирика.
Еще, например, фиш-ай приучает моментально перед дожатием глазом пробегаться по видоискателю: всё ли на месте. Вообще сверхширокоугольником снимать и чисто физически тяжело. Фотограф всегда должен быть достаточно близко. Если не добежал хотя бы метр, на кнопку можно не нажимать — снимка уже не будет. Это с телевиком можно спокойно отрезать полкадра, и никто не заметит. С фиш-аем же практически ничего не отрежешь, поэтому появляется, на мой взгляд, важная привычка делать кадрирование при съемке близким к окончательному. Потом, снимая зумами и на других фокусных, все равно, насколько возможно, кадрируешь при съемке. Впоследствии, даже когда ходишь без фотоаппарата, приучаешься видеть кадрами. С четкими границами. Что входит в кадр и что не входит. Опять лирика...
К фиш-аям. Способностей моего неспортивного организма хватает примерно на 2–3 часа подобной работы. Я постоянно бегаю, приседаю, куда-то залезаю, поднимаю-опускаю камеру и так далее — такая у меня манера съемки. Не только фотограф двигается относительно объекта, но и камера должна двигаться относительно фотографа. Фиш-ай — это сверхдинамика, и не только визуальная. Если зрителю кажется, что всё легко, просто и весело, значит, всё правильно сделал. Того, что потом руки дрожат и все мышцы болят, никто знать не должен.
«Фиш-ай — это же сплошной фан и драйв. Это же игрушка, она не для серьезных фотографов», — так думает большинство людей. Многие просто не в состоянии воспринимать снимки, сделанные сверхширокоугольником, немало таких, кого они и вовсе раздражают. На барахолках практически все фиш-аи продаются в состоянии новых, потому что, поснимав смешные рожи, забавных зверюшек, сосны в небо и вид из холодильника, многие не знают, что делать дальше. Это купив белую трубу, можно годами снимать всякую чушь, никто и не заметит. А фиш-ай сразу покажет всю несостоятельность и неумность фотографа, вывернет наружу. Многие люди на разных языках из разных стран писали мне, в сущности, одно и то же: «Мне всегда казалось, что фиш-ай — специфичная линза для нескольких сюжетов и мне она не нужна. Но посмотрев твои фотки, дружище, я понимаю, что снимать им можно практически всё. Теперь точно себе куплю». Вот таков мой скромный вклад в маркетинговое продвижение этого продукта.
— Что значит для вас уличная фотография? В вашем портфолио она также занимает важное место.
— Портфолио — это слишком громкое название для того бардака, который творится у меня на странице. Наверное, это возможность снимать везде и всюду, в любое время года и при любом свете. Я на всех фокусных снимал на улице, от 8 до 300 мм. Вообще мне полезно фокусные постоянно менять — глаза и мозг перестраиваются... Как Гумилев писал, правда, по абсолютно другому поводу: есть, мол, взгляд суслика и взгляд орла. Орел не видит то, что видит суслик, и наоборот.
Я довольно скептически отношусь ко всяким спискам правил стрит-фотографии. Есть такие стрит-Моисеи со скрижалями, где регламентировано всё, вплоть до фокусных расстояний и объектов съемки, с апелляцией к великим, разумеется. Мне кажется, если уж очень нужно, можно и свои шаблоны и штампы наклепать, необязательно чужими пользоваться. Поэтому, когда я читаю нечто вроде: «Это не уличная фотография, а фотография, сделанная на улице», всегда думаю: «Да ради Бога, зато это фотография». Как мне думается, мое дело — на кнопку нажимать, а не свои работы по жанрам и направлениям сортировать. Я просто привык в жизни своей головой пользоваться, а никак не чужой.
— Как вы думаете, какие черты характера должны быть присущи фотографу в первую очередь?
— Не знаю, что тут сказать... В тех жанрах, которые меня интересуют, это, наверное, уверенность в себе, чувство юмора и запас гуманизма. Отсутствие пафоса и склонности к дешевым спекуляциям. Самоирония.
— Есть ли мастера фотографии, творчество которых для вас особенно ценно?
— Конечно, Мацияускас. Мне кажется, это очевидно. Если бы он посмотрел пару моих фотографий, это было бы для меня круче всех премий. Такое вот нескромное желание. Еще Суткус и Гневашев, ну, я так думаю. Иногда, когда мне кажется, что я сделал неплохой снимок, мне полезно посмотреть литовских авторов, и сразу становится понятно: не сделал, показалось... «Импортных» фотографов очень много могу назвать. Мне трудно судить по своим снимкам, кто на меня больше повлиял.
Источник: rosphoto.com
Смотрите также:
Дина Беленко (Dina Belenko) - вещи с историей в фото натюрмортах
Комментарии: