Макросъемку иногда ошибочно называют «съемкой крупным планом» в фотографии. Нельзя считать это утверждение в корне неверным, но если вы будете им пользоваться, то очень многие могут счесть вас дилетантом. В классическом понимании макросъемкой принято называть съемку при масштабе 1:2 – 20:1 (то есть 1 сантиметр изображения на светочувствительном материале фотоаппарата соответствует 2—0,05 сантиметрам объекта). Как правило, субъекты макросъемки очень маленькие — чаще всего это насекомые или цветы.
Крупные объекты могут также быть интересными для макро, если, например, фотограф хочет сосредоточиться на некоторых очень специфических, меньших деталях большого объекта.
Макросъемка может быть невероятно веселой и полезной, а может стать проблемной. Уровень мастерства достигается путем приобретаемых знаний, опыта и многого другого. Это один из самых требовательных к знанию и уровню техники раздел фотографии. Вдохновленный своими навыками, хочу поделиться с теми, кто мечтает окунуться в загадочный и замечательный мир макрофотографии.
Оборудование
Используете ли вы для съемки макрорежим простейших мыльниц или флагманские модели полнокадровых камер ведущих производителей, всегда высока вероятность получения «проходного» снимка. Снимаете ли вы статичную траву или падающие динамичные капли утренней росы, чтобы в полной мере реализовать весь потенциал задуманного сюжета макросъемки, лучше выбрать специализированное оборудование, оно принесет очевидную пользу.
Предполагая, что для серьезных занятий макросъемкой используется все-таки DSLR, то лучшим решением будет приобретение макрообъектива. Если бюджет не позволяет останавливать внимание на новом объективе, можно испытать менее дорогой способ — использовать, например, набор удлинительных колец (их иногда называют макрокольцами) с тем объективом, который уже имеется в наличии.
Изучите тему
Когда фотограф проводит фотосессию с человеком и хочет получить хорошие портреты, то безусловно пытается наладить контакт с ним или с ней, не так ли? Это помогает сделать фотографии лучше. Тот же принцип относится и к макросъемке, особенно он действенный при съемке насекомых.
Нужно посмотреть как ведут себя насекомые, когда к ним приближается человек, иногда съемка насекомых требует сноровки и терпения больше даже, чем настоящая охота. Очевидно, что если вы будете снимать цветы или морские раковины, то они не станут убегать подальше при малейшем вашем приближении. Именно поэтому важно знать как можно больше о том, что вы собираетесь снимать.
Терпение, терпение и еще раз терпение
Терпение нужно не только для процесса фотографирования макро, нужно быть терпеливым и самому по себе. Если вы собираетесь преследовать насекомых, которые от вас удирают, скорее всего ваши фотографии окажутся неудачными. Вместо того, чтобы охотиться на неуловимую стрекозу, просто задержитесь в районе, где часто летают стрекозы… и ждите. Если вы будете достаточно терпеливы и бдительны, возможность поснимать в конце концов обязательно появится.
И вот тут терпение к самому себе выходит на первые позиции. Поверьте мне, когда я говорю, что у вас будет масса плохих снимков, когда то фон плохо освещен, то главное остается не в фокусе, не следует огорчаться. Просто продолжайте пробовать! Когда в конце концов вы сделаете идеальный снимок, у вас будет кружиться голова от восторга.
Да будет свет!
Отличное освещение является ключевым звеном в успешной макросъемке. Мы все хотели бы использовать естественный свет, но иногда даже солнце не работает.
Есть несколько условий, которые необходимо учитывать при определении достаточности естественного света. Объект съемки и время суток, интенсивность солнечного света и используемый объектив. Если перед вами стоит задача поснимать листья в условиях низкой освещенности ранним утром, сразу же возникнет вопрос как организовать подсветку, чтобы сфотографировать листья на просвет, что несомненно добавляет художественности снимку.
Подсветку хорошо использовать для макросъемки цветов или бабочек. Просветленная оптика может хорошо справиться с экспозицией, но вот «зажечь» снимок, сделать его объемнее и интереснее, без подсветки может не получиться.
Если рассматривать вариант, когда съемка происходит против солнца, то проблема может быть решена с помощью вспышки. Встроенная вспышка, конечно, вряд ли адекватно справится с задачей, поэтому может понадобиться выносная вспышка. Использовать выносную вспышку при съемке макро — значит еще больше повысить процент получения хороших результатов. Если фотограф намерен серьезно подойти к макрофотографии и готов затратить чуть больше времени для получения лучших снимков, следует разобраться с работой кольцевой вспышки. Учитывая, что кольцевые вспышки располагаются на самом конце объектива, вы можете быть уверены, что они идеально рассеивают свет.
При съемке статичный объектов, при ярком солнце, чтобы тени не были такими резкими можно использовать отражатель или рассеиватель.
Лучший фокус
Линии фокусировки — самый сложный аспект работы с макро. Лучший совет, который я могу дать по фокусировке — фотографу необходимо освоить ручной режим фокусировки. Попытки использовать автофокус ничего не дадут, кроме разочарования. Но перед тем, как попробовать свои силы в фотографировании движущихся объектах, попробуйте улучшить свои навыки ручной фокусировки на всем, что не будет удирать, улетать или ретироваться от вас.
После того, как вы наберетесь храбрости, чтобы проверить свои приобретенные умения на более оживленных формах жизни, можно дополнительно помогать себе, используя предварительную фокусировку. Что это значит?
Предварительная фокусировка представляет собой получение резким объекта примерно такого же размера, за которым вы охотитесь, в месте ожидания в поле зрения камеры. Когда настоящая модель наконец-то появится перед объективом, вы уже будете готовы к съемке.
Да, нужна некоторая доля интуиции в подобном подходе, но при должной практике, этот метод хорошо срабатывает. Хороший макрофотограф практически всегда с точки зрения зрителя оказывается в нужном месте в нужное время.
Учитесь видеть!
Макросъемка отнюдь не ограничивается фотографированием насекомых и цветов. В повседневной жизни человек привык видеть вещи «целыми», воспринимать объекты полностью. Если попробовать обращать внимание на части от целого, то способность фотовидения в макро будет расти в геометрической прогрессии.
Практика, терпение и творчество — сильнейшее оружие в арсенале фотографа. Забирайте все советы, вооружайтесь знаниями и вперед — веселиться и покорять макрофотографическое пространство!
Ну не забываем читать весь блог и подписываться :)
Комментарии: