error
Регистрация

Себестоимость фотосъемки

Рубрика: «Личное»
Автор: Александр Казаков
Опубликовано: 07.10.2017 в 21:53:28

Доброго дня! Прочитав статью Алексея Бондаревича  "Себестоимость фотографии" (http://fotokto.ru/blogs/sebestoimost-fotografii-574.html), решил изложить свои мысли по этому поводу и расширить название статьи с себестоимости фотографии до себестоимости фотосъемки как таковой.

Алексей подсчитал стоимость снимка чисто с точки зрения износа фототехники. Подсчеты, конечно, грубые. Ресурс затвора, если его брать за основу отсчета стоимости, у камер среднего класса и выше - достаточно высок. И 70 тыс. кадров, и 150 тыс. и выше. Да и что такое ресурс срабатывания затвора? Это сугубо условная цифра. На одинаковых камерах он может быть разным, т.к. внешние условия использования камер разное. Кто-то снимает дома и в помещениях, а кто-то и зимой, и летом, в повышенной влажности или в пыли. К тому же, затвор меняется за вменяемые деньги и камера продолжает "кормить" фотографа. Тут некорректно сравнивать "пробег" затвора камеры и пробег автомобиля. По сути, при бережном обращении камеры, какие могут возникнуть основные проблемы: периодическая чистка матрицы, замена затвора да постепенно умирающий аккумулятор (что неизбежно). Но, без привязки к ресурсу затвора, невозможно посчитать стоимость одного снимка. Стоимость техники посчитать не сложно, обычная арифметика. Посчитать стоимость одного снимка можно только методом Алексея. И этот метод будет настолько условным и приблизительным, что его можно дальше не использовать в своих расчетах.

 Давайте разберем, из чего все же состоит себестоимость работы фотографа.

1. Это фототехника и всякие приблуды с гаджетами.

1.1. Это всякие расходники, типа батареек для вспышки (кто-то любит аккумуляторы, я нет).

2. Образование фотографа (профессиональное образование (при наличии), курсы, мастер-классы и пр.).

3. Транспорт и прочая логистика.

4. Реклама.

5. Время. Возможно, самый главный пункт и самый трудноизмеримый ресурс. Время - это самое драгоценное, что у нас есть в жизни, т.к. это невосполнимый ресурс. Он бесценен. 

В процессе фотосъемки, помимо первых четырех пунктов, участвует еще и пятый - время. Причем временные затраты на съемку - это не с момента, когда фотограф снимает крышку объектива и делает первый кадр и до момента конца съемки, а целый комплекс тайм-менеджмента. Нужно согласовать с заказчиком время, место, количество часов съемки, размер оплаты и т.д., затем в нужный день добраться до места съемки (зачастую фотограф едет на съемку и с нее сам), отработать, и вернуться домой. Потом наступает момент отбора и редактирования фотографий. На мой взгляд, самый долгий и нудный. Затем уже следует встреча с заказчиком и передача готового материала (в этом пункте возможна и отправка интернетом). Итак, возьмём условную съемку в 3 часа, в какой ни будь подмосковной усадьбе. Договор о съемке, согласование нюансов. Дорога туда/обратно 3 часа, сама съемка 3 часа (возможно и больше, могут и продлить) и время на выборку и обработку фотографий, а их, допустим, вышло 1000 снимков. В общем количестве рабочих часов выйдет не меньше суток. А сколько вы берете за час? 1000 руб? 500? Вот и считайте - 3000 руб за сутки? Не за 8 часов обычного рабочего дня, а за сутки (24 часа). В эти 3 тысячи входят ваши затраты на бензин (общ. транспорт), перекусы, различные форс-мажоры. По факту, вы можете заработать тысячи 2 чистых. 

 Конечно же, все условно. Особенно, себестоимость в нашем деле. Я не знаю, к примеру, как добавить к стоимости кадра пункт Образование. Как затраченные деньги на повышение квалификации включить с себестоимость? Тут уже нет такого спасительного критерия, как ресурс затвора.

 Попробуем включить математику. Придумаем пример из головы, чисто для формулы. Итак, человек учится в ВУЗе 5 лет (берем платный вариант для упрощения подсчетов) - 50000 в год = 250000 руб. Человек решил расширить свои знания и взял несколько мастер-классов у популярных модных фотографов, допустим, 5 шт по 5000 руб = 25000 руб. Определился со стилем обработки, еще 2 занятия по 5000 = 10000 руб. Итого: условно на образование человек потратил 285000 руб. Допустим, этого ему уже хватает для работы фотографом.

 Далее, наступает момент покупки фототехники. Человек берет себе б/у полнокадровую камеру (условно в хорошем состоянии с малым пробегом, все работает на ура) за 50000 руб (что ни будь типа Nikon D700-800), карту памяти на 64 Гб (CF скоростная от 4000 руб) и набор объективов для начала - 50 мм Nikkor 1.4 (от 14000 тыс на маркете) и 16-85 3.5-5.6 (от 25.000 руб). Затем берет вспышку Speedlight SB-700 (от 17000 тыс) и начинать фотографировать. Считаем - фотонабор выходит в 110000 тыс. Это при условии, что камера б/у, но новые неплохие объективы и аксессуары. Прибавляем к сумме за обучение и получаем - 395000 руб.

 Допустим, человек делает прекрасные снимки, и его клиенты довольны. Но их мало и это знакомые и знакомые знакомых. "Сарафанное радио" - это один из лучших способов привлечения клиентов, но как его расширить и заявить о себе? Нужна реклама, сайт-визитка, публикации и прочее. Тут включается еще одни пункт - реклама. Затраты от копеек и до бесконечности. Все зависит от того, какой путь избрать: делать ли сайт самому и самому заниматься SEO, либо заказать где-то разработку и продвижение; положиться ли тупо на "сарафанное радио", либо оплачивать всякие яндекс-директы и прочие публикации.

 А ведь человек будет расти профессионально. Ему понадобится вторая камера, скорее всего "топового" уровня, еще объективы, вспышки, дополнительный свет и прочие гаджеты и, возможно, ассистент. А, еще и транспорт, желательно. Возить по полмиллиона рублей в виде фототехники в автобусе/метро как-то не комильфо, банально страшно.

 Вывод из своего опуса хочу сделать такой - себестоимость одного снимка хочется знать, знать для себя, но абсолютно точно вычислить не получится. Все очень условно, кроме стоимости фототехники. Фотограф в голове должен держать эти цифры, примерно понимать свой уровень съемки, цены конкурентов и ценить себя. И после осознания всех этих нюансов предлагать свою взвешенную цену за услуги на рынке.  

 Стоит помнить, что заказчики в основной своей массе, несведущи в фотографии. Увы, общая грамотность общества низка. И сами не в состоянии по достоинству оценить работы. Многие хотят, чтобы было "как у подруги" и т.д. Причем, сами не знают, чего хотят. Даже платя вам 1000 рублей за съемку, заказчик ожидает чего-то сверхъестественного! Да и по жизненному опыту в разных сферах заметил, чем обеспеченней и успешней человек, тем он больше доверяет вам, как специалисту и с ним меньше проблем. А чем "беднее" клиент, тем он больше вас донимает и подозревает в обмане. С такими сложнее всего.

 Любите свою работу и не ломите цены! Всем удачных кадров и благодарных клиентов!

 
Просмотры: 1813
 

Комментарии: