Сегодня мне хотелось бы поговорить о двух, на мой взгляд, наиболее интересных направлениях в фотографии, которые заставляют зрителя не только смотреть и наслаждаться, но и видеть и задумываться, а именно, о репортажной и жанровой фотографии…
Что же такое репортажная и жанровая фотографии? Репортажная фотография – это, с одной стороны, фотографический отчёт о том или ином событии, а с другой – это метафора, которая направляет сознание зрителя к анализу этого события и выработке своего отношения к происходящему в кадре. Съёмка репортажа требует от фотографа не только высокого технического мастерства и умения видеть сюжет, но и немалого культурного багажа и знаний о снимаемых событиях. Вместе с тем, фотограф должен всегда помнить о логике происходящего, четко отслеживая различные события и их взаимосвязь. В своей жизни мы иногда сталкиваемся с людьми, которые пустячное событие могут преподнести как очень интересную историю. Это качество интересного рассказчика очень важно развивать в себе фотографам, снимающим репортажные сюжеты. Другой немаловажный момент в репортажной фотографии – это налёт авторского субъективизма. Данная фотография отражает не только факт того или иного события, но и подаётся под соусом отношения автора к этому событию. Другими словами, автор языком образов склоняет зрителя на свою точку зрения, осознанно или неосознанно пропагандируя развитие ситуации под ракурсом собственного мнения и отношения к данному событию. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что любая репортажная фотография по своей сути – это интерпретация, но между тем, эта интерпретация в репортаже должна быть абсолютно честной, не допускающей вранья и подтасовок.
Жанровая фотография – это изображение сцен и образов повседневной жизни. Умение разглядеть и зафиксировать яркие моменты повседневности делает творчество фотографа живым и интересным, а сами работы – уникальными в своём роде. Что важно знать фотографу, снимающему жанровую фотографию? Основное и, пожалуй, самое главное, это умение не только видеть, но и понимать то, что он именно видит, а также способность выбирать такой ракурс для съёмки, который позволит сложить красивую мозаику сюжета жанровой фотографии. Уверен, что эти два качества фотографа развиваются по мере накопления опыта жанровой съёмки и в последующем реализуются на интуитивном уровне.
На первый взгляд может показаться, что жанровая фотография и фоторепортаж имеют по своей сути много общего, но между тем, это не так. И самое главное отличие жанровой фотографии – это то, что она не теряет своих главных признаков, а именно, человек со всеми сложностями и тонкостями своего внутреннего мира всегда подаётся крупным планом, несмотря на то, что сам жанр в настоящее время выходит из узких рамок быта на более широкие горизонты современной жизни. И второй отличительный признак жанровой фотографии – это свойственная жанру теплота интонации, мягкость, лиричность. Жанровый снимок читаешь всегда как законченную маленькую историю…
Изначально я не ставил задачу подготовить всеобъемлющую лекцию по заданной теме, разложив всё по полочкам, а хотел, во-первых, услышать ваше мнение на этот счёт и, чтобы вы поделились своим живым опытом и знаниями в области репортажной и жанровой фотографии. А во-вторых, я умышленно не стал раскрывать вторую часть вопроса, обозначенного в заголовке, оставив её для обсуждения в ветке блога…
Ниже я предлагаю вашему вниманию фотографии известных авторов и не очень…, которые, я уверен, дадут вам пищу для вдохновения и творческого поиска…)
Комментарии:
И за статью - сформулировал то, что было в голове в виде ощущений. Однако то, что в виде ощущений - не есть знание. Знание появляется тогда, когда сформулированная мысль - проговаривается или пишется. Ну и спасибо за разнообразную подборку очень сильных фотографий.
Однако. Однако тут не прозвучало ни в статье, ни в каментах одно слово, которое с моей точки зрения конечно - ключевое на 100%.
Это - любовь.
Любовь к своему действующему лицу. Если фотограф видит в своих героях репортажной или жанровой съемки - некие выразительные или красивые/отталкивающие фишки, он, будучи хорошим техником может делать броские снимки, которые соберут и голоса, и обсуждения..
Но настоящее - оно - настоящее, и для того, чтобы понять своих героев, их надо - любить..
Или - ненавидеть.
Некоторые фотографии (в начале подборки, например) скорее выразительные по форме, но не жанровые и репортажные...
Репортаж -- это обязательное новостное фото-сообщение, актуальное на сегодняшний день.
Через месяц любой репортаж превращается просто в изображение людей в жанровой ситуации...
.
====================================================================
.
«Всякое искусство есть подражание природе. Подобно тому, как на засеянной хлебом пашне меж колосьев всходят цветы, но не ради них предприняли свой труд пахарь и сеятель, хоть они и радуют глаз; цель их была — хлеб, а цветы — случайное добавление. Точно так же и наслаждение — не причина и не награда добродетели, а нечто ей сопутствующее; оно не признается чем-то хорошим только оттого, что доставляет удовольствие; напротив, добродетельному человеку оно доставляет удовольствие, только если будет признано хорошим». (Сенека Луций Анней Младший)
Доставляющие удовольствие фотографии цветов, насекомых и животных представлены в новой подборке фотографий студентов Курса NYIP:
http://fotokto.ru/id540/blog?view=15268
http://fotokto.ru/id540/blog
Комментируйте. Обязательно напишите своё мнение (прям ТАМ — внизу — в блоге — в комментариях), ставьте лайк, если в целом подборка фотографий понравилась!
Oksa писала -" никак" -чувствовать, и тем не менее это чувство развить можно, возникает вопрос - как? Один из ответов рассказала Жанна Алексеева - остановить внутреннюю "бетономешалку", слиться с окружающим, отпустить мысли, что нужно обязательно что то снять, и наблюдать, наблюдать, наблюдать, увидел - снимаешь, в репортаже все скоротечно - секунда и все - смена сцен, актеров - и новые наблюдения, события... В жанре есть "главное лицо или событие" и автор опять же сливается чувствами, фото будет тем сильнее, сколько фотограф пропустит сквозь себя энергетику происходящего- это как первое свидание - эмоции, адреналин, блеск глаз, и только руки крепко держат камеру и передают второй "парой глаз" чувства и переживания - слепок бытия через фотографию. да, на камере нет кнопки шедевр, она в каждом из нас, в каждом есть Любовь, Вдохновение, добавим внимательности и и полета мысли - и на выходе мы получим шикарный кадр. Мой любимый наставник Евгений Уваров, давал нам интересное задание - снять сюжет не сходя с одного места - попробуйте посидеть с камерой хотя бы пару часов - и мир словно преобразится в огромную сцену - сопереживайте миру - и мир подарит вам вдохновение и активирует вашу кнопку "Шедевр"
Еще немаловажно - каждый должен делать то, что он может делать хорошо. Пробовать конечно можно, но есть люди, с явными талантами к преподавательству, рисованию, спорту. Вы замечали порой, как человек, ну, просто гениально может подать предмет и ровно уложить его в голову ученика, а смотришь его работы, то первое в голове "О, Господи, лучше бы я не смотрел". Люди всеравно обязательно должны делиться на авторов и зрителей - в нас даже одновременно все равно кто-то сидит больше - или автор, или зритель, или нечто усредненное.
Мы наверное привыкли думать, что тот, кто больше видит и чувствует, тот ближе к творческому мышлению. Кто мешает нам быть такими? Даже закостенелый бухгалтер может стать человеком творчества - нужно или общаться в среде (с их точки зрения) сумасшедшими, а для нас просто творческими людьми-тогда ты начинаешь видеть их глазами и начинаешь чувствовать свою свободу, постепенно становясь человеком, который наконец учится быть вне мирской суеты, вне контекста человека-автомата: дом, работа, статус, положение.
И еще важно - уметь или учиться не проходить мимо черных квадратов, а попытаться видеть то, что видит автор, зрители, стоящие часами у картины - ведь они что-то находят, а ты проходишь мимо, заметив лишь боковым зрением. Вот когда человек останавливается, казалось бы у большого НИЧЕГО, заставляет себя расслабиться и увидеть НЕЧТО - тогда наступает пора творческого думанья, видения, чувствования :) Это начало к свободе.
Всё можно в себе развить.
Ведь, когда мы смотрим на окружающий мир - мы видим не глазами, мы видим мозгом, он анализирует и шлет назад нам своё понимание происходящего-в силу воспитания, в силу пройденной школы, института, семейных отношений и отношений в обществе. Но анализ - даже Буддисты говорят, что мозг на самом деле наш враг - мы с ним не умеем дружить по-настоящему, ибо с самого рождения нам прививают как надо жить: те правила, которые придумали в силу исторических обстоятельств другие. Мы зашлакованы, чтоли. Все наши многие чувства, как бы мы этого не хотели - привиты искусственно и это нам мешает думать, видеть, чувствовать.
А насчет жанровой и репортажной фотографии..
Любая фотография должна говорить - это или сюжетом, или вызывать эмоцию, или свет, или цвет.
Писатели одевают сюжет словами-десятки, сотни и тысячи страниц, букв со смыслом, значений и т.д. Фотограф же имеет в наличии только одну страницу и он должен всё перечисленное вложить в неё. Если зритель не почувствовал - значит автор не сумел передать. Зрителя трудно обмануть. Но и не следует забывать - какой это зритель. Есть хорошо чувствующий, есть образованный, а есть вот тот, кто забит стереотипами и его нужно...спасать))) Так конечно можно оправдать и любую бездарную работу...но это уже другой разговор :)
интуицию, полагаю, развить можно и нужно. и, конечно, одной интуиции не достаточно. техника съемки должна быть по определению.
согласен с А.Пашисом - хороший репортажный снимок вне контекста события и с течением времени становится жанровым...
опять же, захотелось перешерстить свои прошлые снимки и повыбирать что-нибудь в тему.
спасибо за пинок! :)
если у меня был бы хоть один такой снимок из этой подборки, я была бы просто счастлива!!!
Взяла в руки фотоаппарат и ушла в мир снимать своими глазами!!!!!!!!!!!!!!!!!
Спасибо, Сергей, за работу!
Зацепило откровение Андрея Воронина: "К сожалению перестал снимать жанр,не ищу ходя по улицам кадр как это было раньше!Взамен этого хожу и думаю где и как снять модель))))".
Как научиться думать, видеть и говорить? Яна Ивана ответил двумя словами: стать свободным. Точней не скажешь. Мне кажется, именно степенью этой свободы измеряется талант мастера, и среди многих, прекрасно владеющих техникой съемки, ты непременно выделишь того, кто внутренне свободен. Во всем согласна с Яна Ивана. Замечательно сказал и Митя Шишкин. Сама жизнь уже строит уникальные кадры, вопрос в том, где твой фотоаппарат. Снимать, снимать, снимать, уходя от суеты сует...
Практика - школа. Конечно, счет порой идет на секунды, и надо просто успеть, а успевает тот, кто уже настроил камеру. Но порой нужно сделать пару шагов назад - и увидишь гораздо больше. Я вот снимала старого танкиста: замечательный дед, характер - на лице, вихрастый жизнелюб, хоть и годов под девяносто, наверное. И бабушка его рядом - вместе столько лет! А в глазах стариков слезы. Разговорились - оказалось, вынуждены они судиться с государством за квартиру, которую фронтовикам пообещал президент. Не было у них справки, за которой нужно ехать на Алтай... Когда пересмотрела свои фотографии, поняла, что потеряла хороший кадр. Закончился праздник Победы, отшумели фанфары, вручены цветы, опустела площадь. А старики сидели на фоне множества рядов совершенно пустых пластмассовых стульев, за решеткой ограды... Вот этих стульев мне и не хватило - не попало в кадр это безликое, немое, тупо штампованное пространство, но, оказалось, такое говорящее. И слова не нужны.
Интересная идея - два часа в "засаде" с фотокамерой. Спасибо, друзья :)
Поэтому, кратенько и с ноутбука...
Не соглашусь с мнением Oksa, позиция Мити Шишкина мне ближе.
Фотография - есть результат долгого изучения технических параметров как самой техники, так и "техники съемки", изучения "законов" фотографии, таких, как: композиция, перспектива, цвет, свет и т.д ., помноженное на "опыт", на "насмотренность", если хотите, на совокупность факторов.
Нельзя иметь внутреннее чувство композиции, но не понимать ничего в своем аппарате и снять при этом что-то достойное. Как и невозможно обратное: можно досконально изучить функционал своей тушки, но, не понимая совершенно законов фотографии, снимать "посредственно".
Фотография - это наука и есть необходимо учиться. Долго, возможно местами и нудно: изучая литературу, посещая мастер-классы и онлайн-семинары, вырабатывать ту самую пресловутую "насмотренность", анализируя понравившееся работы других фотографов (некоторые питают свой взгляд от работ художников, меня вот не вставляет, честно, фотография и изобразительное искусство все же несколько разные вещи), и конечно закрепляя полученную теорию, постоянно практикуясь самому. Только так.
Фотографами не рождаются, ими становятся. Не знаю ни одного фотографа, который просто взял в руки фотоаппарат и стал клепать шедевры. Многие из них пришли в фотографию из живописи и это, несомненно, обромная база знаний, от которой было проще оттолкнуться в фотографии. Но, не зная своей техники, даже они не стали в одночасье известными фотографами, даже великие изучали технические "нудные" аспекты техники, "техники съемки".
Жанна Алексеева вот посетовала выше: Недавно пошла гулять в обычный двор и за час увидела.... кошку с котенком в зубах.... а вот фотоаппарата не было(
А у меня в совершенно такой же ситуации и тушка была рядом в сумке, и достать я ее успел и даже забежать вперед кошки и прилечь на землю. Но то ли опыта не хватило (знаний то в башку забил! :))), то ли зашорился, привык снимать в приоритете диафрагмы, одним словом - не хватило опыта скорее всего и кадр получился "посредственным" (лежит здесь, а альбоме).
Поэтому, повторюсь, как и начинал "во первых строках", нет фотографии хорошей без ЗНАНИЙ и ОПЫТА, если хотя бы один фактор мы опускаем, "тему" можно закрывать. И особенно это касается репортажной фотографии, где "момент" может наступить очень быстро и еще быстрее закончится. И именно опыт помноженный на знания поможет не упустить его и снять достойно, на автомате, не глядя, руками выставляя настройки и одновременно с этим анализируя "картинку" в видоискателе.
Поэтому: Учиться, учиться и еще раз учиться! Во всех аспектах: и композиционных и техническую составляющую подтягивая.
Александр Крылов, солидарен с вами по поводу "охоты", как-то обычно хорошего из этого ничего не выходит. Просто нужно иметь фотоаппарат с собой всегда и быть готовым отреагировать на "момент".
Алексей Сердюк, соглашусь, любовь во всем этом играет "ключевую" роль. Но, не любовь к снимаемому, а любовь в фотографии, как таковой. Без нее и на теорию хочется забить, считая, что там делов то, на кнопочку жамкай себе, да и тушку тяжелую лениво будет с собой таскать - шедевры, они ж подождут, когда настроение у нас будет и мы соизволим таки фотоаппарат взять... :)
ЗЫ. Лор, как бы лестно это возможно и не прозвучало, но, мое глубокое убеждение - у тебя такие кадры есть и их в достатке! Завидую чутка... :)
Зы. Сергей, благодарю за приглашение и за "тему", которая затрагивает некие струны в душе, находит отклик и вызывает желание оставить комментарий, а не тупо пролистать и жамкнуть "EXIT".
С ув. к сообществу
Высший пилотаж репортажной съемки - это показать событие одной карточкой и быть абсолютно не ангажированным этим событием. Примеров такого в мировой практике репортажной съемки масса.
Что касается жанровой съемки, то на мой скромный взгляд основа ее это эффект присутствия а то и соучастие фотографа в событии.
И в том и в другом случае огромную роль играет опыт фотографа и сонм технических приемов съемки как в репортажке так и в жанровой съемке.
Подборка очень хорошая, со вкусом у Андрейчука все в порядке.
Рад присоединиться к обсуждению. Добавлять особо нечего, уже много что написали.
Подборка очень хорошая, авторы- настоящие мастера своего дела! Хочется распечатать эти работы, и вывесить, чтобы были всегда на виду как образцы работ. К чему нужно стремиться.
На мой взгляд, данное направление одно из самых сложных и самых увлекательных в фотографии. Примеры классных работ перед нами, в представленной подборке.
От себя могу добавить такой фрагмент:
"Как пилот является неотъемлемой частью самолета, так и самолет является частью его самого. Плоскости - продолжение рук и ног, Клен/Причал - продолжение взгляда... Это часть тебя, и этим все сказано."
Думаю, что и фотоаппарат с фотографом должны быть такой парой. При этом, нужно ещё иметь "вкус".
Думаю, что репортажное фото самое трудное, нужно постараться не только момент схватить, но еще и с качеством не ошибиться...
Такие приходят не с первого кадра, а от практики, да хорошо если попадётся одна из сотни. Мне кажется всё зависит от жанра, в котором фотограф снимает, чем больше он снимает, тем больше он интуитивно (заранее) видит будущий кадр. Хотя бывает везение и у новичков )
По существу могу сказать следующее-и репортаж, и жанр имеют под собой одну основу-важно оказаться в нужном месте в правильное время. И камера чтобы была с собой. И кнопку нажать в нужный момент. Ещё здесь очень важно,чтобы фотограф хорошо владел техникой...не всегда можно снимать как есть, нужно понимать,что именно ты хочешь донести до зрителя.
И ещё для меня работает такой критерий-если твоя фотография цепляет, заставляет задержаться взгляд зрителя-тогда репортаж удался. Про жанр говорить не смогу, как-то не снимаю я его пока...не доросла,возможно:)
Что же касается жанровой фотографии... Мне бы не хотелось удаляться от традиций, заложенных жанровой живописью. Интересно снять человека, занятого своим делом так, как оно есть на самом деле. Не хочется судить о жизни предков по отгламуренным фантазиям :)
И, на мой взгляд, это и есть самое главное, причем не только касаемо фотографии... душа как диафрагма, на сколько мы умеем открываться этому миру на столько полно этот мир входит в нас... на столько мы сможем передать свои эмоции и свое видение другим людям...через фотографию, рисунок, музыку, танец, поэзию... не важно... остальное дело техники и опыта... важно ЖЕЛАНИЕ принимать информацию и непременно отдавать... в человеке изначально заложен огромный потенциал... в том числе умение видеть, думать, говорить... а дальше все зависит от самого человека... наше МОГУ и УМЕЮ зависит от нашего ХОЧУ...
Всем огромное спасибо за комментарии!.. читать их было не менее интересно, чем саму статью... равнодушных нет... и это здорово!
По поводу научится- я не буду говорить о технической стороне вопроса- композиция, техника, пост обработка- это очевидные вещи, владение которыми автоматически дает гарантию крепкой работы.
Но чтобы сделать работу с большой буквы- для этого надо иметь внутри себя нечто большее, определенный духовный багаж, и ту возможность и желание выразить свое мировоззрение через грани окружающего мира. Репортаж и жанр в этом плане очень благодатный материал. В одном и том же сюжете можно найти совершенно разные человеческие эмоции. И боль и низость и сострадание. А именно человеческие эмоции находят наибольший отклик у зрителя.
тут конечно добавить особо и нечего , прочитав все выше сказанное могу сказать только одно , это надо увидеть, почувствовать и правильно поставить композицию кадра . а вообще подборка сказочная.
Сергей, простите, Вы так изящно резюмировали тему :)
Через некоторое время репортажные снимки теряют свою актуальность и переходят в жанр. Далее в краеведческий архив как документальное фото.
Настоящий, "живой" репортаж и не постановочный жанр - одни из сложнейших направлений в фотоискусстве, по моему мнению.
Научиться выбирать "тот самый", коронный момент нажатия на спуск камеры полагаю НЕВОЗМОЖНО. Но вероятность удачных попаданий растет с ростом мастерства и опыта фотографа. Ну, а мастерство и опыт приходят в процессе постоянного обучения методам работы с камерой, освещением, композиционными приемами, компьютерной обработкой и т.д. И, конечно, регулярная практическая репортажная и жанровая съемка.
Тогда, возможно, со временем, кадры репортажной хроники и уличного жанра выйдут за пределы сиюминутного интереса и станут субъектами фотоискусства.
Есть кадры, которые любой фотограф щелкнул, естественно "взведенный" на нестандартную ситуацию или типаж. Я бы точно не пропустил.Может даже и лучше получилось. Самое главное оказаться, там где надо.
Мне кажется все очень просто, по больше наглости, иди и снимай, лови момент.А вот как раз такой наглости и не хватает. Поэтому так мало таких фоток на сайте.
Вот в обыденности, найти интересный момент, увидеть его , когда все проходят мимо, потом удивляясь рассматривают фото, думаю как так , а я же там был.
Проще приехать на гору поставить штатив и дождаться рассвета и не кто от тебя не убежит. Могут только непрошеные гости влезть в кадр вот тебе и жанр.
Я раз снимал лужу, ко мне женщина подошла и спросила: "Чего вы там снимаете?" Во такая скажет, что и фото дрянь, "лужа". Для нее и березовая роща машина дров. Надо еще иметь определены вкус и настрой для восприятия той или иной фотографии.
Согласен Антон Летовым - фильмы "убийцы" фотографии, народ фотки не смотрит, кроме самих же фотографов.
Всегда восхищалась теми, кто умеет ловить моменты ,как бы они там не назывались жанровыми ,репортажными .
Не каждый способен видеть мир глазами настоящего,талантливого фотографа .
Об этом ОЧЕНЬ ХОРОШО написал, уважаемый Владимир Ролов.
РЕКОМЕНДУЮ:
ТЕМА - КОРОЛЕВА ФОТОГРАФИИ
Мы говорим: Очень важная тема поднята в этой работе" или "Мелкотемье убило технически совершенный снимок"... Что же такое - фотографическая тема?
1. Под темой фотографии часто ошибочно понимается место съёмки. (Дом ветеранов, кардиологический центр, цирк лилипутов, подвал наркоманов, улица Тверская). Нельзя назвать чашу с яблоками яблоком. Чаша - лишь объём, где лежат яблоки, но не сам фрукт. И одни и те же яблоки могут находиться в бочке, вазе, на дереве, в кармане - где угодно, оставаясь теми же яблоками.
2. Место съёмки лишь определяет, где темы будут реализовываться, но не ограничивает их набор. Место съёмки определяет не суть, но форму проявления темы. Тему дружбы можно снимать как в детском саду, так и в тюремной камере. И там и там дружба имеет разные формы, но в сути остаётся той же.
3. Любое место съёмки включает в себя все возможные темы. Оно даёт свой характерный антураж, на котором раскрывается выбранная тема, но не подменяет её. Поэтому, например, большинство бестемных фотографий сделаны на якутский манер - что вижу, то и пою.
4. Вместе с тем, место съёмки оказывает большое влияние на приёмы раскрытия темы, её художественно-техническую реализацию (композиция, цвет, свет, нерезкость, творческое использование обработки в фотошопе и так далее). Место съёмки игнорировать недопустимо.
5. Место съёмки определяется потребностью дня, тема, напротив, свободна от влияния сиюминутности. Масштаб места съёмки "здесь и сейчас", масштаб темы - "везде и всегда".
6. Под темой я понимаю результат эмоционального осмысления фотографомпроисходящего. Определение темы первично и является выработкой личного отношенияфотографа к событию. Эмоциональная оценка события определяет, какие художественные,технические и организационные приёмы потребуются для визуализации уже выбранной темы.
7. Главный творческий акт фотохудожника заключается в том, чтобы выявить в себе эмоцию, лейтмотив в отношении к событию, человеку, пейзажу. Ценность его снимка тем выше, чем глубже его личностная реакция на фотографируемое.
8. Глубина раскрытия темы напрямую зависит от глубины личности художника. Хочешь новых глубоких тем? Углубляй свою личность.
9. Темы всегда имеют свой эмоциональный знак – положительный или отрицательный.Без эмоций темы в творческой фотографии не существуют.
10. Тем в жизни ровно столько, сколько эмоциональных оценок могут выработать фотографы Земли - бесконечность. Темы могут быть похожи, но никогда не идентичны, поскольку отличаются друг от друга на масштаб личности автора. Поэтому снимки одного и того же события у разных фотографов так отличаются друг от друга.
11. Тема в фотографии первична, съёмка вторична. Идут от темы к съёмке, а не от съёмки к теме. Редко выходит молотить весь день подряд, а вечером у экрана выбрать из снятого случайно затесавшуюся тему. Но, с другой стороны, можно случайно отснять кадр, где давно выношенная тема вдруг реализовалась. Вероятность этого не велика, но всё же существует.
12. Кроме знака, темы обладают и векторностью. Есть в нашей внутренней жизни переживания, близкие и понятные только нам. Такие же и снимки на эту тему - другим их не понять. Подобные темы имеют внутреннюю направленность и так же обладают положительным и отрицательным знаками. Если фотографу безразлично, как к его работам отнесётся зритель, они всегда внутринаправленны. Фотографическое решение внутренних тем является еще одним способом устранения психических напряжений личности. Целью внутринаправленной фотографии бывает только сам фотограф.
Снимки на темы, направленные вовне, всегда являются посланием зрителю, разговором с ним, сообщением ему. Во внешненаправленной фотографии "зритель" становится самым главным её элементом. Фотоснимок состоится как объективная реальность не раньше, чем достигнет адресата - зрителя. До этого его как бы не существует в природе.
13. Темы фотографии всегда обобщающи: любовь, радость, ненависть, призрение, грусть,гордость, страх, счастье, - короче говоря, все те эмоции, которые выпадают на долю людей. Как уже говорилось, эти темы присутствуют везде, но в зависимости от места съёмки имеют различные проявления. Темы имеют тенденцию углубляться, если фотограф не ленится и думает сердцем "и день, и ночь". В связи с этим вводятся понятия "эмоциональная интеллигентность" и "эмоциональная недоразвитость".
14. Хорошо продуманные фотографии интересны, но гениальными их делает только "крик души", бьющий из них набатом.
15. Фотография - не цель, но всего лишь еще один язык искусства. Владение им в совершенстве не поможет в ситуации, когда сказать нечего.
С другой стороны, абсолютно безграмотные снимки становятся произведением искусства, когда их темы потрясают.
как многого мы не замечаем, проходим мимо, а иногда случайные мелочи добавляют смысл и кадр уже наполненный, живой
мне сложно судить, что служит главным критерием жанровости, считаю что для начала нужно научиться ловить эмоции, событийность сюжета
По поводу репортажной фотографии:
Насколько репортажный фотограф имеет право на субъективизм?
Давайте вспомним прекрасные фильмы Ленни Рифеншталь. Они великолепны, но они являлись пропагандой нацизма.
Во многом, благодаря Рифеншталь, миллионы немцев приняли идеологию нацизма.
Именно поэтому она была подвергнута остракизму в послевоенной Германии.
А сколько сейчас представителей СМИ делают свои репортажи в угоду министерств пропаганды?
Дело репортера - вскрывать язвы общества и показывать их ОБЪЕКТИВНО, чтобы политтехнологи не смогли перевернуть все с ног на голову.
Думаю как-то так!..))
Я хочу в продолжение этой темы познакомить вас с исследованием на эту тему, которое провёл один из российских фотографов - Владимир Ролов (http://rolovphoto.com/)... Оно написано в несколько шуточной форме, но как известно, в каждой шутке всегда есть доля шутки...))
"Болезни фотографа в человеке..."
I. Вводная часть.
Нередко говорят: "В нем умер поэт!", "В нем умер писатель!" Почему мы не говорим: " В нем умер фотограф?"
............................................................................................................................................
Как и всё живое на земле, фотограф в человеке зачинается, зреет, рождается, поживёт, поболеет и умирает. Фотограф в человеке всегда моложе самого человека. Разница в возрасте колеблется от семи до семидесяти лет.
Настоящее исследование посвящено этапам судьбы приставки к камере, именуемой фотографом.
II. Зачатие фотографа.
Этот процесс хорошо исследован современной светской и религиозной наукой.
Британские ученые доказали, что роль сперматозоидов в процессе зачатия фотографа играют два фактора - подаренная фотокамера и (или) какая-то поразившая человека фотография. Различают первичное зачатие - от подарочного фотоаппарата, и вторичное, или наведенное, - от фотоснимка. Если в первом случае папой является сборочный конвейер, то во втором им может стать как Ансел Адамс оттуда, так и Юлия Батова из Архангельска.
Зачатие фотографа, как утверждают теософы, является таинством. Как оно происходит, никому не известно. Но если таинство не свершается, то подари человеку хоть leika digilux 3 со всей линейкой объективов или своди его на выставку оригиналов Картье-Брессона, фотограф в нем не зачнется.
III. Вызревание плода.
Сроки вызревания плода фотографа в человеке различны и зависят как от самого беременного, так и от окружающей его среды, но в любом случае длятся годы подряд. Характерным для этого периода являются снимки семейные, пейзажики с берёзками, кошечки, белочки, а для более поздних сроков беременности - закаты и восходы. Если беременность протекает нормально, проявляется токсикоз: зреющего фотографа нередко тошнит от своих собственных карточек. Иногда случаются выкидыши (сломалась подаренная камера еще до рождения фотографа) и преждевременные роды, когда недоношенный фотограф на всю жизнь остаётся свадебным съёмщиком.
IV. Нормальные роды фотографа.
На близкие роды фотографа указывает прежде всего отказ от "мыльницы" и покупка зеркальной цифровой камеры.
В истории родов зафиксированы, разумеется, и патологические случаи.
Например, приобретение цифровой крупноматричной "мамии" послужило причиной смерти плода N., поскольку тот решил, что с покупкой камеры он уже состоялся как фотограф, и со своими родами можно не мучиться.
В советское время многие фотографы рождались в состоянии асфиксии, когда пуповина партийной цензуры уже в момент родов плотно перехватывала шею и удушала фотографа в человеке еще до первого родового выкрика. Однако обществу удалось преодолеть эту страшную болезнь, унесшую в прошлом тысячелетии чрезвычайно много потенциально талантливых коллег.
Одним из самых сильных ядов для трепетных рождающихся душ являются деньги. Этот яд способен убить не только зреющий плод фотографа, но и вполне взрослых художников. Однако, как известно, яды в разумных количествах помогают вылечить многие болезни. Так "определенные" деньги успешно лечат голод, а "большие" нередко ведут к обжорству и необратимому ожирению фотографической души.
Существуют и иные патологии рождения, но их перечень оставим для специальных фотомедицинских изданий.
Фотограф рождается, когда:
- его снимок впервые похвалил чужой человек
- или его карточка заняла 67-е место на конкурсе со 70-ю участниками
- или его фотография напечатана в рекламном буклете о швабрах
- или его работу изругали не менее 50-ти коллег на Фотолайне
Чрезвычайно важно, чтобы нашелся человек, способный принять роды фотографа - учитель, который подберёт и вскормит новорожденного собственной грудью. Такое везение, однако, редко. Поэтому большинство родившихся - дети случайного зачатия, беспризорники, а из них, как известно, получаются фотографические БОМЖи, так и не нашедшие свою фотографическую крышу. Крышевание фотобомжей не получается в силу их тягчайшей бедности.
V. Младенчество и раннее детство фотографа.
Когда младенец-фотограф вскармливается грудью гуру, желательно, чтобы последний не был алкоголезависимым. Иначе яблочко будет всякий раз падать недалеко от яблони. Известно множество случаев, когда наука гуру сводилась в конечном итоге к умению правильно напиться.
Особо важно для гармоничного развития, чтобы фотограф в младенчестве ни в чем не нуждался. Однако, как было уже отмечено, идеальное стечение обстоятельств само по себе случается редко, природа неуклонно практикует свой главный закон - эволюционный отбор, и безжалостно уничтожает фотографа в человеке, если тот не получил поддержки в первое время своего существования.
Основные болезни раннего детства фотографа подразделяются на несколько групп:
1. Функциональные
2. Инфекционные
3. Психические
Рассмотрим каждую из указанных групп в отдельности.
Функциональные дисфункции в раннем детстве фотографа выражаются, например, в неумении совладать с фотокамерой, оснащенной десятками кнопок и подпрограмм. Фотограф теряется среди них, тонет и в конечном итоге деградирует до программной автоматики.
В раннем детстве можно наблюдать и частичные дисфункции. Если ребенок-фотограф думает о композиции, в это время напрочь отключается контроль за светом. Если он контролирует свет, пропадают композиция и цветовой контроль сюжета. Если же удается контроль за всеми съёмочными параметрами, фотограф забывает, что он хотел снять.
В этот период отмечается его хроническая усталость, так как фотографический ребенок таскает с собой на съёмку всю аппаратуру, что у него имеется, включая выносной монитор, кабельный барабан, отражатели, штативы, фоны, резиновую лодку, мангал, ласты, презервативы и бензопилу "Франкенштейн-2", чтобы сфотографировать весёлую рыжую белочку.
Инфекционные заболевания особенно характерны для этого периода развития.
Инфицирование происходит в местах скопления фотографов - в интернете, на фотосайтах, в фотоклубах. Зафиксирована пандемия снимков широкоугольными объективами (семидесятые годы), нынешняя эпидемия моноклей, инфицирование плёночными камерами, гриппозные снимки "хольгой".
Заражение происходит не только в области фототехники, но и в съёмочном процессе. Кто не переболел морщинистыми старухами и стариками? Кого не била лихорадка закатов и восходов? Кто не снимал судорожно детские ножки в заскорузлых рабочих руках с траурными ногтями? Кто в помутнении не запечатлевал голых красавиц в цехах брошенных заводов, где грудастые бесстыдницы лежат в лужах ГСМ? А кариесные белочки? А слезоточивые кошечки? А депрессивные церкви? А фрейдистские отражения в лужах?..
Всеми этими болезнями необходимо переболеть еще в раннем возрасте, чтобы получить так необходимый иммунитет для взрослой фотографической жизни.
Психические заболевания детей-фотографов сводятся чаще всего к невозможности обретения творческой индивидуальности.
Здесь часто буйствует закон индукции.
Фотограф встречается с каким-то снимком, который производит на него потрясающее впечатление. Наведённый, индуцированный шедевром подход к фотосъёмке меняет на время сознание малыша, и он принимается фотографировать так же и о том же, что и автор понравившейся работы. Так продолжается до тех пор, пока фоторебёнок не встретит следующую эпохальную картинку. При первых же симптомах индуктивного психоза необходимо запретить ребёнку интернет, библиотеки и встречу с коллегами, провести книжную диету. В случае неповиновения - загнать в угол.
Одним из опасных психических заболеваний в этом возрасте является творческая инфантильность. Когда ребенок, страдающий ею, показывает свою очередную работу, любой комментатор может убедить его подрезать три сантиметра слева и восемь снизу. Потом появляется следующий знаток и уговаривает перевести снимок в монохром. А там и третий предлагает подбелить землю и подчернить небо. И так продолжается, пока у больного не проявится "черный квадрат".
У фотодетей описываемого возраста творческая сила находится в зачаточном состоянии, они беспомощны и их легко обидеть. Ощущение собственной слабости подавляет еще не развитую волю, делает их лёгкой добычей различных фотосектантов, специально охотящихся за незрелыми фотодушами.
VI. Юность фотографа в человеке.
Это самый интересный период в жизни фотографа. Он тем только и занят, что заново открывает Америку и изобретает велосипед. Творческая жизнь его полна очарования, когда сделает выдающуюся работу, и разочарования, когда найдёт такую же на другом сайте и в чужом исполнении. Но юность тем и сильна, что дерзает вновь и вновь, пока не выдохнется и не кончится.
В этот период фотоюношеству не хватает ничего.
Мы называем период дефицитным. Из основных заболеваний здесь следует выделить прежде всего авитаминоз. Юноше-фотографу неоткуда больше черпать необходимые для развития элементы, как извнЕ. Задача его воспитателей - вовремя поставлять витамины в нужных количествах, правильно скармливать их птенцу и контролировать, чтобы микроэлементы успешно усваивались пациентом.
Разберём, какие вещества особенно востребованы в юности.
1. Очень важен витамин Т - техника. Юный фотограф от рождения имеет уже какую-то зеркальную тушку, но к ней, как правило, всего лишь один унылый зум 18-55 мм. Если в это время не появится хотя бы какой-то телевик, развитие фотографа заметно приостанавливается. Витамином Т можно запастись в любом количестве, однако принимать его следует дискретно: следующий не раньше, чем освоится и усвоится предыдущий. Иначе может развиться технический диатез, который ведёт к творческой дистрофии и который практически не лечится.
2. Следующим по важности является витамин К - контакты. Это интернетные фотоклубы, это живой фотоклуб, это и мастер-классы людей, которые в одиночку считают себя полезными. Витамин К следует принимать так же с большой осторожностью, поскольку его передозировка приводит к потере индивидуальности, делает фотографа интернетозависимым и лишает остатков семьи, распад которой почти всегда начинается в момент рождения художника.
3. Чрезвычайно полезным и эффективным для роста юного фотографа является витамин У - успех. Чем больше он его получает, тем быстрее растет творчески. Существует западная модификация этого медикамента - витамин МУ, международный успех. Хотим предупредить об опасности, связанной с его приёмом. Зафиксированы множественные случаи заболевания наполеонизмом в тяжелой форме, отмечается так же привыкание и зависимость от этого витамина уже с первого приёма, что в наших условиях не лечится. Витамин МУ чрезвычайно дорог и потенциально опасен, поэтому мы рекомендуем ограничится местным витамином У, не вызывающим в силу дешевизны и дешевости никакого привыкания (Например, ваш снимок повесили в складе готовой продукции Первого бетонного комбината в Урюпинске).
4. Последним в этой группе является витамин PS - фотошоп. Без него совершенно невозможно творческое развитие юниора. Мы рекомендуем принимать только свежий PS (см. дату и серию выпуска на упаковке), но хотим предупредить, что он иностранного происхождения, чем и объясняется высокая цена витамина. (Автор настоящего исследования слышал краем уха о попытках нелегального копирования и распространения PS в России, но никакими фактами на это счет не располагает. Он сам официально с рук купил в Москве SC6 за 320 рублей, поэтому склонен думать о нелегальном копировании фотошопа как о фальшивке, запущенной его грозным конкурентом Paint). Есть, разумеется, и сравнительно дешевые эрзац-медикаменты как западных, так и национальных производителей. Можно пользоваться и ими - всё зависит от роста, которого хотелось бы достичь юному фотографу. Но если он намерен упереться головой в FIAP, без витамина PS не обойтись.
VII. Зрелость фотографа.
Зрелость фотографа характеризуется целым рядом заболеваний, описание и методы лечения которых заняли бы многие сотни страниц специального исследования. Наша задача скромнее и заключается лишь в определении основных типов болезней, которыми часто страдают коллеги.
Зрелость фотографа определяется уже не ростом - рост прекратился, но расширением фотографа по творческой площади. Так, снимающий НЮ расширяет этот подход по плоскости: голые в воде, голые во ржи, голые в лифте, на улице, в толпе, на мотоцикле, на Северном полюсе и даже в душе.
Снимающие "стрит" меняют улицы, снимающие портрет меняют лица, снимающие закаты меняют звёзды, а снимающие рубашку остаются в майке.
Рассмотрим и здесь некоторые заболевания, присущие возрасту, опуская нетипичные, как, например, смертельное для фотографа отравление гонорарными деньгами, и другие такие же редкие заболевания.
Большинство болезней взрослого фотографа носят соматический характер:
1. Монохромное зрение.
Фотографы, страдающие этим заболеванием, не видят цвет. Он на их фотографиях как будто отсутствует. RGB есть - цвета нет! Больные монохромом рано или поздно догадываются о своём недуге, и, чтобы скрыть его, снимают ЧБ, говоря при этом о якобы благородном лаконизме черно-белых мотивов. Мы называем это явление защитным компенсаторным механизмом.
2. Синдром проглоченного аршина.
Фотографы с синдромом ПА избегают приседаний. Их ничем не заставить фотографировать сидя или лёжа, они как аршин проглотили - снимают лишь на уровне глаз, обкрадывая свои фотографии.
3. Творческие запоры и поносы.
Запоры случаются значительно чаще. Фотограф выходит с камерой из дома и всё воскресенье тужится снять что-то интересное. Тужится тем сильнее, чем меньше получается. В запущенных случаях творческого испражнения не происходит долгие годы.
Творческие поносы характеризуются многими тысячами отснятых гигабайт, в которых безвозвратно тонут и плохие, и хорошие, и необходимые фотографии. В особо патологических случаях снимают, только чтобы единственный раз посмотреть снимок на мониторе фотокамеры сразу после щелчка.
4. Сердечнососудистые заболевания.
Всё чаще и чаще наблюдаются случаи кровоизлияния в душу.
Они происходят с теми из наших коллег, кто снимал на войне, кто был среди голодающих где-нибудь в Африке, кто делал репортажи о БОМЖах или детях-наркоманах. Особо интенсивные кровоизлияния в душу могут прогрессировать до кровоизлияний в сердце и мозг...
Поговорим теперь о целом ряде заболеваний иного характера, которыми страдают многие наши коллеги как в родных пределах, так и за рубежом.
1. Архивная аллергия.
Это особо распространенная болезнь среди фотографов. Выражается она в том, что фотографа тошнит всякий раз, когда приходится заниматься архивированием отснятого материала. Медикаментов против этого рода аллергии не существует.
2. Заражение мозга насекомыми.
Имеются в виду прежде всего тараканы в голове.
В фотопрактике эти насекомые влияют на выбор темы: фотографируются помойки, дохлые рыбы, части человеческих гениталий, как бы кровавые красотки с ножами в зубах и прочее такого же рода.
3. Объективно-камерная лихорадка.
Это заболевание проявляется в форме жгучей жажды новой фотоаппаратуры. Лихорадит бесконечно, поскольку бесконечно появляются новые образцы техники. Типичным при этом заболевании является иллюзия больного, что с получением вожделенной вещи он наснимает сотню шедевральных работ. Лихорадка проходит сразу после покупки новинки и возникает вновь по прочтении в интернете о следующем ноу-хау. Из 100 случаев заболевания ОК-лихорадкой 99 являются хроническими. Исключительно заразна!
4. Фотографическая немота и глухота.
Если фотографическая немота - детское заболевание и успешно лечится изучением изобразительных средств фотографии, то фотографическая глухота, как правило, врожденная и лечению не поддаётся.
5. Фотографический заднепроходный зуд.
Это тяжелое хроническое заболевание, выражающееся в нестерпимом зуде в указанной области, избавиться от которого (на некоторое время) позволяют съёмки в горах, под водой, в прыжке с парашютом, в портретировании кобры, льва, носорога, и репортажи о наркоторговцах. Нередко имеет летальный исход, если зуд снимается в Чечне, Афганистане, Ливане или Палестине.
5. Фотографическая хромота.
Является очень распространенным заболеванием в среде светописцев. Больные им хромают на всё, что существует в фотографии: на технику, на композицию, на цвет, на свет, на содержание, на обработку, кадрирование, подписи к снимкам, грамматику и так далее. Все виды хромоты лечатся легко, но редко кто этим занимается, поскольку сами больные её не замечают.
6. Фотографический алкоголизм.
Ничем не отличается от обычного, только другие тосты: за свет, за цвет, за диафрагму, за выдержку, за объектив, за камеру, за флэшку и так далее. Спиваются именно потому, что всегда есть выпить за что-то новенькое.
5. Маниакальный наполеонизм.
Это психическое заболевание вызывается творческой импотенцией художника. У пациента, интуитивно осознающего свою бесталанность, срабатывает компенсаторная реакция, когда он накачивается теоретическими сведениями, на их основе выдумывает некую теорию и пытается реализовать её на практике. Снимки его болезненного воображения поддерживают такие же больные люди, человека два-три обычно, которые славят новатора. На этом основании больной раздувается и назначает себя Наполеоном от фотографии. Если во время не заняться лечением горькими медикаментами, то Наполеон может встретиться с такими же наполеонами в рамках известного лечебного учреждения. Заболевание включает в себя все вышеперечисленные патологии.
Список болезней фотографа в человеке можно продолжать еще долго и дописывать его каждые три дня, внося очередное новое заболевание или новую комбинацию недУгов, появление которых мы постоянно фиксируем на различных форумах, посвященных фотографии.
VIII. Старость фотографа.
Различают старости трёх степеней.
Старость первой степени начинает проявляться в повышенной сонливости фотографа в человеке. Он засыпает всё чаще, а просыпается всё реже. В моменты недолгого бодрствования происходит короткий творческий всплеск, вслед за которым фотограф в человеке снова впадает в спячку.
Старость второй степени характеризуется бессонницей фотографа, проводящего все ночи в написании в интернете скандальных комментариев под снимками коллег. Облегчающий сон приходит лишь когда кто-то из них схватил инфаркт. Утихают многие жизненные функции фотографа: уже лениво заработать пару сотен на новый объектив, хлопотно пригласить модельку на ню, непонятно, зачем ехать в Таиланд и снимать этих вонючих слонов.
Старость третьей степени - мирное утихание фотографической жизнедеятельности. Боевые камеры выставляются в стеклянных витринах, фотосумки с мелочевкой запихиваются в кладовки, всё чаще снимают мобильным телефоном, так как он лёгкий. Старость третьей степени характерна паразитированием на своём фотоархиве, когда выставляются сначала лучшие работы, потом проходные, а в конце и полный отстой.
Старостью четвертой степени называется предсмертное состояние.
Смерть настоящего фотографа никогда не бывает окончательной, поэтому мы и говорим о старости четвертой степени.
Фотограф остаётся жить в своих снимках настолько долго, насколько хороши его работы.
Автор этого исследования желает всем Вам фотографического бессмертия!
Спасибо, Сергей, за работу!Удачи Вам.
просто замечательное. Нахожу в себе болезни всех возрастов. Надеюсь после Ваших описаний симптомов их преодолеть. )
Спасибо!