Композиция
Все те, кто хоть раз брал в руки фотоаппарат для участия в процессе фотосъемки, задумывался о том, как запечатлеть момент так, чтобы он притягивал взгляды. Если Вы просто жмете на кнопку, то притягательность снимка зависит от везения. Но бывают случаи, когда везение ушло. В таких случаях придется снимать по устоявшимся правилам съемки.
Так что это за правила.
Это правила описывающие расположение важных в композиции деталей по законам восприятия человеческого глаза.
Ведь иногда, при запечатлении момента, достаточно разместить снимаемые в нем объекты в определенных местах, а иногда, угадать с выбором точки. Парой, даже небольшое смещение фотоаппарата, может существенно повлиять на притяжение к фото.
Пришли к нам эти правила еще от художников минувших эпох, и ниже, когда познакомимся с правилами, рассмотрим их на наследии времен, на старых, но не устаревших полотнах.
Стоит не забывать, что правила не являются догмой, но знать их все же нужно.
Правило третей.
Главный и второстепенные объекты, должны быть максимально приближены к точкам пересечения линий, делящих фото на равные 9-ь частей.
Основано это правило на психологии человека и восприятии глазом снимка, а точки, расположенные в местах пересечения линий, соответствуют максимально удобному восприятию снимка. То есть, когда человеческому взору попадается снимок, то он бегло просматривает его, как рас по этим точкам. Таким образом, главные объекты запечатления, целесообразно размещать либо по линиям, либо по точках их пересечения.
При съемке, например пейзажа, лучшими получаются снимки, где горизонт расположен по данному правилу (на верхней линии, для запечатления пейзаж на земле, или на нижней, на небе).
Правило золотого сечения.
Путем исследования наследия художников прошлых эпох было обнаружено, что на композиции, не взирая на ее габариты, взгляд зрителя привлекают определенные точки, и число им 4-е. Находятся они на пересечении линий, по 3/8 от краев (как показано ниже).
Правило диагоналей
Данное правило похоже на правило третей, только в этом случае будут не линии, разделяющие снимок на 9-ь частей, а диагональные линии, вдоль которых должна идти основная деталь композиции. При этом, диагонали, построенные из нижнего левого угла к правому верхнему, предполагаются для спокойных мгновений, а построенные в обратном направлении, для более динамичных мгновений.
По этому правилу лучше снимать дороги, берега, заборы, что дает нам дополнительную динамику и чувство глубины.
Правило диагонального сечения
Это правило вышло из «золотого сечения». В данном случае диагонали делят снимок, на 6-ь частей или на 3-и пары участков. Мысленно изобразив данную схему и расположив главные объекты в получившихся ячейках, у Вас может получиться грамотно построенный кадр.
Композиция в живописи.
Возьмем случайно выбранные произведения классиков живописи и проанализируем их.
В данном случае Мы видим картину Леонардо да Винчи «Мадонна с прялкой», присмотревшись к которой можно обнаружить правило диагоналей.
Ну а в картине «Мона Лиза» в треть попало лицо.
Ну посмотрим еще картину Ренуара«Завтрак гребцов».
В данном случае, в главной трети (в самой середине) Мы не обнаруживаем основную часть сюжета. Связано это с тем, что эта часть разделена на 2-е и вынесена по бокам. Вы видите девушку и юношу, на переднем плане? Стоит одного из них убрать, и картина станет не приглядной. А так они равномерно вынесены в боковые трети и компенсирую друг друга, а задний фон создает глубину.
Стоит помнить
Не всегда данные правила будут уместны при съемке, ведь если приглядеться к работам классических художников, то можно обнаружить, что по данным правилам, создана лишь малая часть их шедевров. Но и отвергать их не стоит.
Комментарии: