Значительная часть коллекции полароидов, созданных с начала 1960-х по 1990-е гг., нашла новый дом с 2011 года в Европе, в венском музее Westlicht. И это событие сложно переоценить не только в силу количественных показателей (в Вене хранится около 4400 полароидов), но и прежде всего качественных, потому что в собрании есть фотографии, снятые на Polaroid Энди Уорхолом, Робертом Раушенбергом, Анселем Адамсом, Робертом Мэпплторпом, Полом Хафом, Хельмутом Ньютоном и т.д. Все эти имена будут представлены на выставке в МАММ.
«Полароиды». Фотобиеннале 2014
Автор: Мультимедиа Арт Музей / Московский Дом Фотографии
Опубликовано: 17.04.2014 в 18:03:41
Проект «Полароиды» описывает это почти исчезнувшее и вновь возвратившееся медиа не только как вспомогательное средство, ставшее незаменимым в мастерских художников, кабинетах фоторедакторов, медиков, научных лабораториях, но и как самостоятельный вид фотографии, открывший её новые свойства и расширивший возможности.
Полароидовские камеры позволяли производить отпечатки довольно больших размеров (зрители увидят, например, полароиды 20х24 дюйма (50,8х60,96 см)), а моментальность проявления фотографии отвечали сути этого вида искусства, которому, наконец, удалось поймать момент, минимальную единицу времени.
Возможность производить секвенции, делать почти анимацию увлекала, например, неравнодушного и чуткого ко всему новому Энди Уорхола (серия «Энди чихает»),
а у Мэпплторпа, напротив, персонажи на полароидах так же статичны, «прочны», физически конкретны и им по-прежнему чужда микродинамика.
Вообще нужно отметить, что глядя на полароиды великих фотографов, далеко не сразу и не всегда понимаешь, в чем же собственно состоит отличие обычного в их случае фотопроцесса и съемки на камеру Polaroid: Стивен Шор по-прежнему снимает американские пейзажи и интерьеры, Хаф увлечен геометрическими объемами, Уильям Вегман неизбежно фотографирует «ваймаранеров».
Однако некоторую специфику можно все-таки обнаружить: большая ловкость композиции и вместе с тем небрежность, необязательность, тяга к серийности, к производству целого ряда фотоизображений, напряженный поиск сюжета, потому что кажется художники и фотографы пытались приспособиться под новую технологию. Жизнь которой оказалась кстати весьма недолгой, и тем ценнее рассматривать полароидные эксперименты великих фотографов как уникальные объекты, артефакты ушедшей (почти) технологии.
Комментарии: