Canon EOS 5D. Переход с кропа на полный кадр. Первые впечатления
В 2005 году в моей жизни свершилось знаковое событие — я сменил мыльницу на зеркалку. По этому поводу была написана первая моя статья — Переход с мыльницы на зеркалку. Статья для сомневающихся. Прошло более 6 лет и настало время развить эту тему, но поднять планку уже на ступеньку выше, а именно —переход с кропа на полный кадр, то есть переход с любительской фототехники на профессиональную.
Для чего нужен профессиональный фотоаппарат
Во первых, давайте уточним, какой фотоаппарат может считаться профессиональным и в чем его основные отличия от любительского. Само название говорит, что этот аппарат предназначен для тех, для кого фотосъемка является профессией. Грубо говоря, профессиональный фотоаппарат — это средство зарабатывания денегфотографией. Поскольку в коммерческой съемке требования к качеству фотографий намного выше, чем любительской, поэтому профессиональный фотоаппарат должен обеспечивать это качество.
Разумеется, для профессиональной съемки может быть использована и любительская техника, но при этом она будет работать на пределе своих возможностей и вероятность получения испорченного кадра возрастает на порядок. Расскажу по этому поводу один случай...
Я уже давно не снимаю свадьбы, но недавно я был приглашен на свадьбу к родственникам в качестве "подстраховывающего" фотографа (для съемки "чисто своих"), в моем арсенале был Canon EOS 400D, объектив Canon 24-105/4L, вспышка Sigma DG 500 Super. Объектив и вспышка свои задачи отработали на 100% — процент брака из-за "мыла", неправильного фокуса и недо- переэкспонирования был крайне низок. Однако сам фотоаппарат работал на грани фола. В некоторые моменты не хватало скорострельности, а под конец вечера пришлось регулярно бегать до ближайшей розетки, чтобы хоть чуть-чуть подзарядить севший за день аккумулятор. Когда начался первый танец, в зале выключили свет и осталось только светомузыкальное сопровождение, и... "приветствую вас, шумы на ISO 1600!" :) Тем не менее, свадьба была отснята, и клиент остался доволен (особенно учитывая то, что я назначил очень низкую цену — свои все-таки). Но какого геморроя мне это стоило... В это время, 2 других фотографа с 1D и 5D (марк *) действовали намного более спокойно и уверенно, и, я думаю, результат получился намного лучше (жалко, что мне так и не удалось его увидеть).
Описанный выше случай стал еще одним толчком на моем пути с кропа к полному кадру.
Чем отличается профессиональный аппарат от любительского?
Если сравнивать Canon EOS 5D с аппаратами семейств **D, ***D, ****D — в "пятаке" убраны все любительские "бантики". Ни о каких режимах "пейзаж", "портрет", "ночной портрет", "ночной пейзаж" и т.д. в аппарате нет. Все настраивается вручную и вы должны четко представлять, что нужно сделать для того чтобы фон был размытым (к примеру). На переключателе режимов съемки остался только авторежим, режим программной экспозиции, TV (приоритет выдержки), AV (приоритет диафрагмы), M (ручной режим), Bulb (выдержка вручную — пока кнопка спуска нажата, затвор открыт) — для ночной съемки.
Во-вторых, почти все профессиональные фотоаппараты полнокадровые, то есть имеют матрицу размером с пленочный кадр (у любительских и полупрофессиональных аппаратов матрица в 1.5-2 раза меньше). Исключение — Canon EOS 7D (кроп 1.6), Canon EOS 1D (кроп 1.3) — это репортажные камеры, их сила в другом. О том, что дает полный кадр речь пойдет чуть ниже.
В третьих, это, конечно, ресурс аппарата. Затвор профессионального фотоаппарата имеет заявленный ресурс 100-150 тыс. кадров. У любительской техники эти показатели куда скромнее — 40-60 тыс. кадров.
Для чего нужен полный кадр
Большая матрица имеет ряд преимуществ.
- При увеличении размера сенсора можно безболезненно увеличить его разрешение и чувствительность без видимого роста уровня шумов. В отличие от 400D, у 5D чувствительность ISO1600 вполне рабочая. Кроме того, в некоторых аппаратах есть чувствительность ISO50 — для высококачественной съемки при хорошем освещении.
- Во-вторых, чем больше размер кадра, тем больше возможностей по управлениюГРИП (что влияет на художественную сторону фотографии).
- Исчезает понятие "эквивалентное фокусное расстояние". Цифры, указанные на объективе становятся "честными". Рыбий глаз становится рыбьим глазом, широкоугольник — широкоугольником, "полтинник" из портретника (на кропе) превращается в светосильный универсальный объектив.
Какие недостатки у полного кадра
- Первое что останавливает многих — это стоимость фотоаппарата. Профессиональный полнокадровый аппарат стоит как минимум в 2-3 раза дороже, чем любительский или полупрофессиональный. На момент написания статьи, Canon EOS 5D mark II (body) стоит 75000 рублей, а Canon EOS 60D (body) — 32000 рублей (цены средние по Яндексу).
- Второе — размер и вес фотоаппарата. 5D раза в полтора больше, чем 400D и раза в два тяжелее. Таскать такое с собой постоянно — удел или профессионалов или настоящих энтузиастов.
- Третье — почти всегдаотсутствует встроенная вспышка. Подразумевается, что профессиональная съемка и встроенная вспышка — понятия не совместимые. Исключения — Сanon EOS 7D и Nikon D700.
- Вы, скорее всего, не сможете использовать объективы, предназначенные для "кропнутых" зеркалок. У Canon они имеют обозначение EF-S, у Nikon — DX. Они адаптированы под меньший по размеру кадр и их задний конец смещен ближе к зеркалу (объектив сидит "глубже"). Будучи установленным на полнокадровый аппарат, такой объектив создаст помеху движению зеркала. У Canon исключена возможность установки EF-S объективов в EF-байонет. Полнокадровый Nikon D700 поддерживает "кропнутые" объективы, но при этом происходит автоматическое кадрирование — чтобы на снимке не было черных углов, так как круг изображения, формируемый "кропнутым" объективом в 1.5 раза меньше, чем у полнокадрового.
- Многие объективы проявляют свои слабые места именно на полном кадре. Фактически, при использовании "полнокадровых" объективов на "кропнутом" аппарате, на матрицу попадает только центральная часть картинки, которая наиболее четкая. В то же время, не стоит забывать, что по краям кадра разрешающая способность всех без исключения объективов снижается — у кого-то больше, у кого-то меньше. Полный кадр открывает то "мыло", которое прежде скрывалось за границами "кропа". Это сказано к тому, что с полным кадром лучше использовать только качественную и дорогую оптику, у которой разрешения от центра к краю падает меньше, чем у дешевой.
Стоит ли покупать профессиональный фотоаппарат новичку?
Однозначно и категорически — нет! Если у вас нет уверенного знания основ техники фотографии, вы просто не сможете использовать потенциал такого фотоаппарата. Результаты, которые вы будете получать, зачастую будут хуже, чем у любительской зеркалки. Поснимать полгода мыльницей и купить себе профессиональный аппарат — это равносильно тому, что только окончив курсы вождения, сразу сесть за руль дорогого спортивного автомобиля. В лучшем случае, вы поедете также как на учебных "жигулях" (и даже медленнее — страшно!), а в худшем — .... в общем, сильно пожалеете, что выкинули столько денег на эту штуку, с управлением которой вы не справились из-за отсутствия опыта. Не секрет, что большинство негативных отзывов о хорошей технике пишется из-за того, что их авторы не смогли (или не захотели) с ней разобраться, в итоге были разочарованы.
Чтобы покупать полнокадровый аппарат и сразу начать его использовать на все 100%, вы должны, как минимум, освоить любительскую зеркалку и быть с ней на "ты".
Canon EOS 5D — копаем вглубь
Автоматический баланс белого
В этой номинации фотоаппарат очень расстроил. Однако, в защиту него могу сказать, что съемка велась при свете энергосберегающих ламп (не дешевых), дающих, в принципе, теплый свет, но все равно, отличающийся по оттенку от ламп накаливания. Я не помню, чтобы какой-то из аппаратов справился бы с таким светом в режиме автоматического баланса белого. 5D при таком свете при съемке без вспышки неудержимо тянет в желтизну.
Но, как я уже и говорил, все автоматическое в этом фотоаппарате, видимо, присутствует лишь для галочки. Теперь, попробуем это же сфотографировать в RAW и выставить баланс белого уже на компьютере. Вот что у нас получилось.
Цвета стали максимально приближенными к тому, что было на самом деле (поверьте на слово). Но, в принципе, такой фокус пройдет с любым другим фотоаппаратом, в т.ч. и мыльницей, лишь бы он умел снимать в RAW.
Уровень шумов на ISO 1600
Взглянув на Jpeg-овский вариант я просто ужаснулся! Современные любительские зеркалки снимают лучше.
Скачать полноразмерный файл... но лучше даже не качать — там все плохо :)
RAW-овский вариант произвел более благоприятное впечатление.
Шум все равно есть, но его структура намного меньше "мозолит" глаза — по своей структуре он похож на пленочное зерно. Но мы пойдем дальше — попробуем его свести на минимум при помощи Adobe Lightroom. Применяем такие параметры шумоподавления:
и получаем такой результат:
Для ISO 1600 — очень достойный результат! Однако, неизвестно что здесь сыграло бОльшую роль — матрица 5D или алгоритм шумоподавления в Adobe Lightroom. В любом случае, результат достигнут!
Результаты этих испытаний позволяют сделать вывод о том, что владельцу Canon EOS 5D о формате JPEG лучше забыть раз и навсегда! Жалко, нет возможности его отключить через меню...
p.s. Забыл добавить, что в этом тесте использовался объектив Canon EF 50mm f/1.8 II.
Динамический диапазон матрицы Full Frame
К сожалению, мне не удалось (и уже не удастся, скорее всего) сделать сравнение двух одинаковых снимков, сделанных на полнокадровый аппарат и кропнутый, но все же тот эксперимент, который я провел позволяет сделать кое-какие выводы.
Во время одной из поездок в Гороховец, я "загнал" Canon EOS 5D в такую сложную ситуацию, которая моему бывшему 400D была точно "не по зубам".
Исходные данные такие:
- Пасмурная погода, много снега, небо на грани белизны, темные стволы деревьев
- Объектив Зенитар 16мм/2.8 — чтобы увидеть достаточно и темных и белых деталей одновременно.
- Интегральный замер экспозиции (по логике он вообще противопоказан при таких условиях!)
Вот такой кадр (на художественность не смотрите, цель здесь другая). Для чего черная рамка — написано ниже:
На первый взгляд — снег и небо на грани потери деталей (особенно, если смотреть фото не на белом фоне, для этого и сделана черная рамка, чтобы разделить белый фон страницы от чуть сероватого снега). А теперь посмотрим на гистограмму:
И света и тени проработаны! И, как оказалось, есть еще немалый запас. Вот еще одна интересная деталь:
В верхнем правом углу попала в кадр какая-то светлая полоска на небе, похожая на след от самолета. И она оказалась отлично различима на фоне неба, которое на первый взгляд казалось абсолютно белым.
В качестве доказательства чистоты эксперимента прилагаюоригинальный файл в формате RAW (13.5 мегабайт). Кстати, объектив Зенитар 16мм/2.8 проявил себя на полном кадре очень неплохо — четкость картинки в центре кадра практически "звенящая". По краям, естественно, все хуже — но это беда всех "рыбьих глаз".
Двухсекундный автоспуск на Canon EOS 5D
Автоспуск очень удобен (я бы даже сказал, необходим!) при съемке со штатива с длинной выдержкой — чтобы от нажатия кнопки камера не наклонялась и картика при этом не смазывалась.
Многие владельцы Canon EOS 5D жалуются, у аппарата предусмотрена длительность автоспуска только в 10 секунд. Для ночной съемки это не совсем удобно — приходится каждый раз ждать 10 секунд, слушая при этом "пи-пи-пи-пи-пи...", издаваемое фотоаппаратом.
Я покопался в настройках и нашел намного более рациональный способ съемки с предварительной паузой. Это сочетание настроек блокировки зеркала с режимом съемки. Если разрешитьблокировку зеркала(Пользовательские функции → Функция 02) и включить режим съемки "Дистанционное управление" (кнопка Drive-ISO на верхней панели), то мы убьем сразу двух зайцев:
- Съемка будет осуществляться с предварительным подъемом зеркала (это уменьшит шевелёнку — вибрации, создаваемые зеркалом довольно существенны!)
- Затвор сработает через 2 секунды после подъема зеркала.
Вот вам и 2-секундный автоспуск! :) Причем в инструкции про это написано не было, хотя, возможно, я ее невнимательно читал. В остальных режимах съемки фотоаппарат после поднятия зеркала будет ждать, пока вы нажмете кнопку спуска еще раз и только тогда сработает затвор.
p.s. Правильно говорят, что голь на выдумки хитра. Точка зрения Canon на этот счет такова — хотите иметь 2-секундный автоспуск, покупайте пульт дистанционного управления, у него такая функция есть!
Источник: www.artem-kashkanov.ru
Комментарии: