Об этом стоит написать даже на фото сайте. Заголовки статей либеральных изданий пестрят: "По локоть в нефти. Почему Россия рискует повторить ошибки СССР". Нефть европейского сорта Brent подешевела до уровня ниже 37 долларов за баррель, пишет обозреватель "Slon Magazine" Георгий Неяскин. Доллар, соответственно, вырос до 4-х месячного максимума к рублю. За последние 25 лет нефть торговалась на этом уровне трижды: в августе – сентябре 1990 года, в апреле – июне 2004-го и на дне прошлого кризиса – в декабре 2008-го.
Это были очень разные периоды. Скачок в 1990-м был кратковременным и произошел после вторжения иракских войск в Кувейт; к началу 1991 года цены опустились до привычных на тот момент 20 долл. за баррель (с учетом инфляции 20 долл. соответствуют нынешним 36,4 долл.). Спустя год не стало Советского Союза, в качестве одной из причин распада которого часто называют спад цен на нефть в 1980-е годы. Сырье оставалось дешевым все 90-е годы, которые стали для россиян весьма тяжелым периодом.
Весной-летом 2004 года, когда начался второй срок президента Владимира Путина, нефть, напротив, дорожала. Уровень 37 долл. за баррель тогда казался манной небесной по сравнению с минимумом 1998 года, когда Brent торговалась дешевле $10. В том же году окрепший путинский режим начал демонтаж политических свобод. Ходорковский уже находился под арестом в "Матросской тишине", а к концу того же года глава государства отменил выборы губернаторов. И, наконец, декабрь 2008 года стал неприятным, но относительно коротким эпизодом в эпоху рекордно высоких цен на нефть. Нынешний спад, по мнению большинства экономистов и игроков отрасли, будет намного более продолжительным: согласно некоторым прогнозам, стоимость энергоносителя может просесть до 20 долл. за баррель.
А вот Татьяна Становая, руководитель аналитического департамента Центра политических технологий в том же издании "Slon Magazine", начинает свою статью так: "Вчера, 14 декабря, цена на нефть марки Brent опустилась ниже отметки $37 за баррель. Экономисты, эксперты соревнуются между собой в пессимистичных прогнозах. Все чаще звучит цифра $20 как новый пугающий ориентир. Голоса тех, кто заговаривал рынок на вечновысокие цены, притихли, и, кажется, надолго. Для России ухудшение мировой энергетической конъюнктуры – фундаментальный фактор, определяющий развитие всех сфер функционирования государства и общества. Не обойдут последствия и сферу внутренней политики, где подвижки могут быть не менее тектоническими, чем в финансах и экономике. Низкая цена на нефть – значит, у всех кончаются деньги. Государство сокращает расходы, бизнес не закупает и не продает, население не покупает, государственные компании копят долги, банки закрываются. Все плохо. Не реагировать на это сфера внутренней политики не может. Последствия будут заметные и глубокие, хотя и обратимые. В первую очередь неизбежна трансформация места и роли партии власти."
Последнее предложение аналитика явно показывает принадлежность к кругам либеральным, которые сейчас словно с цепи сорвались, и которые никак не нарадуются не столько падению мировых цен на нефть и даже не столько, чтобы уколоть правящие круги в России, сколько на появившуюся дополнительную возможность заявить о себе, мол "мы же предупреждали, слушайте нас, мы знаем как...". Характерно провести анализ и обратить внимание на тот факт, что при улучшении экономического положения в России, голос либерализма резко затухает и радостей от этого становится не слышно вовсе.
Комментарии: