error
Регистрация

О вечном, о больном - о фотообразовании

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Лика Чекалова
Опубликовано: 16.07.2013 в 11:14:49

Эффективное самообучение — удел единиц, с этим нужно смириться. Очень малый процент людей обладает высокой степенью самоорганизации вкупе с развитой интуицией и полным отсутствием тяги к самооправданию. У всех остальных самообучение либо превращается в графоманство — снимаю плохо, но лишь бы друзья хвалили — либо отнимает невероятное количество времени. Многие сдаются от такой нагрузки, и особенно жаль, что среди них есть способные. Обучение под грамотным руководством правильно распределяет нагрузку, выдает знания системно и дозировано, облегчает осознание своих удач и ошибок, фильтрует огромный поток информации извне: с сайтов, из книг, объясняя, что стоит брать за руководство, что нет. В конечном счете, экономит массу времени и сил, делая результат реальным и достижимым в течение ограниченного времени. Обучаясь самостоятельно, человек обрекает себя на блуждание в потемках на ощупь — он наворачивает круги, спотыкается, падает, мечется во все стороны. В этом случае вывезет только сочетание явного таланта и невероятной работоспособности. Каков процент таких людей от всех, интересующихся фотографией?.. А всем остальным, безусловно, нужен грамотный куратор. Но как этого куратора выбрать, если совершенно не разбираешься в нюансах, не можешь оценить грамотность формулировок в программе курса?

Сейчас на рынке представлено такое количество фотошкол и курсов, что очень легко запутаться. А путаться нельзя ни в коем случае — ведь именно на первом этапе важно получить грамотные и действительно полезные знания и навыки, иначе можно себе испортить всю фотографическую жизнь. Поэтому я, пожалуй, расскажу именно про начальный уровень, дам несколько советов тем, кто только собирается попробовать себя в фотографии.

Прежде всего разберитесь, собираются ли вас вообще учить. Обратите внимание на историю фотошколы. Огромный плюс - если учебное заведение изначально создано именно как учебное, и никакое другое. Это значит, что с самого первого дня основатели ставили перед собой цель развиваться в сфере образовательных услуг, иными словами - цель учить вас и других хорошо фотографировать. Если же это курсы при фотостудии или при магазине фототехники - скорее всего, на обучение здесь не делается основного акцента, а цель создания курсов - увеличение числа клиентов студии или магазина. И вас сразу будут ориентировать на покупку оборудования или аренду, а учить - по остаточному принципу. Но ведь вы хотите именно учиться? Вот и делайте выводы.

Смотрите на объем программы и количество часов. 5-6 занятий для начинающих — это ничто, за это время невозможно набить руку, разобраться даже в самых простых темах. Если вы видите такую программу — скорее всего, вас там просто поразвлекают, преподаватель все сделает за вас, и выйдете вы оттуда, возможно, с хорошим настроением, но не со знаниями, которые позволят расти дальше. С другой стороны, очень длинный курс — более полутора месяцев без перерыва - тоже плохо. Вы ведь идете в совершенно новую сферу, на вас сразу свалится очень много новой информации, и через некоторое время наступит банальное «переедание». Мой рецепт — 12-16 занятий с регулярными практиками. И обязательной возможностью после периода самостоятельной работы прийти и на более продвинутый общий курс, и на профильные курсы по отдельным жанрам — то есть, наличие комплексного образования в несколько ступеней.

Если вас сразу запихивают в студию — это плохо. Студия — это конструктор, который фотограф должен собирать под каждую съемку сообразно своим идеям. Как вы будете ставить свет, если вам не показали, не рассказали, что это такое, какой он бывает, как манипулировать различными видами освещения? Студийным занятиям обязательно должны предшествовать натурные, на которых проводится вдумчивая работа с различным доступным светом и только затем можно идти имитировать его в студию. А как вы будете располагать предметы на фоне, если ничего не знаете о композиции? Да никак — если вас не вывели на натурную практику и не показали все эти законы на реальном, заполненном пространстве. Все это и свет, и кадр за вас построит преподаватель. А значит, самостоятельно после такой учебы вы вряд ли сможете работать. Для утешения неопытных было придумано словосочетание «студийные схемы». Но на самом деле, таких схем не существует — это как средняя температура по больнице, ни к чему не применимо в частном случае. Так что бойтесь подобных курсов.

 

Не охотьтесь за низкой ценой. Главное заблуждение — выбор творческого образования по ценовой характеристике. Посчитайте стоимость часа в каждом месте, осознайте, что в эту сумму входит не только оплата преподавателя, но и администрирование, аренда помещения, расходы на рекламу, налоги, да еще и прибыль. Если стоимость часа маняще низка — значит, все организационные расходы покрываются засчет низкой оплаты труда преподавателя. А хороший специалист не станет работать бесплатно или почти бесплатно. Особенно, когда у него, как и у вас, есть возможность выбрать себе школу с достойными условиями. Простая арифметика, но может спасти от некачественного обучения.

Не клюйте на подборки лучших работ и показательные выступления. Большинство фотошкол скрывают реальный процесс работы, и в альбомах вы видите только лучшие работы преподавателей, в самом «открытом» случае — лучшие работы студентов. А прийти и посмотреть на школу можно только в специально подготовленные дни открытых дверей и показательные мастерклассы. Все это ничего не говорит об истинном уровне качества. Обращайте внимание на те школы, в которых не боятся показывать рядовые работы студентов, например, в альбомах «Вконтакте», с разбором ошибок в открытую. Также выясните, можно ли прийти на произвольное занятие того курса, который вы хотите пройти, и посмотреть, как проходит процесс обучения. Если нельзя, если говорят "нет, вы лучше приходите к нам на день открытых дверей/в офис для беседы" - что-то тут не так.

Не введитесь на превосходные степени. Разумеется, все дают рекламу, и все стараются подать себя максимально привлекательно в этой рекламе. Но если люди на весь мир сообщают, что они лучшие, или что они гарантируют стопроцентный результат, что вы станете фотографом — это тревожные звоночки. На сегодняшний день нет никаких рейтингов по школам, никто не собирал эту статистику, так что невозможно оценить, кто лучший. И гарантировать вам, что вы станете фотографом, что будете шикарно снимать, тоже никто не может - это как раз вообще не зависит от курсов. Голословное утверждение — всегда обман. А если вас обманывают еще до знакомства - обманут и в процессе сотрудничества. 

Не поддавайтесь на обещания отличной атмосферы, тусовки, крутых съемок и красивых моделей. Вы идете не за этим. Главное, что вас должно интересовать - насколько серьезно, качественно и внимательно будут работать именно, лично с вами. Иначе вы просто побегаете следом за веселыми преподавателями и красивыми моделями, которые будут делать свои съемки за ваши деньги, пощелкаете у них из-за плеча - но знаний таким образом не получить. Даже если преподаватель что-то говорит в процессе, суета и перебор новых впечатлений сводят процесс обучения на нет. И теории, и практики должны быть строго дозированы и регламентированы, каждое задание, каждая съемка должны быть понятными, обоснованными и результативными - причем именно для вас, новичка, а не для тех, кто и так все умеет. И, конечно, после каждой практики _обязательно_ должен быть разбор отснятого материала с подробной критикой каждого студента. Если этого нет - можете сразу поставить крест на потраченных впустую деньгах и времени. Без обратной связи обучение мертво.

Надеюсь, это будет вам полезно. Ну и - творческих успехов!

 
Просмотры: 4702
 

Комментарии:

Яков Реймер
"Никому не надо верить, Так мне папенька сказал!"(с) Слова из песни.
16.07.2013 - 12:57:15
 
Дмитрий С
текст Ваш?
16.07.2013 - 14:16:11
 
Лика Чекалова
Дмитрий С, текст мой. А к чему этот вопрос?
16.07.2013 - 16:49:19
 
Ирина Хуторная
Да, экономит время, но ничто так не учит так, как собственные ошибки. Возможно кто-то подскажет так как надо делать, но зато какой кайф, когда сам дойдешь до этого))
Спасибо за статью, было интересно)
16.07.2013 - 19:01:45
 
Лика Чекалова
Ирина, если нет взгляда со стороны - причем опытного и беспристрастного - своих ошибок можно годами не замечать. И я таких товарищей видела много - снимают по 10-20 лет, а воз все на одном и том же месте.
16.07.2013 - 19:55:03
 
Мих@ил Мель
Спасибо! Интересная статья. Но как мне кажется требует продолжения!
Множесто вопросов и первый для чего учиться. Зарабатывать деньги и поменять удовольствие в нудную обязанность? Превратить радость любителя в тяготы борьбы за клиента, за заказы? Лотерея с фотошколами, направлениями фото-исскуства.....
Хорошая школа, точнее мастера фотошколы должны принимать не всех, а близких по стилистике, направлению фотолюбителей. Только тех у кого есть потенциал, в ком видят преспективу и т.п.
Зто сугубо мое мнение, не исключено что ошибаюсь. Поэтому интересно Ваше продолжение!
16.07.2013 - 20:24:38
 
Лика Чекалова
Михаил, мне всегда казалось, что учиться чему-либо нужно затем, чтобы это _уметь_, а не ради денег. Возможно, Вы не слышали, но есть такое понятие как хобби, - то, за что вам не платят, но что приносит удовольствие, моральное удовлетворение. И свое хобби непременно нужно _уметь_ хорошо - потому что глупо делать плохо то, что любишь.
Про зарабатывание денег же я принципиально не пишу и писать не стану - тут у каждого свой путь. В любом случае, с обучением это вещи довольно параллельные.
16.07.2013 - 23:02:32
 
delete (id41051)
Совершенно согласен с Ликой: если по-настоящему любишь фотографию, надо уметь очень хорошо фотографировать. Чтобы хорошо фотографировать, надо учиться, а учиться лучше у хорошего мастера.
У любителя есть одно преимущество перед профессионалом - любитель может позволить себе заниматься только тем, что ему близко по духу, тем, что его вдохновляет и приносит удовлетворение. Одним из видов творческой деятельности фотографа-любителя можно считать его самообразование. Здесь для него имеет значение не только результат, но и процесс. Самообразование закаляет человека. Если у человека нет тяги к глубокому постижению нового, если он не может работать над собой, никакая школа не сделает из него настоящего фотографа. По этой причине роль самообразования мне видится весьма существенной.
Разумеется, хорошая фотошкола тоже нужна. Опять же соглашусь с Ликой, что для быстрого роста очень важно тесно взаимодействовать с преподавателем. Живое общение ученика с учителем строго необходимо. Без него обучение в школе превращается в профанацию. А ещё школа - это широкий круг общения, новые люди, новые идеи, заманчивые перспективы. Одним словом, настоящая школа - это творческая среда, в которой находиться не только полезно, но и приятно.
Но как найти такую школу, где ценности творчества и образования будут превалировать над коммерческим расчётом хозяев заведения? Существуют ли такие нынче? Хотелось бы дельного совета знающего человека.
17.07.2013 - 03:34:53
 
Мих@ил Мель
Прошу прощения! Видимо моя "косноязычность" ввела Вас в заблуждение! Я прошу продолжения этой глубокой темы! Мои разглагольствование - частичка того о чем ждал и жду продолжения.
И Дмитрий в своем последнем абзаце задает интересные вопросы на которые нужны ответы.
17.07.2013 - 10:42:23
 
Лика Чекалова
Друзья, я - преподаватель, поэтому я пишу не умозрительные вещи, а собственный опыт, те принципы, по которым работаю лично я, те наблюдения, которые лично я сделала в ходе своей преподавательской карьеры. Я такая далеко не одна, уверена, поэтому цель - не самореклама. Лучший способ - посмотреть, что именно выделяется учащимися в отзывах в качестве сильных сторон школы и конкретного преподавателя, и если вам эти сильные стороны вам близки, соответствуют вашим ожиданиям от обучения - попроситься к этому преподавателю на занятие, посмотреть, нравится ли вам, _как_ подается материал. Если и это устраивает - идти учиться. Рецепт прост - если действительно хотеть найти и быть готовым потратить на это некоторое время.
17.07.2013 - 14:55:33
 
DELETE DELETE
Помню тоже хорошая статья была на эту тему в "фототехнике". За рубежом фотограф это серьезная профессия, человека учат делать свой проект с нуля, прислушиваться к заказчику он обрастает нужными связями, учиться быстро работать, развивает свой уникальный взгляд и стиль, собирает дипломный проект а то и выставку то есть получается этакий подъемный лифт в профессию, происходить процесс становления человека как прежде всего фотографа и этому надо учиться если не лет шесть, то хотя бы несколько лет точно, по-моему даже есть степень бакалавра по фотографии! У нас же выбор не велик, разномастные фотокурсы где учат основам обращения с зеркалкой и какие-то жалкие часы прикрепленные в основном к операторскому делу, не знаю, я не в курсе, может у нас и появилась уже нормальная школа, если что просветите в комментариях.
23.07.2013 - 09:17:33
 
Мария Арбузова
Лика, очень полезная статья. Я практически год занимаюсь самообразованием, а фотографии выношу на критику на фотофорумах, но все чаще ощущаю отсутствие наставника.
Даже как-то смотрела программы фотошкол в нашем города, мне показалось, что там озвучивают в основном то, что можно прочитать на любом ресурсе или даже в инструкции к фотоаппарату. Потому как-то даже не знаю, что в итоге мне выбрать, думала даже об индивидуальных занятиях, но известный мне фотограф практику ведет в студии. Я была в студии как клиент и снимать там мне не интересно (пока, может быть).
30.07.2013 - 20:21:29
 
Илона Молчанова
Крайне тяжело найти себе наставника, особенно, когда гранит науки грызёшь сам...
09.08.2013 - 21:07:47
 
delete (id41051)
В Москве есть вузы, где готовят фотографов. Например, ВГИК или в университете культуры
http://massmedia.msuc.org/index.php?option=com_content&view=article&id=3&Itemid=23
Есть и средние учебные заведения - лицеи, где готовят фотографов.
Шифры специальностей можно найти с помощью Гугла по запросу типа "шифр специальности фотография" и "код специальности фотография". Зная шифры и коды, можно легко найти по ним в Гугле все сайты вузов и лицеев.
04.09.2013 - 23:19:31