Михаил Сидлин
Так уж получается, что человеку, задумавшему познакомиться с успехами отечественной художественной фотографии начала ХХ века, не составит большого труда узнать имена фотохудожников старой русской школы - Юрия Ерёмина, Николая Андреева, Петра Клепикова, Николая Петрова и других. Без особых проблем он узнает, например, что ещё в дореволюционный период Николай Петров стал победителем международных фотовыставок в Дрездене, Гамбурге, Лондоне и "Энциклопедический словарь" братьев Гранат и К° назвал его родоначальником художественной фотографии в России. Или, что Юрий Ерёмин в 20-30-х годах также становился призёром международных фотовыставок за рубежом.
Но даже пытливый поклонник фотографии столкнётся с неразрешимыми проблемами, если пожелает узнать, с какими же результатами завершило минувший век наше фотоискусство, так великолепно его начавшее. Сведений на этот счёт чрезвычайно мало. К тому же они отрывочны и не позволяют стороннему наблюдателю составить сколько-нибудь целостное представление о роли и месте отечественной художественной фотографии в мировом фотоискусстве.
Неудивительно, что отсутствие достаточной информации формирует в массовом сознании мнение, будто успехи нашего фотоискусства так и закончились в тех далёких 30-х годах. В немалой степени этому способствовали и заявления некоторых авторитетных функционеров от фотографии, имевшие место на страницах фотожурналов на исходе столетия и позднее, о том, что отечественное фотоискусство якобы не сыграло никакой роли в мировой фотографии минувшего века и никому не известно за рубежом
Так Дмитрий Киян, в то время главный редактор журнала «Foto&Video», говоря об итогах века, заявил: «К концу двадцатого столетия необходимость определять приоритеты очевидна. И если наша современная фотография до сих пор и остаётся практически неизвестной в контексте фотографии мировой, то это только по какому-то странному недоразумению».(Foto&Video №7 за 2000г., стр.18).
Того же мнения придерживается и Ольга Свиблова, директор Московского Дома фотографии, полагающая, что «в советское время фотографы не имели возможности участвовать в зарубежных выставках и конкурсах» («Фотомагазин» №1-2 за 2002г., стр.96).
А несколько ранее, в 1998г., рассказывая о цели своего очередного проекта, она же заявила: «Я надеюсь, что этот опыт поможет России снова стать полноправной участницей международного фотографического контекста, какой она являлась до 30-х годов, пока её насильно оттуда не исключили». («Фотомагазин» №5 за 1998г. стр.58).
Полностью солидарен с ними и журнал «Потребитель»: «Советский Союз был оторван от мировой фотографической жизни. Только в одной области – журналистике – он с нею соприкасался: через World Press Photo.… Но вся огромная зона современного искусства фотографии была совершенно закрыта от глаз». («Потребитель» Фото и Техника №9 за 2010г.)
Однако, при всём уважении к процитированным авторам, должен заметить, что их высказывания не соответствуют действительности. Мне хорошо известно, что отечественная художественная фотография ещё с середины 60-х годов минувшего века не только находилась в этом самом контексте мирового фотоискусства, но и являлась его важной составляющей. Знаю об этом не понаслышке, поскольку сам был непосредственным участником этого процесса на протяжении нескольких десятилетий. В моём активе сотни международных выставок фотоискусства по всей планете. А также награды всех видов и достоинств, полученные в творческом споре с ведущими мастерами мировой художественной фотографии. Большая часть пришлась как раз на период СССР. И порой мои награды из дальних стран привозили мне советские дипломаты, за что я им до сих пор благодарен.
Предлагаю желающим совершить некоторый экскурс в не такую уж и далёкую, на мой взгляд, историю отечественного фотографического искусства. Давайте с фактами и цифрами в руках определим, правы ли фотографические проповедники, утверждавшие, будто отечественное фотоискусство советского периода так и осталось никому неизвестным в мире. Конечно, рассказать обо всех успехах нашей художественной фотографии в одной статье немыслимо, поскольку объём информации, имеющийся в моём распоряжении, значителен. Остановлюсь лишь на ряде фрагментов, которых будет вполне достаточно, чтобы однозначно ответить на поставленный вопрос. Эти сведения вы нигде больше не найдёте, даже если перелистаете все на свете фотожурналы или перелопатите весь Интернет.
Хочу подчеркнуть, что речь в данной публикации идёт исключительно о выставках высшей категории, проводимых под эгидой Международной федерации фотографического искусства (FIAP) - всемирной организации в составе ЮНЕСКО, где демонстрируется всё лучшее, что создаётся в фотоискусстве в глобальном масштабе. Только такие выставки делают серьёзные "зарубки" в творческой биографии фотохудожника. И пока фотохудожник весомо не заявит о себе на этих выставках, в мировом фотографическом сообществе он никто и звать его никак, при любых успехах в своей стране.
Для начала отправимся на Пиренеи. Испания – страна глубоких фотографических традиций. Здесь фотография как искусство востребована обществом, имеет широкую сферу функционирования и играет важную роль в национальной культуре. Поэтому не случайно Испания входит в число стран, где на протяжении многих десятков лет проводятся престижнейшие международные смотры фотографического искусства, получившие признание во всем мире.
Мало кому известно, что советские фотомастера ещё до падения фашистского режима генерала Франко и задолго до установления дипломатических отношений между нашими странами, с конца 60-х годов минувшего века, уже участвовали в фотовыставках в Испании.
К числу широко известных выставок, проходящих в этой стране, относятся Биеннале "ЕВРОПА" и Биеннале "ФОТОСПОРТ" в г. Реусе, чередующиеся между собой. Давайте посмотрим, как соотносились творческие успехи фотохудожников разных стран на VIII Биеннале "ФОТОСПОРТ-84" – важнейшей в мире фотовыставке художественной фотографии на тему спорта и потому именно здесь в качестве Гран-при разыгрывался Трофей Международного олимпийского комитета, предоставленный Хуаном Антонио Самаранчем, в то время президентом МОК.
Это каталог выставки, а ниже копия её статистической таблицы.
DADES ESTADISTIQUES
Из этой таблицы видно, что в выставке участвовали представители 38 стран, и одна из них доминировала с большим отрывом от остальных – наша страна.
Читаем горизонтальную строку чисел слева от названия нашей страны: 330 авторов представили на рассмотрение жюри 815 черно-белых работ и 28 цветных, что в сумме составляет 843 работы. Ни одна страна не имеет даже близкого результата. Следующей за нами идет Чехословакия: 99 авторов с 361 работой.
Но это количество "на входе", т.е. до отбора жюри, а как обстоит дело "на выходе", что попало в экспозицию? Смотрим ту же строку, но справа от названия нашей страны: на выставку отобраны 56 наших авторов с 63 черно-белыми и 8 цветными работами. Таким образом, из 164 авторов, чье творчество составило экспозицию данной выставки – 56 наших, а из 229 работ, представленных на ней – 71 наша. Великолепный результат! Все страны оставлены позади. Второй результат у ФРГ: 21 автор с 28 работами. Третий – у Чехословакии: 16 авторов с 26 работами.
Примечание:
Следует иметь в виду, что если жюри из 3052 работ, представленных на выставку, отобрало в экспозицию 229 работ, то это вовсе не означает, что остальные являлись какой-то творческой или технической некондицией. Количество работ на выставке определяется организаторами заранее, исходя из имеющейся демонстрационной площади и общей концепции выставки. В соответствии с этой концепцией художники-дизайнеры разрабатывают макет выставки, который определяет конкретное число работ в экспозиции с возможностью лишь незначительного изменения в ту или иную сторону. Поэтому, поступи на выставку тысяча работ или десять тысяч, все равно в экспозиции оказались бы те же 229 работ.
А вот наградной список выставки, так жюри распределило награды.
RELACIÓ DE PREMIS
BLANC I IMEGRE
Превосходство нашей страны совершенно очевидно: золотая медаль, две серебряных, шесть бронзовых! В их числе серебряная и бронзовая медали даже в разделе цветной фотографии, где по объективным причинам в те времена нам было трудно тягаться с зарубежными мастерами.
Но перевернем лист каталога и посмотрим еще один список – особых наград международных организаций.
PREMIS F.I.A.P.
Мы видим, что и Гран-при присужден нашему автору Виктору Кононову, а "Почетной ленты FIАР" удостоены еще три наших автора. Абсолютная победа отечественного фотоискусства, тут и комментировать больше нечего! Добавлю только, что спустя два года на IX Биеннале "ФОТОСПОРТ-86" в Реусе наши фотомастера повторили успех этой выставки, вновь завоевав и Гран-при, и целое созвездие медалей.
А это каталог другой солидной выставки «АКВЕДУКТ -90» в Испании, состоявшейся в 1990 г.. Ниже статистика этой выставки.
DADES ESTADISTIQUES
И здесь мы видим (пользуясь примененным выше принципом), что из 135 авторов, прошедших горнило отбора, 27 наших фотохудожников – опять же больше всех. Из 213 произведений в экспозиции наших – 41 (больше только у Испании – 56).
А вот наградной лист выставки, свидетельствующий вновь об абсолютном успехе наших фотомастеров. Восемь призёров – наши соотечественники. Причём «Золотой Акведукт» (Гран-при) у Александра Супруна, «Серебряный Акведукт» - у Павла Кунина. Золотая, серебряная и бронзовая медали FIAP также у наших авторов. И это ещё не всё, смотрите сами.
Premis als millors autors
Но не только в Испании творчество наших фотохудожников получило заслуженное признание и высокую оценку.
Это каталог 70-го Шотландского салона фотографии 1987 года в г. Дамфрис (50 стран-участниц). В его экспозиции 22 наших автора демонстрировали 31 произведение (уступая только Англии). В результате высшая награда – золотая медаль FIАР – присуждена Юрию Варигину.
Это каталог 71-го Шотландского салона фотографии 1988 года в г. Глазго (52 страны-участницы). Теперь в его экспозиции уже 51 наш автор с 88 произведениями – наибольшее количество из всех стран. В результате высшая награда – золотая медаль FIАР – присуждена Станиславу Яворскому.
Это каталог знаменитого салона фотоискусства в Буэнос-Айресе 1990г (32 страны-участницы). В экспозиции 23 наших автора с 41 произведением – наибольшее количество из всех стран. В результате "Золотая Пирамида" (Гран-при) присуждена Александру Супруну, а Валерию Горетскому и Зиновию Шегельману – серебряные медали.
Это каталог 45-го Международного Салона фотографии 1990г. в Гонконге (44 страны-участницы). В экспозицию салона смогли пройти лишь два советских фотохудожника, что не идёт ни в какое сравнение с перечисленными выше выставками.
Но и вдвоём они смогли сделать Советский Союз победителем этого смотра фотоискусства, завоевав четыре награды!
Высшей награды салона – Трофея наместника английской короны, губернатора сэра Дэвида Вильсона (Гран-при), удостоено портфолио Виталия Тененёва. Кроме того, одна из его работ дополнительно награждена ещё и бронзовой медалью. Мало того, другая его работа стала эмблемой выставки. Даже сертификат, полагающийся каждому мастеру в подтверждение его участия в экспозиции салона, разосланный организаторами авторам в 44 страны, представлял собой копию этой работы с соответствующим текстом. Такое случается чрезвычайно редко, поэтому буквально по пальцам можно пересчитать фотомастеров, удостоенных такой чести.
А Алексей Попов был награждён золотой медалью салона и золотой медалью Фотографического Общества Америки (PSA). Таким образом, из четырёх главных наград выставки три – у наших мастеров. И только одна - золотая медаль FIAP, осталась для всех остальных участников экспозиции. Ну, куда уже желать большего?!
Однако в заключение давайте вновь вернемся в Испанию по очень важному поводу. В 1989 году здесь состоялась, вероятно, самая представительная в мире выставка, посвященная 150-летию фотографии – IX Биеннале Международной фотографии "ЕВРОПА-89". Её особенностью являлось то, что она относилась к категории primphoto, т.е. в ней могли участвовать только работы уже награжденные на других международных выставках где-либо в мире на протяжении десятилетия с 1979 по 1988 гг.. Причем, это вовсе не означало, что присланные работы попадут прямо в экспозицию. Это давало лишь право стать в общую очередь на рассмотрение жюри. Сложнейшие условия! И не случайно председателем жюри был вице-президент FIАР.
Это каталог выставки – увесистый и великолепно изданный фолиант! Кстати, именно работа советского автора, Евгения Павлова, помещена на его обложке.
Посмотрите внимательно на статистическую таблицу этой выставки. Она убедительно свидетельствует об абсолютном превосходстве наших фотохудожников!
PAPES ESTADISTIQUES
А ниже приведенная копия наградного листа выставки говорит о феноменальной победе наших мастеров над всем остальным миром. Еще бы, десять наград из восемнадцати - наши! Да ещё и особая медаль Фотографической федерации Каталонии Советскому Союзу за наибольшее количество представленных работ.
IX BIENNAL «EUROPA 89».
Tema: FOTOGRAFÍES MONOCROMES PREMIADES EN SALONS INTERNACIONALES 1979/1988
Premis ais millors autors
Distincio a paisos amb major participacio
MEDALLA FEDERACIO CATALANA DE FOTOGRAFIA
URSS 304 Obres
TXECOSLOVÁQULA 121 Obres
AUSTRIA 61 Obres
А теперь давайте сделаем очень важный итоговый анализ на основе статистики этой выставки. От нашей страны на выставку поступило 304 работы 114 авторов (смотрите статистическую таблицу). Поскольку каждая из этих работ была до этого уже награждена где-то в мире, то это означает, что только за период с 1979 по 1988 гг. наши фотохудожники завоевали во всех концах света как минимум 304 награды – огромное количество! И факт этот документально подтвержден каталогом этой выставки. Это несравнимо больше наград полученных нашими соотечественниками на международных выставках не только в 30-е годы, но и все другие вместе взятые со времени изобретения фотографии.
Однако истинное количество наград намного больше. Во-первых, по разным причинам не все наши призёры приcлали свои работы на эту выставку. Во-вторых, из 304 работ не все имеют только одну награду. За десять лет одна и та же работа могла быть награждена и два, и три, и пять раз. Поэтому число 304 нужно умножить, по крайней мере, в два, а то и в три раза, чтобы получить близкое к реальному количество наград, полученных в эти годы. Выходит где-то от 600 до 900 медалей всего за десять лет. В среднем по одной, а то и по две медали каждую неделю на протяжении десяти лет. Это же колоссальное количество! А ведь были еще и успешные 70-е годы. Да это же действительно "золотой век" нашего фотоискусства!
Но многие ли заметили его? Отнюдь! Пока весь мир рукоплескал нашему фотоискусству и ставил его на высшие ступени пьедестала почёта, в родном отечестве изо всех сил старались не замечать его успехи. Этот “золотой век” не коснулся страниц журнала "Советское фото", занятого вознесением до небес “шедевров” типа "Парторг спустился в забой" или "Планерка в бригаде". Он никак не отразился в книге известного историка отечественной фотографии Сергея Морозова "Творческая фотография", хотя писалась она автором как раз в эти годы. О нём нигде нельзя было прочитать тогда, как, впрочем, нельзя прочитать и сегодня. Я не помню случая, когда бы телевидение или радио рассказало что-нибудь об успехах отечественного фотоискусства. Вот уж воистину сказано: умом Россию не понять!
Полагаю, приведённых примеров достаточно для понимания того, что в фотоискусстве наши мастера не лаптем щи хлебали, как кому-то кажется до сих пор. Да, в их руках были камеры «каменного века» и сообщения о достижениях мировой фотоиндустрии, которыми вовсю пользовались их зарубежные коллеги, они вынуждены были воспринимать как фантастику, не имеющую к ним никакого отношения. Но и при таком раскладе у них не было проблемы с признанием за рубежом. У них была серьёзная проблема с признанием в своей стране. Эта проблема не разрешилась и в постсоветское десятилетие минувшего века в отношении уже фотоискусства российского. И разрешится ли она в веке нынешнем – ещё очень большой вопрос.
Неудивительно, что и сейчас, когда кто-нибудь берется писать о советской фотографии 70-х – 80-х годов ХХ века, то по устоявшемуся стереотипу начинает перебирать все ту же колоду имен фотокорреспондентов ТАСС, АПН, "Огонька" и т.д. Даже не утруждая себя пояснением или не отдавая себе отчета в том, что эти люди определяли лишь состояние фотожурналистики, а не фотографии вообще, что существовала и успешно развивалась, вопреки всему, и фотография художественная, со своими именами и достижениями.
Может показаться странным, что государство, осуществляя непрерывные многомиллионные вливания средств в успехи спорта, ради пресловутого престижа в глазах других стран, совершенно не обращает внимания на, вполне соизмеримые со спортивными, успехи своих соотечественников в фотоискусстве. Казалось бы, о них следовало трубить везде, где только возможно. Ведь это является ещё одной составляющей того самого престижа, да к тому же не стоившей государству вообще ни одной копейки.
Но это только государство получает взамен потраченных реальных миллионов эфемерные голы, очки, секунды, не имеющие никакой связи с состоянием здоровья населения. А вот легионы чиновников от спорта умело «распиливая» бюджетные деньги, получают вполне осязаемые материальные блага. И они лично заинтересованы в том, чтобы все средства массовой информации круглосуточно рассказывали о спорте, будто это самое главное в жизни каждого человека. Если бы наше фотоискусство тоже финансировалось из бюджета, то и у него было бы не меньше глашатаев и трубадуров. А пиарить чужие успехи «за просто так», пусть и ради престижа страны, как видим, желающих нет.
Наконец, следует сказать и еще об одном аспекте. Например, музыкант-исполнитель или вокалист могут получить на родине государственную награду за свои успехи на конкурсах за рубежом. Таких случаев сколько угодно. Но еще не было прецедента, чтобы за международные успехи такую награду получил фотохудожник.
Даже самый обычный рабочий, бухгалтер или кладовщик, отработав на каком-нибудь предприятии несколько десятков лет не хватая звезд с неба, имеет шанс получить медаль "Ветеран труда". Пусть это самая незначительная государственная награда, но и она дает человеку определенные моральные и материальные преимущества. Ее обладатель получит более высокую пенсию, ему компенсируют часть коммунальных расходов, он будет бесплатно ездить в общественном транспорте и т.д. Таким образом государство наглядно демонстрирует, что этот человек имеет некие заслуги и общество должно признавать их и быть обязанным ему за них.
Но я знаю в России людей, которые получили столько международных наград в фотоискусстве, что каждому из них не хватит большого стола, чтобы все их разложить. Однако это не дает им никаких привилегий, потому что по российским понятиям они не сделали ничего полезного для страны и общества.
Советские мастера художественной фотографии добились блестящих успехов на международных выставках самого высокого ранга, снискав известность и уважение во всем мире. Невозможно назвать другой вид человеческой деятельности, в котором кому-либо удалось добиться подобных результатов исключительно за счет своих сил и средств без материальной, организационной и моральной поддержки государства и общества.
Именно благодаря их творческим усилиям отечественное фотоискусство завершило минувший век и вступило в век нынешний в числе лидеров мирового фотографического процесса. Другое дело, что мало кто в нашей стране знает об этом. Но это не их вина. Своё дело они сделали на «отлично»! Многих мастеров, из упомянутых в этой публикации и оставшихся за её рамками, уже нет в живых. Но это не повод забыть о них и смыть за борт, как сказано в эпиграфе, взятом мною для этой статьи за точную формулировку российской реальности.
Виталий ТЕНЕНЁВ, фотохудожник международного класса
При репосте активная гиперссылка на данную публикацию обязательна.
Комментарии:
Уже не одно поколение выросло с представлением об отечественной светописи, как о чем-то сиром и убогом, не идущим ни в какое сравнение с фотографией зарубежной. И потому наша фотографическая братия ищет и находит «пророков» в чужих отечествах. А, найдя, любую сляпанную ими галиматью превозносит до небес. Это было актуально и 20-30 лет назад, во времена о которых пишет автор, и тем более в нынешнее время повального прагматизма, эгоизма и деньгоизвлечения.
А для Владимира Шошина даю две ссылки:
http://fotokto.ru/id118282/blog?view=16068
http://fotokto.ru/id118282/blog?view=18423
Здесь можно более подробно познакомиться с творчеством одного из фотомастеров, упомянутых в данной статье. Я сделал это с большим интересом и удовольствием.
Хочу добавить информацию для желающих участвовать в международных салонах FIAP
http://patronages.fiap.net/2015-by-months.html
А это ссылка на главную страницу сайта FIAP РУ
http://www.fiap.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=32&limit=21&limitstart=0
PS Мои личные наблюдения, - с помощью искусства человек может помочь не быть сломленными и выжить другим людям...
А для нашего государства идеал - абсолютно здоровый гражданин, всегда плативший налоги и умерший в день выхода на пенсию...
Особенно фотографии.
Но увы, тут в очередной раз только услышал....
:(((
Надо сказать спасибо автору такого интересного и насыщенного материала, который не только рассказал всем нам о славных страницах отечественной фотографии, но и подкрепил свои слова фактами, что делает его повествование неопровержимым документом той эпохи, действующим свидетелем которой был он сам.