error
Регистрация

О критике.Статья Натальи Пуcтынниковой. (с)

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Александр Белов
Опубликовано: 03.12.2012 в 03:23:17

О критике

 
Рубрика: «Советы и идеи»
Опубликовано: 09.10.2012 - 00:10:24

 Город ранним утром в сентябрьскую субботу выглядит пустым. Утро мрачное, дома - в строительных лесах. Я смотрю по сторонам и, вдруг, вижу одну картинку, потом еще одну…Настроение меняется, я, как охотничья собака, начинаю чувствовать «добычу» и понимаю: надо успевать видеть и успевать снимать. Потом, уже дома, разглядывая результат, я понимаю: да, фотографии стоят того, чтобы жить, - они достаточно резкие для задуманного, свет лег куда надо, лишнего нет. И мне неудержимо хочется показать свою работу, услышать мнение о ней.

 

 Кадры ужаты до необходимого размера и отправляются  «в люди» на страницы Интернет-ресурса. Будь это в доинтернетную эру, наверное, я бы вывешивала их в каком-нибудь клубном фотографическом сообществе, если меня бы вообще приняли в число счастливчиков... Впрочем, сейчас времена изменились и мест для «зрительских площадок» в Интернете - предостаточно… И вот они - первые отзывы… «..Плохо. Хорошо. Перекадрировать. Если бы добавить объект – убавить объект…»

 

В желании критики, авторами на мой взгляд, есть одна небольшая нелогичность. Говорят, что фотографии мы снимаем для себя. Тогда возникает несколько вопросов: зачем мы показываем их другим? И что же мы ждем от зрителей? И есть ли знак равенства между зрителями и критиками? Я думаю, что, в какой-то мере, – да: каждый зритель – немного критик, и каждый критик – зритель. Но по-настоящему разбирать работу – это достаточно трудоемкое занятие, это требует серьезного образования, а, по-хорошему, – еще и таланта. Но на большинстве известных мне «зрительских площадках» серьезной искусствоведческой критикой и не пахнет… Да и откуда ей там взяться: труд критика тяжел, а хлеб – черств и пресен и вряд ли будет кто-то в просветительских целях бесплатно изнурять себя, просматривая массу работ, проходящую через любой мало-мальски раскрученный форум. Там в большей степени процветает критика зрительская, основным мерилом которой является не разбор рассматриваемой работы, а - оценка.

 Оценка работы, по-моему, отличается от настоящей критики художественного произведения примерно так же, как доклад школьника по биологии от защиты диссертации по медицине. Конечно, основой любой критики является личность оценивающего и получить похвалу от малограмотного плохо снимающего соседа по сайту – удовольствие ниже среднего. Гораздо приятнее, если те, кто смотрят и обсуждают твою работу, могут не только критиковать, но и снимать не хуже, а желательно - лучше, чем ты. Таким образом, становится важной не только и не столько сама оценка, но и кто ее поставил, кто произнес заветные слова «нравится /не нравится». Для начинающего фотографа гораздо важнее на первых порах именно то, что его работу заметили, что с ним готовы разговаривать, чем реальный разбор работы … А, между тем, именно детальное рассмотрение каждой работы в контексте каждого автора, его личных обстоятельств имело бы гораздо более важное значение для серьезной критики. И для того, чтобы видеть, что в работе не удалось снимать самому не обязательно, по-моему, тут главное - знать, «как надо». Но «…пряников, кстати всегда не хватает на всех…», а людей, которые могли бы внятно излагать критическую концепцию, не скатываясь на личности, слишком мало…

 

Мне иногда кажется, что многие ищут не критику своих работ, как таковую, а поддержку, общение и, в лучшем случае, попытку найти учителя-Гуру. Если критика претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем зрительская, в ней должно было бы изложено в текстовом виде, то, что автор пытается передать визуально. А для этого критик должен понимать, что хотел сказать автор своей работой, буквально говорить с ним на «одном языке», …

По-хорошему, критик - это переводчик с языков образов на обычный человеческий язык. И от его понимания насколько совпали работа автора и некая идеально возможная в данных условиях и на данную тему фотография и умения это внятно озвучить, зависит адекватность перевода.

 

В слово «нравится» вкладывается весь потенциал критика. В результате, чем больше уважаем нами критикующий человек, тем ценнее для нас похвала и, как ни странно, тем менее болезненна негативная оценка. Имя критикующего умножается на его оценку работы. Но, думается мне, не бывает абсолютно независимой оценки: ведь каждый критик, даже самый суперпрофессиональный, – всего лишь  человек, со своими вкусами и пристрастиями, которые как на ладони станут видны в процессе его разбора работы.

 

Мне кажется, что для корректного понимания фотографии необходимо представлять для чего она создавалась. Цель создания предъявляет определенные требования к качеству и содержанию работ. И поэтому каждая фотография может требовать для себя совершенно разных подходов. Вариантов сочетаний целей и специалистов, мнение которых может быть важно – велико. Это могут быть: известный критик (разгромная статья – лучше молчания безвестности), знаменитый фотограф (попытка стать учеником), главный редактор журнала, отбирающий снимки для публикации (стремление к известности), владелец галереи (деньги и слава), жюри конкурса (слава и деньги), редактор фотобанка (деньги и востребованность), - все они оценивают и разбирают работу со своей позиции, каждый предъявляет к работе определенный набор требований. Становится понятно, что вся фотография целиком, как художественное произведение, оценивается редко, легче оценить ее прикладную составляющую. Ее можно однозначно выразить в реальном денежном эквиваленте, определить продаваемостью, востребованностью. Жаль, что чаще всего на этом оценка и критика завершается.

В фотографии, когда она уже появилась, трудно что-либо изменить. Если только начать снимать заново, выбросив неудачный «негатив» в мусор… Она - уже есть такая, какая есть: с неправильностями и недочетами. Я редко встречаю людей, которые говорили бы: «…эта фотография имеет смысл с такой-то точки зрения. А с этой – она не представляет ценности…» Такой «правильный» критик редок. В лучшем случае ставят оценку или хвалят-ругают, в худшем - переходят на личности.

 

Иногда, разглядывая фотографии классиков, и выступая в роли зрителей и критиков мы думаем, а иногда и высказываемся прямо или косвенно: ну что здесь такого, чего не смог бы сделать я…А там помимо прямого сюжета всегда присутствует еще «чуть-чуть», что делает фотографию уникальной. И, хотя, нет жестких правил, нет общего рецепта, по которому шедевр можно создать, равно, как нет и кнопочки «шедевр» на корпусе фототехники, но у каждой хорошей фотографии это самое «чуть-чуть».

Фотография складывается из истории снимка, личной истории автора, подкрепляется историей изображаемого. Умножаясь на «чуть-чуть» работа переходит из разряда относящихся к некоему жанру, немного не такой как все - особенной. В этом, наверное, и есть секрет Хорошей Фотографии.

 

На самом деле, наступает момент, когда критика становится лишь подтверждением тому, что ты чувствуешь сам. Появляется убежденность, что если чувствуется, - в этой фотографии все так, как надо, - стоит перестать ожидать похвалы от кого бы то ни было и продолжать снимать так, как хочется, то, что видится, и, разумеется, искать возможность взглянуть на свои работы со стороны. Потому что всегда есть вероятность, что самонадеянный приступ гениальности «застит глаза». Здесь мера таланта фотографа должна  бы найти общий знаменатель с мерой таланта зрителя и критика. В принципе, практически каждый человек способен, посмотрев на свою работу слегка со стороны, честно сказать самому себе: стоящая она или нет. Наверное, у каждого из нас внутри есть некий камертон, к которому очень полезно прислушиваться при съемке. А потом еще раз – при отборе фотографий в свой личный архив. А потом еще раз – выслушивая нелицеприятную критику. Критик в этом смысле – человек, который может извлекать из фотографии историю, заключенную в ней, умеет найти связи, возникшие внутри картинки, провести фотографа по его же следам, показать, как фотография может быть воспринята совершенно разными людьми. Но как тяжело проделывать этот путь за автором! И я бы советовала всем, кто заинтересован в совершенствовании, развивать эту способность в себе и быть максимально строгими к своим работам, опираясь на идеал любимого автора (А что бы сказал про эту фотографию Картье-Брессон, например…) и пустых и неинтересных фотографий станет на порядок меньше.

Наталья Пуcтынникова. (с)

 
Просмотры: 971
 

Комментарии: