Многие новички не знают как правильно избегать и/или бороться с шумами на фотоснимках. Хочу дать несколько советов для них, ну и для всех, кому будет интересно:
1. Как можно чаще выключайте камеру в перерывах съемки.
Электроника камеры, которая находится во включенном, хоть и не активном состоянии, нагревается. Вместе со всеми электронными компонентами нагревается и матрица, что влечет за собой появление шумов. И чем горячее матрица, тем больше будет шума на снимках.
2. Используйте наименьшее возможное значение ИСО.
Наверное всем известно, что чем больше значение чувствительности матрицы (ИСО), тем больше шумов появляется на фото. Кроме того, с повышением ИСО падает динамический диапазон, что губительно для последующей обработки. В идеале ИСО всегда должно быть минимально, но его допустимо повышать в случае необходимости.
3. Снимайте на как можно более коротких выдержках.
Есть одна зависимость - чем длиннее выдержка, тем больше шумов на снимке. Это связанно с нагревом матрицы и физическими свойствами светочувствительных элементов. Старайтесь снимать на как можно более коротких выдержках.
4. Всегда ищите золотую середину между длинной выдержки и значением ИСО.
Смотрите п.2 и п.3. Сопоставьте информацию из них. Теперь понятно? Чем большее ИСО вы выставите, тем короче выдержку можете использовать. И набоорот. Замечу только, что параметр ИСО все же более критичен.
5. Используйте светосильную оптику.
Здесь, думаю, всем все ясно. Чем шире у вас будет диафрагма, тем короче выдержка и/или ниже значение ИСО. Соответственно, при этом вы получите меньше шумов на снимке. При использовании широко открытой диафрагмы не забывайте про ГРИП. Используйте оптимальные сочетания ИСО, выдержки и диафрагмы.
6. Если шум на снимке все таки есть, что неизбежно во многих случаях - устраняйте его программно.
Если вы снимаете в JPEG, то можно включить шумодав в камере. Если снимаете в RAW, то можно воспользоваться подавлением шума в конвертере (Capture NX, Camera Raw, Lightroom, Capture One Pro, DxO Optic Pro). Я всегда подавляю шумы на завершающем этапе обработки в Photoshop при помощи плагинов (Nik Dfine, Topaz DeNoise и т.п.). Это позволяет избежать появления артефактов при обработке и сохранить первоначальную структуру изображения до финального этапа.
Надеюсь мои советы помогут получить вам яркие, насыщенные и не шумные кадры. :)
Если у вас есть свои полезные советы на эту тему - добро пожаловать в комментарии. :)
Несколько советов для борьбы с шумами на снимках.
Популярные статьи:
Комментарии:
про аберрации на бокэ ни слова
Насчет примеров - нет времени все иллюстрировать. Если кто-то недополучил информации или хочет посмотреть картинки, то гугл в помощь... :)
Андрей, надеюсь ваш блог будет ещё пополняться подобной краткой информацией!
Что касается сначала напиши (придумай, нарисуй, сфотографируй и т.п) так сам, а потом пиши на форуме, есть хорошая статья lurkmore.to/Сперва_добейся
Прошу прошение если кого то обидел, когда высказал свое мнение. Всем мир.)))
PS: А у вас много фотографий в альбомах, на стенах, или все пока что - на компьютере и печатаем для друзей?
Для охлаждения камеры в экстремальных условиях все уже придумано
2. Шумы возникают от недоэкспонирования
Кроме того, они бывают разные
Во многом проблема шумов преувеличена, некоторые наоборот их добавляют при обработке
Да, если разглядывать с адским увеличением на экране монитора - ужас ужас
Но это бессмысленная трата времени
Да, есть понятие "рабочие ISO"
Оно довольно мутное
Да, есть предел, выше которого повышение ISO будет существенно снижать ДД
Но об этом чайникам знать не нужно
3. Выбор выдержки прежде всего определяется сюжетом
Иногда это основной параметр, под который подстраивается все остальное
"Есть одна зависимость - чем длиннее выдержка, тем больше шумов на снимке" - постарайтесь больше таких перлов на публике не выдавать. См.п.2.
4. Чайник не только не понимает, скорее всего даже не подозревает о выдержке, диафрагме и тп.
Тем более он не в состоянии этими параметрами не то что экспериментировать, самостоятельно скорее всего даже что-то поменять не сможет
Сопоставьте информацию..
5. Вот купит чайник кривой светосильный тамрон и пойдет фотографировать в клуб
Что у него получится?
Страшно себе представить :)
Камера фокусировать либо вообще не будет, либо будет не туда :)
Про шумы я вообще молчу..
Что бы хоть что-то сфотографировать, нужно выставить предельные значения
Выдержку - обратное значение фокусного расстояния, с учетом кроп-фактора
А то будут снимать с 35 мм..
На 1/45 или 1/60 глядишь чего и получится
Диафрагма 4 и ни больше, ни меньше
Вот теперь можно посмотреть какие есть возможности по выбору ISO.. глядя на гистограмму
6. Шумодавы в камере - зло
Вот д-лайтнинг довольна забавная штука, вот только мутная
Кстати, от шумов немного помогает
В интернете полно всякой пердиловки, в т.ч. сомнительного характера
http://pavel-kosenko.livejournal.com/292549.html
которую можно почитать от нечего делать и позырить на картинки
В таком виде для чайников Ваши советы в лучшем случае бесполезны
1. Я привел конкретный пример из собственного опыта с перегревом матрицы. Что вы скажете на это?
2. Удивительное умозаключение - если шумы (в том числе) возникают от недоэкспонирования, то высокие значения ИСО здесь не причем. Ответьте на вопрос. Имеются два правильно проэкспонированных снимка. Один снят со значением ИСО 100, другой 800. Какой будет более шумным? Рабочие ИСО - мутное понятие для обладателей полноформатных камер. Для пользователей кропа - это очень конкретное понятие. Насчет того, что новичкам не нужно знать о существенном падении динамического диапазона - оставляю на вашей совести. Все-таки я пишу о новичках, а вы о чайниках. По-моему это немного разные вещи.
3. Очевидно, что для некоторых сюжетов выбор выдержки является ключевым фактором. Вы это можете увидеть из моего следующего поста в блоге. Но в большинстве стандартных ситуаций, таких как съемка портрета, например, выдержка не играет решающего значения для сюжета, если она не находится в экстремальных диапазонах. Поэтому совет вполне справедлив. Насчет перла. Простой вопрос. Какой кадр будет менее шумным на одних значениях ИСО, но с разными значениями диафрагмы - снятый с выдержкой 5 минут, или 10?
4. Оставляю на вашу совесть. Повторю, что я пишу для новичков, интересующихся фотографией. А вы о чайниках...
5. Опять про чайников. Тамрон зачем-то приплели. А почему бы новичку не купить бюджетный светосильный фикс и не радоваться не шумным снимками?
6. Я не ограничивался камерным шумодавом, если вы заметили. И посоветовал устранять шумы на завершающем этапе обработки снимка.
Я конечно извиняюсь, Аркадий, но от вашего комментария за версту несет каким-то шовинизмом по отношению к новичкам. Их вы называете презрительно "чайниками" и считаете законченными тупарями. Вы, наверное, способности и знания по фотографии впитали с молоком матери? Я, например, тоже новичок. С фотографией познакомился полтора года назад. Началось с покупки ультразума, затем Nikon D5100. Оптика, фильтры и т.п. Чтение книг, журналов, интернет-ресурсов. Конечно, я до этого много лет занимался и занимаюсь компьютерной графикой и что такое ИСО или пиксель представлял себе. Но все премудрости начал постигать практически с нуля. Что же с того? Хотя да, смысл разговаривать с "чайником"... :)
Кстати, поосторожнее с Петерсоном. Это я вам как новичок, прочитавший не одну его книгу, говорю. Его произведения правильнее назвать - "Сила экспозиции для Nikon D300" и "Сила освещения для Nikon D300". Т.к. все его книги - это опыт использования конкретно этой камеры. ИСО 100 для него практически не существует. Из-за большого предела дифракции матрицы этой камеры для него нормально использовать значения диафрагмы в пределах f/16-22, что на современных многопиксельных камерах просто "убьет" картинку. Это пара примеров, косяков у него хватает еще... :)
но пункт 1 - вы не правы. Очень часто ( в компьютерных особо делах) люди делают правильные выводы из ложных заключений. Ваши проблемы были связаны с жарой. точно так же зимой в суздале я сделал одну ошибку - зашел с мороза в церковь, камера запотела, я сразу же вышел. Больше я так не делал, заносил в закрытой сумке. но через 2 дня перед отъездом камера отказала. Цикл Выкл/Вкл не помогал. Несколько часов ехали до дома - камера НЕ РАБОТАЛА (аккум. вытаскивал и т.п.) снял объектив, аккумулятор, флешку, теплым феном пообдувал, прикрыл от пыли и оставил на ночь - ЗАРАБОТАЛ!
Итак - шумы, сейчас речь о них, генерируются исключительно матрицей при длинных выдержках. Непрерывных! например Владимир Медведев, известный наш фотограф так описывает свой кадр, который он экспонировал 1 час - специальный спусковой шнурок с таймером программируется на 60 снимков по 60 сек - т.е. 1 минута экспонирования, затвор закрывается, матрица очищается и тут же следующий кадр.
Если вы включите liveView - и оставите, где то через минуту он выключится - потому как матрица греется. в остальное время матрица запитыватеся ТОЛЬКО на время выдержки.
Принес 6 кадров из спортзала, выдержку был вынужден держать 1/320, диафрагму 4 (чтобы при смене на 70-200/4 не менять экспозицию. ISO было где то 3200
Муж ее выводил на телек рав файл - шумы явные, потом сделанный мною jpeg - да нет их, не видно и вдогонку я из папочки этот же файл на бумаге 20х30 - о шумах РЕЧИ НЕТ