Начиная заниматься фотографией, каждый хочет делать красивые, запоминающиеся снимки. У кого-то получается сразу, к кому-то это приходит с опытом. Некоторые, разочаровываясь, бросают свое увлечение, так и не дождавшись приемлемого результата.
В основе успеха любой фотографии у зрителя, а уж тем более фотографии художественной, лежит немало важных факторов. Грамотно построенная композиция - это один из основных компонентов удачной фотографии. Вы можете использовать самую дорогую фотоаппаратуру, но элементарное незнание правил построения композиции может существенно испортить ваши фотоснимки.
Композиция в фотографии напрямую зависит от индивидуального стиля фотографа, а также от особенностей восприятия им окружающего мира. Одной из составляющих грамотной композиции фотографии является кадрирование. Кадрирование – это уточнение границ кадра. Границы кадра, если композиционное решение принято правильно, должны ограничивать самое важное, находящееся в снимаемом пространстве. Если это возможно, из этого пространства необходимо исключить все детали, которые не работают на сюжет, которые будут отвлекать зрителя при рассматривании фотографии от того главного, что в ней заложено.
Еще классик фотоискусства Анри Картье-Брессон настаивал на том, что осуществлять кадрирование нужно только в процессе съемки, а уже сделанный кадр никоим образом изменять нельзя. Этого же мнения придерживался и ряд других известных фотографов того времени. Конечно, нажимая на кнопку спуска затвора своей камеры, фотограф должен продумать, что он хочет показать в кадре и определить главный объект съемки или детали, на которые нужно сделать акцент. Однако зачастую в процессе спонтанной съемки из-за быстро меняющейся обстановки фотограф не имеет возможности обдумать и правильно построить композицию и тогда он занимается ею уже при окончательной обработке снимка. К тому же, спустя некоторое время может измениться ваше видение того, что вы хотели сказать своей фотографией, и, обрезав ее по-новому, вы можете придать изображению иную смысловую нагрузку.
Принято считать, что чувство композиции, как и музыкальный слух, являются врожденными качествами человека. В дальнейшей жизни человек лишь развивает их. Существует ряд правил, помогающих выполнить грамотное кадрирование с учетом физиологических особенностей восприятия изображений человеком, и с ними следует ознакомиться каждому неслучайному человеку в фотографии. Но один постулат следует запомнить навсегда: если что-то можно отрезать от фотографии, не ухудшив её, то сделать это нужно обязательно. Перебор всегда работает в минус, а лаконичность в плюс!
Вот, для примера, несколько фотографий разных жанров, наполненных массой достоинств и безупречным кадрированием в том числе.
Эти авторские работы мастеров разных поколений производят глубокое впечатление! И неудивительно, ведь в сущности это и есть, тщательно продуманные во всех деталях, произведения фотоискусства. Так автор фотографии «Манхеттен», проживающий в США, написал мне, что «место и время для съёмки высматривалось и опробовалось многократно, прежде, чем пришло понимание того, что требуется. А требовалось сочетание времени суток и природных (погодных) факторов: средняя умеренная облачность и ветер 12-17 миль в час направлением с северо-запада. Наступил вечер, когда всё это совпало...».
Редчайшая целеустремлённость, но и результат стоит того! Замечательная работа, наделенная мощной энергетикой эмоционального воздействия! Безукоризненная композиция, великолепное сочетание светотонального рисунка и сдержанной цветовой гаммы! Авторская драматическая трактовка сюжета представляет нам Манхэттен по-своему красивым и одновременно зловещим, что как раз соответствует сущности этого конгломерата стекла, бетона и металла на Гудзоне.
На своем веку мне довелось повидать немало фотографий этой деловой части Нью-Йорка, выполненных фотографами из разных стран. В том числе еще и в доцифровую эпоху. Были среди тех работ и весьма удачные, но эта фотография, на мой взгляд, наилучшая из всех.
Наверное, Картье-Брессон попенял бы авторам за то, что все эти работы были выполнены ими с кадрированием уже после съёмки. Но одно дело провозглашать какую-то идею и совсем другое следовать ей. Кто читал воспоминания его жены, знает, что сам маэстро еще как кадрировал свои фотографии под увеличителем!
Да оно и понятно! Люди, не искушенные в тонкостях фотографии, немало удивились бы, увидев полюбившиеся снимки в их первозданном виде. Сколько лишнего и несущественного включают кадры перед тем, как стать законченными работами. Вот одна из таких исходных фотографий.
Мы видим городскую улицу с ничего не значащими людьми в кадре. Ну, разве что ребенок вдали. Казалось бы, подойди поближе и сними его покрупнее, предварительно попросив разрешение на съёмку у его мамаши, как предписывают нынешние законы – минутное дело. Но мастер не случайно нажал на спуск именно в это мгновение! Секундное промедление не позволило бы сделать то, что получилось в результате последующего умелого кадрирования и творческой интерпретации полученного кадра.
Замечательная, трогательная фотография! Ни один режиссёр не поставит сцену, которую запросто ставит реальная жизнь. Нужно только уметь внимательно в неё всматриваться.
В противовес, показанным выше образцам композиционных построений в фотографии, в настоящее время практикуется и искусственно поощряется безалаберное отношение к композиции. Вот уже на протяжении ряда лет, листая каталоги фотографических выставок, замечаю особо выделяющуюся странную тенденцию. Таких фотографий становится все больше, и потому не заметить данную странность просто невозможно. Покажу на схематическом кадре её особенность, проявляющуюся главным образом на снимках людей у авторов из разных стран.
Ставится камера горизонтально, человек помещается по центру кадра, занимая небольшую площадь его, а по бокам остаются ничем не занятые пустоты, эдакие загашники. Иногда голова человека совершенно нелогично обрезается сверху. Если человек смещается к краю кадра, то загашник образуется с противоположной стороны. Вот несколько примеров такой нелепой «творческой находки».
Композиционная беcпомощность этих фотографий совершенно очевидна. Мало того, их авторы даже не подозревают об этом, если выставили свои опусы на всеобщее обозрение. Для них кадрирование и при съёмке, и в последующей обработке – пустой звук. В таком виде эти снимки не сделают чести даже семейному альбому. Ладно бы эти фотографии я нашел на просторах Интернета, где всякого фотографического мусора немерено. Но я-то взял их из каталога статусной международной выставки фотоискусства. Невозможно понять, чем руководствуются члены жюри, допускающие их в экспозицию в качестве достойных образцов. И такие случаи сейчас, к сожалению, не единичны. Ну и времена! Вот уж, действительно, хоть святых выноси!
В заключение покажу ещё одну замечательную работу. Как часто люди, увидев красивую девушку на фотографии, умиленно говорят: «Какая красивая фотография!». Даже не понимая того, что красивая девушка и красивая фотография далеко не одно и то же. Девушка может быть красивой, а фотография никуда не годной. И наоборот, красивой может быть фотография совсем некрасивых сельскохозяйственных орудий труда, в углу деревенского сарая. Мне довелось видеть и такую прекрасную работу!
В данном случае мы видим и красивую девушку, и красивую фотографию! В ней всё выверено и взвешено. И сама незаурядная девушка в изящной позе, одетая со вкусом, и даже её имиджевые очки. И необычное здание в качестве фона. И сдержанная цветовая гамма изображения: чёрное, красное, немного серого и чуть-чуть коричневого. Всё это безупречно вписанное в прямоугольник кадра производит неизгладимое впечатление!
Однако следует помнить, что в отличие от фотографии документальной, фиксирующей факты, в художественной фотографии, создающей образы, можно и даже нужно убирать лишние детали, оказавшиеся и внутри уже обрезанного изображения, отвлекающие зрителя от главного, что в ней заложено. Лишнее световое пятно в кадре, трещина на асфальте, троллейбусные провода, брошенная кем-то бутылка, окурки и тому подобная дребедень должна безжалостно убираться. В эпоху аналоговой фотографии сделать это было сложно, а порой и невозможно, тем более при работе с цветом. Известен занятный случай, когда группа фотографов, спускаясь с горы, увидела внизу красиво расположенную деревушку. Но высокий деревянный столб на ее площади портил эту идиллическую картину. Скрепя сердце, они все же сделали снимки, а, спустившись вниз, отыскали у жителей пилу и спилили столб. Поднявшись снова вверх, они сделали снимки уже «отредактированного» ими пейзажа. А уж при нынешних-то возможностях выполнить подобную задачу совсем легко без всяких пил и топоров!
Поэтому, отдавая должное мастерству и тонкому вкусу автора, все же следует сказать, что эта фотография нуждается в некоторой дополнительной доработке. Прежде всего, требуется убрать табличку со стены здания. Она отвлекает взгляд от девушки в кадре. Так же лишняя деталь в кадре и фонарь на стене. В любой художественной фотографии, а уж в такой изысканной гламурной тем более, все должно быть утонченным и ни одной лишней пылинки. Даже капли красной краски, попавшие на порог при окраске двери, следует убрать. Как и ряд других мелких деталей, совершенно незаметных человеку неискушенному, но бросающихся в глаза тонкому ценителю.
Мне было самому интересно, и я проделал финишную обработку фотографии. Она стала выглядеть вот так. Как говорится: найдите 10 отличий!
А если кто-то не увидел других изменений в кадре, кроме исчезновения таблички и фонаря, может скачать этот сжатый файл в слоях по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/aaD2UESEopwNRg и в фоторедакторе пощелкать стрелкой мышки по верхнему слою. Все изменения оживут!
Виталий ТЕНЕНЁВ, фотохудожник международного класса
Комментарии: