Вы любите железную дорогу? Я ее тоже люблю! Железная дорога — это тысячесильные локомотивы, мчащиеся с тысячетонными составами. Это спрессованный скоростью воздух. Это сияющие среди черноты ночи ослепительным светом огромные сортировочные станции. Это, наконец, уютные купе и знакомства с попутчиками. Ну и предметы чайной торговли на столике, разумеется.
Само собой, человеку, у которого есть фотокамера, многие из этих моментов хочется запечатлеть. Не обязательно для истории, а просто потому, что всё это красиво и романтично. Но фотосъемка на железной дороге окружена значительным количеством мифов.
То говорят, что вся железная дорога является секретным объектом, включенным в секретный список ФСБ (ФСБ, наверное, тоже какая-то секретная).
Моему другу на его обращение в Министерство транспорта пришел ответ, где было сказано — да, фотосъемка на железной дороге запрещена, поскольку в кадр могут попасть воинские эшелоны и перевозка заключенных.
Либеральные фотографы утверждают — нет, не имеют права запрещать, часть 4 статьи 29 Конституции РФ и всё такое...
А некоторые работники железной дороги считают, что съемка запрещена, потому что железная дорога — это тактический объект.
Попробуем разобраться...
В СССР середины ХХ века бытовал лозунг «Железнодорожник — лучший друг красноармейца», т. к. иного средства для массовой переброски войск не было. Железная дорога автоматически становилась стратегическим объектом. Учитывая уровень шпиономании в обществе в то время, человек с фотоаппаратом на железной дороге моментально получал ярлык шпиона, диверсанта и агента всех возможных разведок мира.
Но время шло, в нашу жизнь вначале вошли термины «перестройка» и «гласность», потом в нее вошел айфон со встроенной камерой и к фотосъемке железной дороги стали относится несколько более толерантно.
Верхом свободы слова и демократических веяний в данной сфере можно считать Положение о проведении теле-, видео-, кино- и фотосъемок на объектах инфраструктуры общего пользования, принадлежащих ОАО «РЖД», утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 18 июля 2008 года № 1513р. Этом Положением определено, что съемки должны проводиться на основании заявок, согласованных с Департаментом корпоративных коммуникаций ОАО «РЖД».
Если вы не профессиональный журналист, а всего лишь фотограф-любитель, то вас, безусловно, заинтересует пункт 3 указанного Положения, который гласит: «Настоящее Положение не распространяется на съемки, предназначенные для личного пользования и проводимые в местах обслуживания пассажиров на вокзалах, станциях, остановочных пунктах, не мешающие и не создающие неудобств и опасности для передвижения пассажиров.»
Иными словами: пришли вы на вокзал проводить любимую тёщу и захотели заснять ее на фоне сначала вокзального интерьера, потом вагона, потом через вагонное стекло — никто не вправе чинить вам в этом препятствий. Практика показывает, что никто и не чинит.
После того, как поезд увез вашу тёщу в пункт назначения, вам вдруг захотелось заснять проходящий по соседнему пути красивый локомотив. Вы наводите фотоаппарат и... слышите грозный окрик: «А чего это вы тут снимаете?!» Окрик исходит, как правило, от работника железной дороги в оранжевом жилете («желтухе»), но может исходить и от сотрудника ЧОП (частное охранное предприятие) или ЛОВД (линейный отдел внутренних дел на транспорте. Надо сказать, что у нас в стране отдельно от полиции, которую все знают и которая организована по территориальному принципу, существует еще полиция транспортная).
Формально вы находитесь в месте обслуживания пассажиров и никому не мешаете, то есть подпадаете под действие пункта 3 Положения, но фактически почти любое лицо из указанных в предыдущем абзаце не преминет указать вам на недопустимость фотографирования объектов железнодорожного транспорта!
Если же вы не обычный человек, забредший на вокзал, а трейнспоттер (он же рейлофанат, транспортный фанат, ферроэквинолог и т. д.), то не исключено, что помимо мест обслуживания пассажиров вас потянет в локомотивное (реже вагонное) депо. Очень ведь интересно заснять стада локомотивов в самом неожиданном ракурсе, шпалы, покрытые толстой коркой мазутной грязи и, как апогей деповской инфраструктуры — чудо инженерной мысли — поворотный круг! Но вот тут-то будет иметь место самое что ни на есть проникновение на объект! Пусть объект не имеет проходной и недостаточно хорошо охраняется, но попробуйте пройти на территорию любого работающего завода и начать там снимать! Вначале не пропустит охрана, а потом вы, безусловно, вызовете пристальный интерес всех окружающих, причастных и непричастных. По-другому и быть не может, ибо «мы здесь работаем, а тебе что надо?» В локомотивном депо неминуемо случится то же самое. Поэтому автор данного текста считает фотосъемку в депо без разрешения «с самого верха» верхом неблагоразумия.
Но ни на станции, ни в депо всё-таки локомотив во всей красе не снимешь. С поездом, на перегоне, на скорости — вот где он красавец! Но вот указанное Положение о съемках на перегонах молчит... Почему молчит? А потому, что посторонним людям на перегонах делать нечего! Для них есть часть 5 статьи 11.1 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за проход по железнодорожным путям в неустановленных местах в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере ста рублей. Как говорится, мелочь, а неприятно.
Правда, есть такой момент. Граница полосы отвода, то есть собственно территории железной дороги, в большинстве случаев проходит на расстоянии 30 метров от крайнего рельса. То есть можно отмерить эти метры, встать на опушке леса и спокойно щелкать проходящие поезда. Можно теоретически, но практически нет гарантии, что локомотивная бригада по поездной радиосвязи не сообщит о посторонних людях на таком-то километре, таком-то пикете и за вами каким-то путем не выедут сотрудники того же ЛОВД.
Так происходит по ряду причин.
Во-первых, железнодорожникам под роспись доводят инструкции о том, что они обязаны делать, если на путях замечены посторонние подозрительные люди. И в условиях, которые диктует сегодняшняя жизнь, это суровая необходимость.
Во-вторых, локомотивная бригада не знает, чего ожидать от человека, выглядывающего из-за кустов на перегоне. Может, это террорист со взрывчаткой. Может, это малолетний камнеметатель. Может, это подвыпивший прохожий с наушниками в ушах и капюшоном на голове, который сейчас ломанется через путь и ему хоть гуди, хоть не гуди...
В-третьих, занятым тяжелым трудом (и это на самом деле так!) железнодорожникам не до широты взглядов на искусство фотографии. Как не обладают такой широтой и транспортные полицейские, у которых что ни день, то кражи черных и цветных металлов, а то и смертельные травмирования людей или подвижным составом, или высоким электрическим напряжением. И высокими моральными качествами эти люди (как и многие другие) обладают далеко не всегда. А как же не проявить свою пусть маленькую, но власть, над хипстером с зеркалкой?!
Ну и, в-четвертых, многие фотографы, снимающие стрит, знают, как болезненно реагируют на внезапную фотосъемку люди на улице. Точно так же на нее реагируют и железнодорожники, находящиеся на рабочем месте. Только железнодорожники еще опасаются того, что фотокамера зафиксирует какие-нибудь «косяки» с их стороны. На профессиональном жаргоне эти «косяки» называются «брак в работе». Но и без того мало приятного, когда многие любители лезут со своими камерами чуть ли не под колеса, чтобы заснять локомотив в ракурсе, когда его боковина совершенно не видна. Зачем? Я, как желдорфотограф, это понимаю плохо.
Кстати, в одной из российских железнодорожных фотогалерей действует правило, в соответствии с которым фотографии, сделанные с нарушением техники безопасности и правил поведения на железной дороге, в галерею не принимаются. На мой взгляд, совершенно правильное решение!
Что касается режима секретности, то его обеспечением занимаются серьезные люди в соответствии с серьезными инструкциями. В случае провоза секретного груза мимо перрона находящиеся на нем пассажиры, скорее всего, о характере груза и не догадаются. А профессионалы и продвинутые любители, если и догадаются, то будут помалкивать. Если, конечно, у них мозги установлены без ошибок.
Зачастую приходится слышать и читать рассуждения о том, что в наше время со спутников иностранная разведка рассмотрела вообще всё и больше ни от кого никаких секретов нет. И всё это лежит якобы в Интернете. На самом деле рассмотрели не всё. Любой уважающий себя фотограф-любитель знает не только слово «ракурс», но и значение этого слова. Ни один спутник-шпион не обладает возможностями наземного наблюдателя! И если у человека мозги установлены таки с ошибками, то он может наснимать и выложить в Интернет много такого, что сильно облегчит работу иностранным разведкам. И это не шутки. Я не буду писать, что именно имею в виду, чтобы никого не вводить в соблазн. Думайте сами!
Есть и другие аспекты железнодорожных съемок. Например, съемка из кабин локомотивов. Попасть на локомотив не так-то просто. Конечно, можно упросить знакомого машиниста «прокатить» вас, но имейте в виду, что посторонних лиц на локомотиве возить нельзя. А ревизоры по безопасности движения и машинисты-инструкторы не спят! А машинист, в лучшем случае, за ваши «покатушки» рассчитается своей премией, а в худшем — покинет рабочее место в наше кризисное время. Вы готовы к такому развитию событий?
Говоря на подобную тему, нельзя не упомянуть о правилах поведения на железной дороге. Минувшим летом средства массовой информации были переполнены сообщениями о гибели людей во время попыток сделать селфи на железной дороге. Забывают люди о том, что железная дорога — это на самом деле зона повышенной опасности. И чем больше таких случаев, тем более косо и настороженно будут смотреть железнодорожники на фотографов.
Как же, в таком случае, спросите вы меня, отсняты терабайты железнодорожных фотографий и видеороликов? А вот так и отсняты! Правами своими нужно пользоваться, но при этом и обязанности исполнять! А самое главное — надо быть человеком! Отнесешься по-человечески к работникам транспорта и они, скорее всего, ответят тебе тем же. А будешь наглеть и качать права — быстро узнаешь, что у них прав больше.
Таким образом, снимать железную дорогу, как и всё остальное на нашей неспокойной планете, можно и нужно. Но делать это надо грамотно. Мозг включать. И, занимаясь съемкой, ведите себя хорошо! Но к разным поворотам судьбы всё-таки будьте готовы!
Комментарии: