error
Регистрация

Музей-заповедник Царицыно» - Москва

Рубрика: «Личное»
Автор: Александр Качалин
Опубликовано: 10.09.2017 в 11:53:32

Москва, парк Царицыно
АдресМосква, ул. Дольская, 1
МетроОрехово, Царицыно,

DSCN9992.JPG

Цари́цыно — дворцово-парковый ансамбль на юге Москвы; заложен по повелению императрицы Екатерины II в 1776 году. Находится в ведении музея-заповедника «Царицыно», основанного в 1984 году.

 

Это исторически сложившаяся, наиболее известная и благоустроенная часть особо охраняемой природной территории (ООПТ) «Царицыно», расположенной между московскими районами Царицыно, Бирюлёво Восточное, Орехово-Борисово Южное и Орехово-Борисово Северное.

Царицынский дворцово-парковый ансамбль, занимающий площадь более 100 гектаров, расположился на холмистой пересечённой оврагами местности, на месте бывшей усадьбы князей Кантемиров и унаследовал некоторые её черты. Территория ансамбля и парка ограничена с северо-востока и юга двумя глубокими оврагами, с запада — Царицынскими прудами, с востока — комплексом оранжерей
Царицыно является важнейшим памятником так называемой «русской готики» (псевдоготики); над созданием императорской резиденции в течение 20 лет работали последовательно два наиболее известных архитектора своей эпохи — Василий Баженов и Матвей Казаков. Царицыно — самая крупная в Европе псевдоготическая постройка XVIII века и единственный дворцовый комплекс, разработанный в этом стиле. Особенности дворцово-паркового ансамбля во многом определили новое направление в русском зодчестве: в разных концах бывшей Российской империи существует немало сооружений конца XVIII и начала XIX века, которые созданы под влиянием Царицына.

Самозабвенная работа над царицынским ансамблем, ставшим одной из вершин творчества яркого и неординарного зодчего В. И. Баженова, обернулась для него в то же время тяжёлой жизненной драмой.

Царицынский пейзажный парк, заложенный вместе с дворцовым комплексом, стал одним из первых пейзажных парков России вне петербургских дворцово-парковых ансамблей.
Местность до Царицына

Местность, ставшая впоследствии Царицыном, известна с конца XVI века как вотчина царицы Ирины, сестры Бориса Годунова, под названием село Богородское. Никаких документальных свидетельств о постройках того времени не сохранилось, однако в 1982 году при проведении археологических работ были обнаружены части ведущей к Верхнему Царицынскому пруду пандусной лестницы, которая с большой долей вероятности относится к остаткам усадьбы или охотничьего двора Годуновых. В период Смутного времени постройки Ирины Годуновой были уничтожены, местность пришла в запустение, однако сохранился каскад прудов, обустроенный при Годуновых.
В 1633 году пустошь Чёрная Грязь (так стало именоваться Богородское) перешла во владение бояр Стрешневых, родственников супруги первого царя из династии Романовых, Михаила Фёдоровича. В 1684 году боярин Иван Фёдорович Стрешнев уступил село Чёрная Грязь своему внуку, Алексею Васильевичу Голицыну (сыну князя Василия Голицына, фаворита царевны Софьи).
После низложения Софьи имущество князя Василия Голицына и его сына было конфисковано. Пётр I по окончании Прутского похода в 1712 году пожаловал Чёрную Грязь и близлежащие селения князю Дмитрию Кантемиру, молдавскому господарю, союзнику России в противостоянии с Турцией, вынужденному переселиться в Россию. Вместе с ним в России осели около шестисот верных Кантемиру молдавских воинов с жёнами и детьми; они поселились в сёлах Чёрная Грязь, Сабурово, Булатниково, в деревнях Ореховке и Хохловке. По приказу Дмитрия Кантемира в 1722 году в поместье на месте деревянной церкви, построенной ещё при Голицыных, возник каменный однокупольный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (посвящение его осталось тем же, что и у предшествующей церкви)

История Царицыно.
На месте сегодняшнего Царицыно ещё до появления Москвы находилось поселение племени вятичей. По одной из версий именно это племя стоит у истоков основания и самой Москвы, а вернее поселения, которое увидел Юрий Долгорукий, и решил дать ему название (или просто при нём Москва была отражена в летописи, дошедшей до нас). Вятичи здесь селились ещё в X-XI веках. После себя они оставили курганы, которые и по сей день можно увидеть в Царицынском парке.
Первое название у Царицыно было не столь благозвучное и величественное. Благодаря тому, что здесь издавна располагались лечебные грязи и святые ключи, это место носило название «Чёрная грязь». Стоит обратить внимание, что «Чёрная грязь» является именно ядром будущей усадьбы, в дальнейшем территория примет намного больший масштаб. Первая усадьба в лечебном месте была построена по заказу жены российского царя Федора Иоанновича, Ириной Годуновой, это произошло в 16 веке. К сожалению, в период польско-литовской интервенции усадьба полностью сгорела.
После этого, этой территорией владели бояре Стрешневы (В 1605 году после смерти Годунова вотчина перешла во владение царского двора пока в 1633 году царским указом она была продана Лукьяну Степановичу Стрешневу), князья Голицыны. За это время были построены красивые дома, разбиты чудесные сады. Но в результате того, что род Стрешневых прекратился, а Голицыны были сосланы в Сибирь, новым владельцев стал молдавский господарь Дмитрий Кантемир, которому сельцо «Чёрная грязь» было пожаловано самим Петром I.
Сначала владельцем был сам Дмитрий Кантемир, а после него здесь хозяйничали три его сына.
Среди рода Кантемиров, владевших усадьбой, стоит выделить Матвея Кантемира, владевшего «Черной Грязью» 14 лет. Здесь при нём была построена каменная церковь (1759-1765) «Во имя Живоносного Пресвятыя Богородицы Источника с теплым для зимнего времени пределом во имя святаго великомученика Димитрия Мироточивого» — покровителя отца Матвея. Первоначально храм имел форму греческого равноконечного креста, на котором был поставлен «восьмерик», увенчанный куполом с небольшой главкой. Сегодня это самая старая часть церкви. При ней похоронены сам князь М.Д.Кантемир (1700-1771) и его жена Аграфена Яковлевна, урожденная графиня Лобанова-Ростовская (1708-1772). Третий придел в честь иконы Казанской Божией Матери появился в 1880-е годы, когда в храме была расширена трапезная, перестроена и увеличена колокольня и вся церковь приобрела современный вид.
В 1775 году у Сергея Кантемира (также сына Д.Кантемира, который к тому моменту оставался единственным полноправным владельцем), «Чёрную грязь» покупает сама императрица Екатерина II. Обошлась ей эта покупка в 25 000 рублей (по некоторым данным за 30 000).
Как гласит легенда, 4 мая 1775 года императрица, которая в тот год много ездила по России и изучала имперские земли, во время поездки на Цареборисовский пруд, обнаружила полузаброшенную усадьбу. Императрицу поразили красота пейзажей, ландшафт: холмистая, изрезанная быстрыми ручьями местность, рощи и луга, тихие пруды, поросшие камышом, тишину которых нарушали лишь крики уток.
С появлением новой хозяйки, эта местность начинает новую историю. «Чёрную грязь» переименовывают в Царицыно село. Екатерина вызывает сюда своего личного архитектора Василия Баженова, которому заказывает построить летнюю увеселительную императорскую резиденцию «в готическом вкусе». Начинается масштабное строительство: на центральной площади возводят два дворца – для Екатерины и ее сына Павла, в плане зеркально отражающие друг друга. Перед ними было возведено самое большое по размерам здание – дворец-храм, примыкающие к нему трапезная, беседки, театр, сооружаются гроты и пещеры.


Большой дворец
Москва,Царицыно,Воздушная улица, 1к6

DSCN0025.JPG

DSCN0043.JPG
метро "Царицыно"
Большой дворец для императрицы Екатерины Второй строился М. Ф. Казаковым в 1786-1796 годах на месте трех дворцов-павильонов, построенных ранее В. И. Баженовым и снесенных по ее повелению.
Прошло более полугода после осмотра Екатериной II царицынских дворцов, прежде чем был утверждён новый проект дворцовой застройки. Матвеем Казаковым к 1786 году был подготовлен проект Большого дворца и одобрен императрицей.
Выбор Матвея Казакова в качестве главного архитектора переделки Царицына не был случайным. Во время своего памятного визита в Москву Екатерина Великая осматривала другие казаковские постройки, например, Сенатский дворец, который ее привел в восхищение.
Матвей Казаков в своём проекте попытался по возможности сохранить избранный Баженовым стиль, основанный на традициях московского зодчества XVII века. Вместе с тем проект нового дворца по планировке и архитектурно-пространственным характеристикам входил в противоречие с уже сформированной В. И. Баженовым структурой усадьбы Царицыно. Прошло десять лет с момента закладки усадьбы, и за это время классицизм набрал силу, стал ведущим направлением развития русской архитектуры; изменились также вкусы и потребности императрицы. Новые подходы к формированию главного дома усадьбы конца XVIII века диктовали и новые решения в архитектуре здания: так, дворец приобрёл трехчастное деление, характерное для классицизма, и монументальные пропорции. Здание имеет трехчастную структуру. В трехэтажной центральной части дворца предусматривались вестибюль и парадные залы, соединенные галереями с двухэтажными боковыми частями, квадратными в плане. Они отводились под жилые и служебные помещения. В западной части (ближе к прудам) планировались покои самой императрицы, а в восточной (расположенной ближе к Хлебному дому) – апартаменты ее сына - цесаревича Павла Петровича и его семейства.
Парадные входы по обеим сторонам центральной части здания оформлены высокими портиками и балконами на третьем этаже.
Готический стиль дворца приобрел более выраженный характер благодаря восьми башням с шатрами.

 

Галерея-ограда с воротами
Москва,Царицыно,Воздушная улица

DSCN0042.JPG

DSCN4922.JPG

Декоративное сооружение, отделявшее парадную часть усадьбы от сада, построено архитектором В.И. Баженовым в 1784-1785 гг. Галерея расположена между Кухонным корпусом и Большим дворцом архитектора М.Ф. Казакова, возникшим на месте первоначальных Главных корпусов дворца. Галерея представляет собой преграду, составленную из двух близко поставленных стен. Ее главным украшением является высокая проездная арка, обрамлённая двухъярусными башенными конструкциями. Легкие сквозные башни, напоминающие беседки или терема, образуют яркий декоративный портал. Перекинутая между ними полуциркульная арка украшена оригинальным декором из белокаменных острых «шипов», придающих ей необычный, запоминающийся образ. Со стороны дворцов галерея с башнями украшена ритмичным рядом сдвоенных колонн, поддерживающих мощный карниз. Торжественный образ колоннады дополнен нарядным узором из переплетенных арочек, наложенных на сплошной кирпичный парапет, проходящий над карнизом, и «свисающими» гирляндами каменных «бусин». Парковый фасад галереи не имеет парапета и прорезан стрельчатыми арками.
Галерея и созданная в XIX в. новая ограда образовали внутренний дворик между Кухонным корпусом и Большим дворцом. Здесь на месте фундамента Управительского дома установлен стеклянный павильон – современный вход в музей.


Хлебный дом (Кухонный корпус)
Москва,Царицыно,Дольская улица, 1с4

DSCN0035.JPG

Над маленькими зданиями Первого и Второго Кавалерских корпусов возвышается громадный Кухонный корпус. Он строился В.И. Баженовым в 1784-1785 годах и превосходит по величине все аналогичные по функции постройки в императорских резиденциях России. Двухэтажный Кухонный корпус спроектирован в виде исполинского куба с закругленными углами и внутренним двором. Здание производит на редкость монументальное впечатление и напоминает западноевропейские средневековые замки, североитальянские палаццо эпохи Возрождения и неприступные оружейные арсеналы прошлых веков. Ничего подобного в русской архитектуре больше не встретить. В этом, однако, и очередная из многих странностей царицынского ансамбля! По воспоминаниям современников, Екатерина Вторая была весьма неприхотлива в еде. Утром она выпивала несколько чашек крепкого кофе с парой гренок, а на обед предпочитала вареную говядину с солеными огурцами под стакан брусничной воды или бокал вина. И никогда не ужинала! К этому следует добавить, что царица не любила многолюдных пиршеств, а в Москву приезжала крайне редко и с немногочисленной свитой. Зачем же при таких обстоятельствах строить в Царицыне столь гигантское здание кухонь?! В XIX веке Кухонный корпус стал именоваться Хлебным домом из-за белокаменной эмблемы в декоре двух его фасадов с изображением каравая хлеба с солонкой. Это украшение, на первый взгляд, указывает лишь на функциональное назначение здания. Но многие историки усматривают глубокую философскую символику в декоре как Кухонного корпуса, так и всех других сооружений В.И. Баженова в Царицыне. Опознают также знаки тайных масонских обрядов XVIII века! Скрытые смыслы баженовской архитектуры (если они и вправду есть) не расшифрованы до сих пор… Следует отметить, что сам Баженов не успел полностью достроить Кухонный корпус. Нарядный парапет-балюстрада по кромке крыши здания – фантазия современных реставраторов на темы белокаменного декора других его царицынских построек. В XIX – начале XX часть Кухонного корпуса приспосабливали под сельскую больницу, богадельню, земское училище и дачную гостиницу. В советскую эпоху вплоть до 1970-х годов в нем теснились коммунальные квартиры. В 2005-2007 годах здание было реконструировано для экспозиционно-выставочной деятельности музея-заповедника «Царицыно».


Оперный дом (Средний дворец) 1776-1778 гг. Архитектор В.И. Баженов.

DSCN0053.JPG

Двухэтажный Оперный дом - «средний» из дворцов Екатерины II - стоит на одной линии с Малым дворцом . В донесениях к А.А. Безбородко Баженов обозначал его как «дворец, что на луговине сбоку саду, по горе ж в роще», «галлерея с побочными двумя комнатами на двадцати саженях, дворец при ней на 12 саженях». Общепринятое в наши дни название «Оперный дом» появилось только в начале XIX века и не совсем соответствует действительному назначению этого здания. Сам В.И. Баженов обозначал его как «дворец, что на луговине сбоку саду, по горе ж в роще».Есть основание предполагать, что Оперный дом был задуман как место, где могли бы проходить придворные праздники и церемонии, хотя, видимо, в довольно узком кругу, на что указывают относительно небольшие размеры постройки. О более официальном статусе дворца свидетельствуют ажурные геральдические фигуры двуглавых орлов, возвышающиеся на парапетах его боковых фасадов. Именно здесь, «под орлами», расположен двухсветный, с двумя рядами окон зал - галерея и два примыкающих к ней по сторонам квадратных аванзала, широкие двери которых распахиваются прямо в парк. Высота сводов парадных покоев около 10 метров. Вытянутые вверх стрельчатые формы много раз повторяются в очертаниях оконных и дверных проемов, многочисленных стенных ниш. Возможно, они призваны напомнить зрителю нефы готических соборов, залы рыцарских замков. Об исторических «древностях», «готике» и в то же время о «сельской простоте» убранства интерьеров говорят простые полы из керамической плитки. Первоначально в углах зала и аванзалов были поставлены высокие, в несколько ярусов печи, облицованные расписными сине-белыми изразцами. Подобные им можно увидеть в барочных интерьерах русских дворцов первой половины - середины XVIII века. Однако назначение их в Оперном доме было, в первую очередь, декоративным. Характер летней увеселительной постройки сказывается в тесной связи интерьеров Оперного дома с природным окружением. Обилие и размеры окон первого и второго этажей позволяют свету и воздуху свободно вливаться в залы и комнаты. Окрестные пейзажи - парк и пруды - постоянно привлекают наши взоры, гармонично дополняя впечатления от архитектуры. Сам тип галереи с примыкающими к ней залами или кабинетами характерен для беседок, гротов, других небольших садовых построек XVIII - начала XIX века. Императорский дворец «под гербом» предстает увеличенным в размерах загородным усадебным павильоном. Неоднозначность архитектурного языка, форм и скрытых в них смыслов - таковы свойства авторского почерка Баженова, ярко проявившегося в ансамбле императорской резиденции в Царицыне.О возможном оформлении интерьеров Оперного дома можно судить лишь предположительно. В одном из обращений к Екатерине II Баженов спрашивал о внутренней отделке всех построенных им зданий: "... по штукатурке изсера не позволено ли будет расписывать во вкусе арабеск или убирать штукатуркой в древнеегипетском, греческом, геркуланумском вкусе?» Таким образом, зодчий не намеревался связывать архитектурный стиль своих построек со стилем убранства их интерьеров. В летней увеселительной резиденции уместна была изящная художественная стилизация с оттенком исторической и географической экзотики. Баженов не смог осуществить свои замыслы, и стены интерьеров Оперного дома остались покрытыми лишь слоем подготовительной штукатурки. Благодаря сложной планировке дворца, «составленного» их двух смежных корпусов, его фасады, подобно театральным декорациям XVIII столетия, предстают в нескольких совмещенных планах. На «Березовую перспективу» выходит единый блок галереи и аванзалов. Оборотная сторона здания имеет в соответствии с внутренней планировкой покоев более сложную конфигурацию. Его плоский береговой фасад составляет контраст полуротонде соседнего Малого дворца. Стены боковых ризалитов образуют уступы и углубления, складывающиеся в подобие миниатюрных двориков. В результате возникает живописная игра выступающих и заглубленных поверхностей, наследованная от архитектуры эпохи барокко и рококо. Цельно, масштабно смотрятся рядом с ними торцовые фасады корпуса галереи. В двух ярусах они образуют гармоничные трехчастные композиции, увенчанные нарядными парапетами с крупными белокаменными гербами красивого гибкого рисунка. Неповторимые черты образу великолепного летнего дворца придают богато декорированные окна и двери. Высокие стрельчатые окна первого этажа во втором ярусе дополнены сверху овальным проемом. Они одновременно напоминают архитектуру итальянских палаццо и Теремного дворца Московского Кремля. Контуры окон подчеркнуты толстым валиком из белого камня, украшенного резными гирляндами лавровых листьев в первом этаже и гладкого в верхнем. Белокаменный декор, покрывающий поверхность фасадов, соотнесен с конструкцией здания. Простенки между окнами первого этажа Баженов усилен кирпичными пилястрами с наложенными белокаменными блоками, имитирующими руст. Их продолжают во втором этаже контурные накладки - «лесенки» или «обелиски». Чередуясь со «шпилями», они усиливают вертикальное движение архитектурных форм. Картину фасада дополняют и уравновешивают горизонтали «кружевных» профилированных карнизов» и парапета, который, соответствуя затейливому убранству фасадов, состоит из двух ярусов аркад и групп обелисков. Его главное украшение - подобия фронтонов, декорированных звездами и волнистыми линиями. Колонки по их сторонам сгруппированы таким образом, что создают зрительную иллюзию пространственного расположения. Подобные эффекты вполне соответствуют игровому характеру архитектурного языка Баженова, отвечающего «увеселительным» задачам. После реставрации, осуществленной в 1988-1995 годах, во дворце проводятся выставки и концерты.

 

Малый дворец (Полуциркульный дворец) 

DSCN0056.JPG

DSCN0714.JPG

DSCN0715.JPG

(1776–1778) — одна из главных построек императорской резиденции в Царицыне, выполненных по проекту архитектора В. И. Баженова. Вместе с Большим и Средним дворцами был построен для Екатерины II. Особое предназначение здания подчеркивает белокаменный вензель императрицы, украшающий фигурный парапет восточного фасада
Название — «Малый дворец» — сохранилось с конца XVIII в.: это была наименьшая из всех дворцовых построек на территории усадьбы.
Дворец расположен на верхней площадке «Земляной пирамиды» — террасированного склона высокого берега Верхнего Царицынского пруда, на линии так называемой «Березовой перспективы». Западный полуциркульный фасад обращен к прудам и словно продолжает контуры земляной пирамиды. Восточный плоский фасад выходит на Большой дворец.
Архитектура фасадов различается. Западный, обращенный в прудам и венчающий береговой склон, оформлен огромными стрельчатыми окнами, устремленными вверх, как и островерхие столбики и пирамидки парапета. Архитектурные детали плоского восточного фасада, по мнению исследователя Л. В. Андреевой, похожи на декорацию: «стрельчатые обрамления окон и дверей здесь не связаны с полукружиями их верха и “наложены” на стены; широкий фриз из арок и овалов рисуется белым контурным узором на фоне красного кирпича, а веерообразное лучистое сияние вокруг вензеля императрицы […] осеняет дворец подобно огненным фигурам фейерверка».
Как и другие постройки баженовского ансамбля, здание Малого дворца первоначально было покрыто желтой черепичной «крышкой». После отстранения в 1785 году В. И. Баженова от строительства, работы приостановились, черепица была снята и заменена на металлическую кровлю.
К началу XIX века Малый дворец постепенно обветшал.
В 1803–1804 годах были проведены ремонтные работы, Малый дворец сдали в аренду под Кофейный дом, а в дальнейшем некоторое время использовали как гауптвахту.
К 1859 году Малый дворец представлял собой полуразрушившуюся «каменную полуциркульную галерею в один этаж готической архитектуры без крыши и свода», с «полопавшимися» и «выкрашившимися» украшениями из белого камня и кирпича.
В ХХ веке здание находилось в руинированном состоянии.
В 1988–1996 годах была проведена научная реставрация Малого дворца: восстановлена первоначальная планировка постройки, на сохранившиеся фундаменты поставлены внутренние стены, сложены своды, восполнены утраты парапета, здание покрыто купольной кровлей. До 2003 года дворец использовался как выставочные залы музея. В 2003–2004 годах был проведен ремонт фасадов и интерьеров, и во дворце расположились служебные помещения. После ремонта 2012–2014 годов в Малом дворце вновь разместятся экспозиция музея и будут проходить выставки.

 

Фигурный мост

DSCN0710.JPG

Построен архитектором В.И.Баженовым в 1776-1778 году.
Въезд в усадьбу Царицыно.
Название «Фигурный мост» принадлежит самому В.И. Баженову и указывает на изощренный декор этого сооружения из красного кирпича и белого камня. По верху мост выглядит нарядной галереей, входы в которую торжественно оформляют парные полубашни с нишами. Трудно даже перечислить все оригинальные украшения Фигурного моста. Тут и зубцы «ласточкин хвост» (как на стенах Московского Кремля), и разные колонки, и пирамидки – обелиски, и множество прочих резных «фигур». Кажется, что зодчий применил все богатство геометрических форм линий! Воинственно – брутальные детали сочетаются с прихотливыми композициями, очаровывающими своей по – девичьи жеманной манерностью…
Среди русских зодчих XVIII века Баженов не имел себе равных по изобретательности и виртуозности в соединении разнообразных пластических элементов. Массивная крепостная конструкция и пышный наряд Фигурного моста создают вместе необыкновенно увлекательный архитектурный образ. Достаточно уже одной этой постройки, чтобы отнести дворцовый ансамбль Баженова в Царицыне к шедеврам русского зодчества XVIII века.


Царицыно. "Большая поляна"

DSCN0044.JPG

"Большая поляна" или "Дворцовая поляна" - одна из достопримечательностей парка Царицыно. Здесь проходят массовые гулянья, можно устроить красивую фото-сессию, отдохнуть, расположившись на пледе, трава здесь чистая и мягкая. А главное украшение "Большой поляны" - старая сосна.   
Москва, парк Царицыно
Адрес Москва, ул. Дольская, 1


Мост к Светомузыкальному фонтану
"Двойной" мост

DSCN0010.JPG


Москва. Церковь иконы Божией Матери "Живоносный источник" в Царицыне.
Орехово-Борисово Северное
Московская епархия (городская) / Даниловское благочиние

DSCN0115.JPG

Престолы:"Живоносный источник" иконы Божией Матери, Димитрия Солунского, Казанской иконы Божией Матери 
Архитектурный стиль:Барокко 
Год постройки:1722.
Архитектор:П.Н.Лавин 
Адрес:г. Москва, Дольская ул., 2
Координаты:55.61694, 37.6813 
Храм иконы Божией Матери "Живоносный источник" был построен в 1722 году по проекту архитектора П.Н. Лавина по заказу политического деятеля и ученого, господаря Молдавии (1710-1711 г.), князя Д.К. Кантемира. Перестраивался в 1760-е годы и в 1883 году.

Церковь в Царицыне, находящаяся на территории дворцово-паркового ансамбля конца XVIII в., была построена задолго до возведения дворца как приходская церковь «Пресвятой Богородицы Живоносного Источника». Известно, что в 1633 г. усадьба «Чёрная грязь» была приобретена боярином А.С. Стрешневым, в 1680 г. перешла по наследству к его внуку князю А.С. Голицыну, при котором усадьба была великолепно обустроена и заведено обширное хозяйство. Боярами Стрешневыми и была построена деревянная церковь, о которой в описных книгах князей Голицыных сказано: «… о пяти главах, крыта чешуею зеленью, расписана тремя красками, перед церковью колокольня рубленая, деревянная, расписана красками разными».
В 1689 г. с падением царевны Софьи попал в опалу и ее фаворит князь Василий Голицын, а вместе с ним его сын и внук Стрешневых А.С. Голицын, и их имения были отобраны в казну «за их вины». В 1713 г. имение «Чёрная грязь» было подарено Петром I молдаванскому господарю Дмитрию Константиновичу Кантемиру «за особые заслуги перед отечеством». В 1722 г. Кантемир построил на месте деревянной церкви каменную в стиле Петровского барокко. В 1759-1765 гг. церковь перестраивалась его сыном и наследником М.Д. Кантемиром. Храм служил усыпальницей рода. В 1771 г. 30 ноября погребён князь М.Д. Кантемир, а позже его супруга княгиня А.Я. Кантемир.
В 1775 г. Екатерина II купила у Кантемиров имение «Чёрная грязь» и переименовала его в село Царицыно. Императрица поручила архитектору В.И. Баженову составить и осуществить проект ее загородной резиденции в купленном имении. При составлении проекта дворцового комплекса Баженов сохранил церковь Кантемира как элемент в ансамбле усадебных построек.
В конце XIX в. церковь вновь перестраивалась на деньги А.И. Клементовича – владельца одной из дач, расположенных в Царицыне, а также на собранные для этой цели народные средства. Была расширена трапезная, для чего ее фактически пришлось перестроить, пристроен придел во имя иконы Казанской Божией Матери, перенесена и увеличена по высоте (до 4-х ярусов) колокольня.
Церковь работала как приходская до 1939 года, когда она была закрыта за неуплату долгов. После закрытия здание церкви было приспособлено под трансформаторную будку, в 1970-е гг. – под типографию, а с 1975 по 1990 гг. в ней размещалась столярная мастерская при В/О «Союзреставрация», с тяжелыми деревообрабатывающими станками, от работы которых было сильно попорчено и само здание (появились трещины в стенах и куполах) и настенная живопись храма.
В 1990 г. церковь Божией Матери Живоносный Источник была передана в пользование общине верующих, назначен настоятель прот. Георгий Бреев. 6 октября возобновились богослужения.


Памятник архитекторам Баженову и Казакову в Царицыно в Москве

DSCN0041.JPG

Памятник архитекторам Василию Ивановичу Баженову и Матвею Федоровичу Казакову в музее-заповеднике Царицыно был открыт в 2007 году 1 сентября в дни празднования в столице дня города. Местом установки скульптурной композиции стала лужайка с торца Большого дворца, рядом с галереей-оградой. Автором является скульптор Леонид Михайлович Баранов.
Стоит заметить, что мастер начал работать над составлением проекта памятника Баженову и Казакову задолго до реконструкции царицынского ансамбля, создавая эскизы, а также изучая различные исторические документы, касающиеся двух великих архитекторов.
Со слов Леонида Михайловича, изначально предполагалось установить рядом с зодчими и скульптуры Екатерины II, но от идеи пришлось отказаться, а сюжетом композиции стало обсуждение архитекторами их общего проектного задания.
Зодчие в представленной композиции изображены вместе, но исторически это не совсем корректно: сначала екатерининскую резиденцию строил Баженов и только затем, после его отставки, за работу принялся Казаков.
Памятник представляет собой установленные на ступенчатый постамент округлой формы две ростовые фигуры знаменитых архитекторов. По торцу постамента надпись «Василий Баженов - архитектор - Матвей Казаков».
В основе скульптурной композиции лежит драма, которая происходила в момент строительства Большого Царицынского дворца. Мастера представлены в момент обсуждения плана одной из дворцовых башен, представленной на расположенном между ними макете.
Матвей Казаков изображен с зажатой подмышкой шляпой и шпагой, а Василий Баженов со свернутыми в рулон архитектурными планами. Автору памятника - Леониду Баранову - удалось изваять портретное сходство архитекторов и передать в скульптурном изображении разность характеров.
Жива версия о том, что после строительства «баженовского» варианта дворца, который не понравился Екатерине Второй, прибывший в Царицыно Казаков сразу же заменил своего коллегу. Однако, архивные документы свидетельствуют о том, что архитектору Баженову все таки была представлена возможность изменить работу, для чего обоим зодчим предложили вновь составить порознь новый проект.
Императрица вновь рассмотрела представленное видение дворцового комплекса и отдала предпочтение Казакову, который достраивал и перестраивал ее резиденцию в Царицыне, использую некоторые стоявшие уже сооружения Баженова.
После установки в Царицынском парке памятника Баженову и Казакову в Москве, фигуры затонировали: у первого мундир стал красным, у второго - зеленым.

 

Москва,Оранжерейный мост и Оранжереи
Проезд: метро "Царицыно"

DSCN0073.JPG

Оранжерейный мост (именуемый также «Оранжерейная плотина») не связан с творческой деятельностью Баженова или Казакова; он построен в начале XIX века по инициативе Экспедиции Кремлёвского строения под началом И. В. Еготова и, вероятно, по его проекту. Мост расположен вблизи Хлебного дома; строился в утилитарных целях — облегчить сообщение между хозяйственной частью, сосредоточенной в Хлебном доме, с оранжереями и обширными царицынскими плодовыми садами, располагавшимися на другой стороне оврага. Скромный по своему декору, особенно в сравнении с Большим мостом через овраг, мост тем не менее выдержан в общей для царицынского ансамбля цветовой гамме и стилистике. Парапет акцентирован небольшими редко расположенными геометрическими рельефами из белого камня, арка моста у основания усилена мощными контрфорсами, характерными для средневековой архитектуры.
К концу XX века ни разу не ремонтировавшийся мост обветшал, особенно сильно пострадал от времени и небрежения парапет. В 1995—2001 годах проведена полная реставрация.
С востока дворцово-парковый ансамбль ограничен оранжерейными прудами, за которыми расположен оранжерейный комплекс. Первая каменная оранжерея в Царицыне построена Баженовым ещё в 1780-е годы на месте существовавшей в усадьбе Кантемиров деревянной. В начале XIX века возник комплекс из пяти больших зданий, построенных под наблюдением смотрителя царицынского сада Пельцеля. В 1820-е годы оранжереи были расширены и перестроены, их число увеличилось до восьми; руководил работами архитектор Е. Д. Тюрин.
Царицынское оранжерейное хозяйство в первой половине XIX века было самым лучшим под Москвой, его продукция славилась отменным качеством и приносила хорошие доходы. Оранжерейный комплекс состоял из апельсинной, померанцевой, персиковой, виноградной, ананасной оранжерей; в них также выращивались арбузы, абрикосы, лавровые и оливковые деревья; декоративные кустарники — мирты и олеандры; множество клумбовых растений, которые высаживались в парк. В баженовской оранжерее содержалась коллекция редких тропических растений. Помимо этого, вокруг оранжерей существовал питомник для выращивания деревьев для парка и обширные фруктовые сады.
В 2006—2007 году корпуса оранжерей были воссозданы на основе сохранившихся чертежей; проводится восстановление оранжерейного хозяйства для образовательной и экологической деятельности музея-заповедника «Царицыно». В Оранжереях в настоящее время представлены растения именно тех видов, которые выращивали в царицынских оранжереях c середины XVIII века, их подбирали по сохранившимся описям оранжерейного хозяйства
Проезд: метро "Царицыно"
Царицынские пруды, Бирюлевский лесопарк - м.Царицыно, выход под мост
Бирюлевский дендропарк - м.Царицыно, на авт. 203, 245, от м.Кантемировская на трол.11, 82.
Борисовский пруд - м.Каширская, трол.71, авт.275.

 

Павильон Нерастанкино
Москва,Царицыно
Проезд: метро Царицыно,Орехово
Архитектурный стиль: ампир

DSCN0089.JPG

Рядом с «Башней – руиной» аллея «Утренняя дорожка» пересекается с Большим проспектом (Большой липовой аллеей). Трудно не заметить поблизости желто-белый павильон под названием «Нерастанкино» (1803). Подобно «Миловиде» он создан И.В. Еготовым в стиле ампир». Это сооружение являет собой открытый зал с боковыми нишами – эркерами и небольшим куполом по центру. Главные фасады оформлены фронтонами с четырьмя колоннами тосканского ордена. Здание напоминает маленький античный храм – одновременно и строгий по пропорциям, и интимный по настроению. 
Историческое название павильона обыгрывает поэтическую мысль о муках расставания всякой чувствительной души с дорогими для нее ценностями, будь то красоты искусства и придорыд или любимый человек. В XIX веке «Нерастанкино» называли даже «Храмом меланхолии», ибо всегда приходится с чем-то когда-то расставаться… 
Снизу, с береговой дорожки Верхнего Царицынского пруда и «Утренней дорожки», павильон выглядит особенно поэтично. По мере подъема по склону пологого холма он открывается все новыми занимательными образами на фоне окружающих ландшафтов.
Является одной из наиболее известных построек пейзажного парка «Царицыно» и архитектурным украшением целого его района. В первой половине XIX в. «Нерастанкино» был назван П.И. Шаликовым (литератором начала XIX в.) «храмом меланхолии» и предназначался для отдыха гуляющих: посетитель мог найти в нем несколько садовых кресел и столов.
Небольшая кирпичная оштукатуренная постройка эффектно поставлена на кромке берегового холма с видом на обширную луговину, сейчас изрядно заросшую, на Верхнецарицынский пруд и остров с Аркой-руиной («Русалкины ворота»). Прямоугольный в плане павильон увенчан невысоким куполом. Протяженные фасады, выходящие к пруду и парку, украшены строгими портиками и нишами, в которых некогда стояли вазы из белого камня.
Сам павильон обветшал еще в XIX столетии и на протяжении своей истории неоднократно ремонтировался и подновлялся.
В 2006 году завершена реставрация павильона.


Светомузыкальный фонтан
Парк Царицыно

DSCN0087.JPG

главная достопримечательность парка Царицыно.
Этот необычный "источник влаги", изменяющий направление, подсветку и силу струй под музыку, открылся в 2007 году ко Дню города. Всего в его репертуаре фонтана четыре композиции: помимо "Вальса цветов" и "Марш" Чайковского, еще две - на мелодии французского композитора Поля Мориа.
Сердцем фонтана в Царицыно стали насосы Grundfos Компания Grundfos – один из крупнейших мировых производителей насосного оборудования – стала поставщиком насосов для светомузыкального фонтана, который начал свою работу в День города в московском парке "Царицыно". В конструкции фонтана применены 82 насоса Grundfos серии SP различной мощности (от 7 до 45 кВт) и производительности. Встроенные частотные преобразователи позволяют точно контролировать напор, изменяя высоту струй, а также сократить энергопотребление. Для диспетчеризации работы фонтана использовались шкафы управления Grundfos.
Работа фонтана в Царицыно осуществлятся с помощью компьютера. Каждая из 915 струй может подняться на высоту до 15 м и будет точно соответствовать светомузыкальному решению. Площадь чаши фонтана составляет 2400 м2, а глубина воды 1,2–1,5 м. Световые эффекты обеспечат 2583 подводных светильника. "Перед нами стояла сложная задача, – комментирует Александр Харихин, начальник проектно-инженерного отдела компании "Эдлайн", разработавшей техническое и программное обеспечение объекта, - Царицынский фонтан, по сути, единственный светомузыкальный фонтан, возведенный в естественном водоеме, в исторической зоне.

DSCN7133
DSCN7133
 
Просмотры: 1905
 

Комментарии: