error
Регистрация

Мануальный режим съемки (М)

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Марат
Опубликовано: 07.07.2016 в 15:46:56

М – главная буква фотографического алфавита.
Она обозначает MANUAL (ручной режим) и является своеобразным символом профессионального мастерства, пропуском в мир большой, качественной, sophisticated фотографии.
Профессиональные фотографы, желающие держать под контролем все процессы, которые происходят на съемочной площадке, и не желающие делегировать полномочия по принятию важных решений непредсказуемым «мозгам» камеры, снимают практически всегда в этом режиме.

режим съемки "М"
режим съемки "М"

Почему практически?
Порою бывают условия, которые диктуют использование других режимов, и обычно они возникают тогда, когда необходима «скорострельность», когда условия освещения меняются настолько быстро, что наш мозг не успевает решать задачи по вычислению правильной экспозиции.
Но удивляет то, что в совершенно "тепличных" условиях, когда есть и время, и ресурсы для совершения всех действий по выжиманию максимального качества из исходного материала, фотографы, которые ленятся лишний раз подумать, посчитать значения диафрагмы, уповают только на удачу.
Так, например, даже при съемке на улице без студийного света, я всегда использую режим М. Почему?
Я не могу использовать камеру в режима приоритета диафрагмы (А) или выдержки (S), используя экспозамер по всему полю (Evaluative metering) - в кадре могут появиться очень яркие или темные детали, которые будут занимать большую часть площади кадра и в итоге повлияют на пересчет значения экспозиции. И мы получим сильно пересвеченный или недосвеченый кадр.  Несмотря на то, что автоматика выровняет, сделает более правильным весь кадр, нам часто бывает важна правильная экспозиция на части кадра: на лице модели, на предмете на переднем плане, а порою итоговая экспозиция, которая характеризовала бы наши представления о финальном кадре, может на ступени отличаться от "мыслей" камеры по этому поводу.

режим съемки "М"
режим съемки "М"

Я не могу использовать средневзвешенную (Center-weighted metering)  или точечную экспозицию (Spot metering), потому что основная точка находится в центре кадра, и она будет упираться всегда не туда, куда нужно: то в живот модели, то задний план, то ловить какие-нибудь блики, и пересчитывать уже все совершенно непредсказуемым образом.
Мне, как beauty и fashion фотографу, часто  важна правильная экспозиция на лице модели, (хотя, разумеется, и не всегда). Поэтому мне нужно проводить экспозамер по лицу модели.
Да, я могу использовать каждый раз кнопку AE-lock, нажимая ее после наведения центральной точки кадра (при использовании точечного замера) на часть кадра с правильной экспозицией, затем нажимать эту кнопку, затем сверять это с изображением на привью камеры, вносить определенное значение в экспокоррекцию. И так делать каждый раз, теряя драгоценное время.

режим съемки "М"
режим съемки "М"

(Кстати, всегда смотрел с некоторой настороженностью на фотографов, которые после каждого кадра проверяют его "ударность", и если он плохой, то удаляют его, теряя те мгновения, которые потом не вернешь. Им места на флешке мало, или это навыки, впившиеся нам в тело еще с тех времен, когда флешки были по 16 мегабайт?)
Я, как и сказал, использую кнопку М. Перевожу камеру центральной часть кадра на лицо модели (или куда-то еще), смотрю на значение экспозамера, подставляю нужные значения диафрагмы и выдержки, сверяю с итоговой картинкой, и понимая какую погрешность надо вносить все время в этой серии (которая может длиться и не один час) кадров, и внося эту погрешность каждый раз, я делаю несколько снимков. Условия света постоянно меняются, поэтому потом я снова перевожу центральную точку на лицо (или куда там еще) модели, вношу поправки в значения диафрагмы и выдержки и делаю еще серии кадров. Я работаю быстро, с контролем всех процессов, которые происходят в камере, получая максимальное качество, на которое способен и, не отрываясь глазом от окуляра, не теряю ни секунды драгоценного времени.

Чего и вам желаю.

Забудьте все буквы, кроме М.

Больше о фототехнике вы узнаете из курса "Всё, что нужно знать о фототехнике!" Ссылка на курс: http://zhukovonline.ru/tech/special/

Источник: photoindustria.ru

 

Смотрите также:

35 эмоциональных портретов

 
Просмотры: 27280
 

Комментарии:

Rinat Tarzumanov
V нормалных условиях М=Мазохизм, Маразм.
любой профи подтвердит :)

"в кадре могут появиться очень яркие или темные детали, которые будут занимать большую часть площади кадра и в итоге повлияют на пересчет значения экспозиции."
Вот для этого и существует функция экспокоррекции, когда сам фотограф может подсказать камере, снимать светлее или темнее.
12.12.2012 - 09:34:33
 
Владимир Ноздрачев
Конечно в режимах AUTO или Р снимать не стоит, так как там вы или частично или вообще не управляете процессом, а вот в режиме А (приоритет диафрагмы) очень даже хорошо работается. Лично мне не трудно настроить замер экспозиции, автофокус или ручной фокус и чувствительность под нужные условия, после нескольких кадров при необходимости скорректировать экспозицию, и диафрагму, зато все происходит оперативно, к камере своей я привык и приблизительно знаю как скорректировать экспозицию и диафрагму что бы получить нужный результат.
14.12.2012 - 00:26:33
 
Яков Реймер
Я конечно любитель (особенно выпить и закусить), но из общения с очень высококласными профессионалами знаю что они снимают в М. Снял, на просмотре проверил гистограмму и порядок.
14.12.2012 - 02:35:54
 
Владимир Ноздрачев
Яков Реймер Съемка в режиме М это понты и желание запудрить заказчику мозги, если тот присутствует на съемке, показать что фотограф работает, обосновать стоимость заказа. Современные полу проф камеры, а профессиональные и тем более, имеют очень точные датчики замера экспозиции, в крайнем случае можно немного подкорректировать, если это профессионал, то камера у него априори современная и навороченная, в такой ситуации я не вижу смысла пытаться наугад поставить экспо пару и делать несколько дублей.....
14.12.2012 - 17:22:38
 
Яков Реймер
В аидоискателе есть показания замера TTL и даже стрелочка показывающая куда крутить колесо. К тому-же, учитывая яркость объекта (авто черный или белый) можно сразу вводить коррекцию.
14.12.2012 - 23:39:49
 
Валерия заноска
Я когда-то снимала на М постоянно, считая, что это признак "крутости", не только в "студийных" условиях, но ещё на улице, теряла кучу времени - перенастраиваясь.
Сейчас в уличных условиях у меня А, для творчества - М. И экспозиция ещё... Всё просто и хорошо!
24.05.2013 - 11:31:42
 
Сергей Кочнев
пробовал снимать в режиме М получается на улице засвечивает кадр а в квартире тоже плоховато получается снимаю на улице А в помещении С
24.05.2013 - 11:54:03
 
Энди Ти
Режим М в ЦФК сделан для тех, кто точно знает на какой выдержке и при какой диафрагме он хочет снять ЭТО и, главное, что оно ему даст в результате. Для всего остального есть A/(Av) и S/(Tv).
Если же при М "засвециваеткадр" - есть замечательный режим - АUTO... )))
08.07.2016 - 08:39:42
 
Vladimir Zhavoronkov
статья правильная, комментаторов в топку
08.07.2016 - 10:52:29
 
Николай Глазьев
Ну да, покупать аппарат стоимостью автомобиля, чтобы снимать в режиме М. У меня Nikon 7100. В режиме Р диском управления выбирается соотношение диафрагма/выдержка, собственно то, о чём упоминал автор статьи. Если нужно по творческой задумке фотографа - меняйте экспокоррекцию. И самое главное, чтобы быть профи - нужен богатый опыт. Нужно буквально чувствовать, как будет выглядеть снимок при установленных настройка, тогда при любых режимах не будет технического брака.
25.07.2016 - 15:23:21