error
Регистрация

Лучшее - враг хорошего или учимся ретушировать портрет

Рубрика: «Photoshop и ретушь»
Автор: Фаниль Нуриазданов
Опубликовано: 09.08.2016 в 08:18:43

Начинающие любители сталкиваются с тем, что самостоятельно разобраться в том, как использовать возможности фотошопа для ретуши фотопортретов не так уж легко. Но если не стремиться сразу же получить идеальный результат, то ретушь оказывается достаточно простым делом. Как говорится лучшее – враг хорошего.

Часть 1. Лицо без прыщей – это здорово.

Даже один прыщ портит внешний вид и настроение человека, что же говорить, когда их много. Вот перед нами исходная фотография (Рис.1) и ее увеличенный фрагмент (Рис.2). Первое, что приходит на ум – если удалить прыщики, пятнышки, тени под глазами, то лицо модели будет выглядеть значительно лучше. Ну, до чего же эти мелкие дефекты мешают проявлению женской красоты!

Рис.1
Рис.1

Приступим к делу. Первый, самый простой, но очень эффективный, инструмент в деле борьбы с прыщами на лице – это точечная восстанавливающая кисть. Простота и легкость ее использования достигаются благодаря, тому что кисть сама, автоматически, выбирает участок изображения в качестве образца для исправления дефекта. Сохраним настройки инструмента установленные по умолчанию. Для большинства случаев эти настройки являются оптимальными. Так как выполнять ретуширование на исходном изображении рискованно, то неплохо иметь резервное изображение на случай каких-либо ошибок.

Рис.2
Рис.2

Создадим копию фонового слоя - "Слой 1" Для этого используем комбинацию клавиш Ctrl+J. Создадим еще один, теперь прозрачный, слой - "Слой 2" Для этого используем другую комбинацию клавиш Ctrl+Shift+N или, чтоб получить тот же результат, можно щелкнуть внизу панели слоев на значке в виде листка с загибом. В результате Панель "Слои" приобретет вид показанный на Рис.3.

Рис.3
Рис.3

 Использование отдельного слоя "Слой 2" для очистки кожи лица от мелких дефектов, очень хорошая идея. Если что-то пойдёт не так, то мы легко сможем исправить запорченный участок, просто потерев его ластиком, а затем, повторив ретушь заново. Слой "Слой 2" - прозрачный - на нем нет изображения. Для того, чтоб воздействие кистью на этот слой имело эффект, нужно установить опцию «Образец со всех слоев». Опции инструментов располагаются в верхней части окна Adobe Photoshop, под главным меню.

 Следует иметь в виду, что содержимое каждого слоя редактируется независимо от других слоев. В каждый момент времени только один слой является активным, тот который в данный момент выбран и выделен синим цветом. Не забывайте перед использованием инструмента убедиться, что  активен именно тот слой, с которым вы собираетесь работать. Если активен другой слой, то активизируйте нужный вам слой, щелкнув по нему мышью.

 Исправление дефектов кожи лучше всего делать одиночными нажатиями кисти над дефектами. Размер кисти должен быть чуть больше размера дефекта.Для изменения размера кисти удобно использовать клавиши "[" (уменьшение размера кисти) и "]" (увеличение размера кисти).

 В случае продолговатого, протяженного в длину дефекта, можно провести по нему кистью, удерживая нажатой клавишу мыши. Направление движения при перетаскивании курсора кисти играет большую роль, поскольку дает различные результаты ретуши. Точечная восстанавливающая кисть принимает за образец для замены ту область, рядом с которой вы начали перемещение кисти. Поэтому постарайтесь начать восстановление с более чистой зоны кожи. Пробуйте изменить направление движения инструмента в случае неудачи.

 Не следует работать кистью на переходном участке, у самого контура изображения. Так как в таких случаях AdobePhotoshop может взять в качестве образца для лечения дефекта область за контуром и вы получите под кистью резко выделяющееся пятно. В таких сложных случаях, лучше использовать инструмент "Восстанавливающая кисть". А в тех случаях, когда дефект пересекает контур изображения - инструмент  "Штамп".

Рис.4
Рис.4

Качество лечения дефектов в ряде случаев улучшается  при изменении режима смешивания (в меню установки опций инструмента - опция "Режим"). Например, при удалении прыщей, имеет смысл попробовать изменять режим смешивания от «Нормального», установленного по умолчанию, на режим «Замена светлым». В режиме  «Замена светлым» AdobePhotoshop заменит только те пиксели, которые темнее текстуры образца. Например, прыщики обычно темнее, чем основной оттенок кожи и такой режим лучше подойдет для их коррекции. Но если дефекты светлее, чем основной тон кожи, то будет эффективнее использовать режим смешивания «Затемн.».

Закончив с мелкими, точечными дефектами, возьмемся за протяженные. Так, пролегающие под глазами тени можно попробовать убрать той же точечной восстанавливающей кистью. Только следует увеличить соответственно размер кисти и установить режим смешивания "Замена светлым". В некоторых случаях это позволяет быстро получить вполне хороший результат. Но на этом портрете моя попытка убрать тени под глазами точечной восстанавливающей кистью оказалась малоуспешной. Поэтому ластиком я возвращаю прежнее состояние теням под глазами и повторяю попытку, уже используя инструмент "Восстанавливающая кисть ". Восстанавливающая кисть работает более точно, так как требует указания образцового участка на изображении, которое будет использоваться для исправления дефекта. При работе с восстанавливающей кистью для ретуши кожи лица, я обычно устанавливаю следующие настройки:

  • ползунок «жёсткость» - 100%;
  • ползунок «интервалы» - 25%;
  • параметр  «угол» - 125 градусов
  • параметр форма - 80%;
  • в данном случая для лечения теней под глазами я установил режим наложения "Замена светлым".

После завершения исправлении дефектов, с применением обеих кистей, получаем результат представленный на Рис.4 (слева до обработки, справа после).

На этом первый этап ретуширование завершен. В заключение, объединим  "Слой 2" и "Слой 1" в один слой (комбинация клавиш Ctrl+E). Объединенный слой получит имя "Слой 2".

 

Часть 2. Глаза – зеркало души.

Еще с древних времен существует утверждение, что глаза - это зеркало души. А все мужчины твердо знают - женские глаза - это самая выразительная и "говорящая" часть лица. Именно в глазах выражается интеллект, внутренняя энергия, жизнеспособность, индивидуальность. И мы, ни в коем случае, не оставим без внимания глаза нашей модели. На фотографии глаза модели недостаточно освещены, не разглядеть в них сияния,  искорки как-то глубоко запрятались. Наша задача - добиться того, чтоб глаза модели вновь засверкали и засветились.

Рис.5
Рис.5

Начнем с того, что активизируем слой "Слой 2", щелкнув по нему мышью. Увеличим еще больше лицо модели так, чтоб хорошо были видны глаза. Создадим выделенную область на глазах модели. Для этого выберем инструмент "Перо" и этим инструментом прощелкаем вдоль контура радужки левого глаза, пока не замкнем контур. То же самое проделаем со вторым глазом. Далее, внутри одного из замкнутых контуров щелкаем правой клавишей мыши. Раскроется выпадающее меню (Рис.5). В нем выберем пункт меню "Образовать выделенную область". Откроется окно диалога, в котором установим радиус растушевки равным 2 пикселям. Нажимаем кнопку "ОК". Образуются две выделенные области на радужках обоих глаз. Далее копируем выделенные области на новый слой - "Слой 3" (комбинация клавиш Ctrl+J). "Слой 3" делаем активным  и установим для него режим наложения "Линейный осветлитель (добавить)". Этот режим наложения делает радужки глаз светлее и мы теперь видим - чудо сотворилось - глаза модели светятся, искорки в них сверкают, а глаза у модели  - карие (Рис.6).

Рис.6
Рис.6

 На других изображениях, когда, наоборот, глаза модели светлые - можно использовать режим наложения "Перекрытие". Этот режим придаст светлым глазам больше глубины и насыщенности. Вообще, нужно пробовать разные режимы наложения, чтоб получить нужный вам результат.

 Если эффект наложения окажется чересчур сильным, его можно легко ослабить, подобрав нужную степень прозрачности слоя.

 

Часть 3. Гладкая, ровная кожа – мечта каждой женщины.

Всем известно, что идеальная кожа - это основа женской красоты. Чистая, гладкая, приятного оттенка кожа лица - какая женщина не мечтает об этом! И если у нас есть возможность хотя бы на фотографии добиться этого, то мы просто обязаны исполнить ее мечту!

 

Займемся приданием коже модели идеальной гладкости. Первым делом создадим два новых слоя для сохранения в них мелких и чуть крупных шероховатостей на коже лица. Потом они нам пригодятся для придания коже большей естественности. На слое "Слое 2" инструментом "Перо" выделим контур лица, не затрагивая волосы . Щелкаем правой клавишей мыши внутри контура и в выпадающем меню выберем пункт "Образовать выделенную область". В открывшемся окне диалога зададим радиус растушевки равным 10 пикселям. Получим выделенную область. Обратите внимание на то, что мы выделяем только лицо модели. Делаем мы это для того, чтоб, позже, при наложении слоев с шероховатостями обратно на основной слой, они оказали влияние только на лицо модели, но не на остальные части изображения. Дважды копируем выделенную область (дважды набираем комбинацию клавиш Ctrl+J). Получим два новых слоя - "Слой 4" и "Слой 4 копия". Полученное размещение слоев на панели "Слои" представлено на Рис.7.

 

Рис.7
Рис.7

Перейдем на слой "Слой 4 копия" и применим к нему фильтр "Цветовой контраст" (выбрать в главном меню "Фильтр" - "Другое" - "Цветовой контраст..."). В открывшемся диалоге установим параметр радиус равным 1-2 пикселям. Чем меньше радиус, тем более мелкие шероховатости будут выделены.Нужно пробовать разные значения радиуса, подбирая наиболее подходящее. Нажимаем "ОК" и временно отключим видимость этого слоя (щелкаем на значке с изображением глаза с левой стороны строки слоя). То же самое проделываем со слоем "Слой 4".Только для него в диалоге фильтра "Цветовой контраст" установим радиус равным 5-6 пикселям.

Наступает самый интересный момент - получение идеально гладкой кожи. Активируем "Слой 2", щелкнув на нем мышью и копируем его на новый слой - "Слой 2 копия" (комбинация клавиш Ctrl+J). Перейдем на "Слой 2 копия" и применим к нему фильтр "Размытие по поверхности" (в главном меню "Фильтр" - "Размытие" - "Размытие по поверхности...").

Настройки этого фильтра требуют подбора по наилучшему качеству размытия. На разных изображениях параметр "радиус" может меняться в пределах от 15 до 35, а "уровень изогелии" от 15 до 40.  Нажимаем ОК. Не пугайтесь того, что фильтр подействовал целиком на все изображение (Рис.8). Мы сейчас вернем изображению прежний вид. Для этого создадим на нем слой маску, щелкнув внизу панели слоев на значке в виде прямоугольника с кружком, одновременно удерживая клавишу Alt. (Другой способ - через меню "Слои" - "Слой-маска" - "Скрыть все" дает тот же результат). Как видите эффект размытия пропал.

Рис.8
Рис.8

Теперь будем возвращать эффект размытия, но только очень деликатно и только в тех местах и в той степени как нам требуется. Для этого выберем инструмент "Кисть". Размер кисти ставим побольше, чтоб он охватывал достаточную площадь. Параметр  "Непрозрачность" установим 30%. Основной цвет должен быть белым. Обязательно убедитесь, что установлен режим работы с маской. Для этого достаточно кликнуть мышью на миниатюре слоя-маски (черный квадратик) на слое "Слой 2 копия". На Рис.9 он указан красной стрелкой. И начинаем аккуратно водить кистью по лбу, щекам, чуть-чуть по руке модели, постепенно возвращая эффект размытия. Если где-то, вы чувствуете, что переборщили, то исправляем следующим образом. Меняем основной цвет на черный и теперь кисть будет действовать наоборот - с каждым мазком удалять эффект размытия. Вернем кисти основной цвет - белый. Уменьшим размер кисти и пройдемся кистью вдоль границ глаз, губ, у края лица. Будьте  аккуратны - не стремитесь в чрезмерной степени восстановить эффект размытия. Важно сохранять чувство меры. Окончательный результат, после завершения этого этапа, представлен на Рис.10.

Рис.9
Рис.9

Теперь придадим коже модели больше естественности. Наложим на выглаженное лицо немного шума. Предварительно на слое "Слой 2 копия" кликнем мышью по значку с миниатюрой слоя. Применим к этому слою фильтр "Шум". Для этого используем комбинацию клавиш Ctrl+.(здесь - клавиша Ctrl плюс клавиша латинской точки) или в главном меню выбрать "Фильтр" - "Шум" - "Добавить шум...". Установим параметры фильтра. Параметр эффект сделаем равным 7%.Его следует подбирать индивидуально для разных изображений в пределах от 3% до 8%. Параметру распределение установим значение - равномерное, монохромный. Затем немного размоем эффект шума, используя фильтр "Размытие по Гауссу" (выбрать в главном меню "Фильтр" - "Размытие" - "Размытие по Гауссу..."). Параметр фильтра радиус установим 0.3 пикселя. Далее добавим коже шероховатости (тут как раз вступят в дело те два слоя у которых мы отключили видимость). Активизируем слой "Слой 4 копия" (мелкие шероховатости кожи), включим видимость этого слоя (значок с изображением глаза) и установим режим наложения для слоя "Перекрытие".

Рис.10
Рис.10

Тоже самое делаем со слоем "Слой 4" (крупные шероховатости). Скорее всего эффект от слоя с крупными шероховатостями будет слишком сильным. Чтоб ослабить его эффект уменьшим непрозрачность этого слоя до 37% (подбирается опытным путем в каждом случае индивидуально).

 

Часть 4. Губы – последний штрих макияжа и ретуши.

Что чаще всего замечают мужчины на лице женщины? Яркие, красивые губы. Губы манят, завлекают и дурманят мужские головы. Губы – это символ сексуальности. Губы – самая соблазнительная и привлекательная часть женского лица. Женские уста – сколько же раз художники и поэты воспевали их красоту и чувственность.

Все женщины знают, последний штрих макияжа - это губы. То же самое при ретуши портрета. Подбирать оттенок цвета губ, их насыщенность, яркость следует только на завершающем этапе ретуши, в соответствии с окончательным образом модели. Этот тот маленький штрих, который может придать полную гармонию образу или разрушить образ.

На слое "Слой 2 копия" кликнем мышью по значку с миниатюрой слоя. Инструментом "Перо" отметим контур губ и образуем выделенную область с растушевкой 2 пикселя. Создадим новый слой "Слой 5" комбинацией клавиш Ctrl+Shift+N (или щелкнув внизу панели слоев на значке в виде листка с загибом). Делаем этот слой активным. Установим основной цвет красно-оранжевым, например, R=170, G=70, B=30. Заливаем этим цветом губы, используя комбинацию клавиш Alt+Del. Устанавливаем режим наложения для этого слоя "Мягкий свет". Корректируем цвет и насыщенность губ модели - в главном меню выберем "Изображение" - "Коррекция" - "Цветовой тон/насыщенность..." (или используем комбинацию клавиш Ctrl+U). Откроется диалог "Цветовой тон/насыщенность". Установим флажок на параметре "Тонирование" и регулятором  "Цветовой тон" подберем нужный оттенок цвета губ.

Рис.11
Рис.11

Все! На этом процесс ретуширования завершен.

Результат представлен на Рис.11., а на Рис.12 увеличенное изображение.

Сохраняем портрет модели в формате PSD и JPEG. Не торопитесь удалять файл в формате PSD. Возможно, через некоторое время он понадобится вам, если вы решите еще что-нибудь подретушировать в портрете.

Рис.12
Рис.12

Автор: Нуриазданов Ф.Х.

 

 
Просмотры: 13528
 

Комментарии:

Ринат Абдурашитов
Получился другой человек,-это неправильно.
16.12.2012 - 14:47:18
 
Екатерина Балясникова
Это потому что слишком пластиково. Ретушь заметно, особенно под глазами) надо было еще поколдовать с часик)
18.12.2012 - 12:40:07
 
Сергей Боровков
спасибо автору, я попробовал, мне кажется у меня получилось для первого раза неплохо
15.06.2013 - 23:47:10
 
Фаниль Нуриазданов
Спасибо Виталию Шибко! Пропущенный кусок текста вставил (находится перед рис.7, выделен более крупным шрифтом). Прошу извинения у своих читателей.
20.09.2013 - 15:32:52