Спички – казалось бы, кто их только не фотографировал, чего из них только не делали, и все равно они были и остаются притягательным объектом съемки для тех, кто любит фотографию и эксперименты в ней. Пожалуй, и я отнесу себя к последним. И коль уж так, то и я не обошел стороной эти деревянные палочки с серной головкой, изначально призванной привносить огонь в нашу жизнь.
Изначально я толком даже и не представлял себе, что же именно я хочу сделать со спичками. Долгие поиски картинок в Интернете ясно показали мне, что тема не нова, и советов, как их фотографировать, предостаточно. С другой стороны, повторять чей-то опыт мне не хотелось, я желал сделать что-то оригинальное сам. Впрочем, я не думаю, что я являюсь «первооткрывателем» подобного способа фотографирования спичек, но лично я так и не нашел в Сети чего-то похожего, поэтому, хочу поделиться своим опытом, как сделать нечто подобное:
Сначала я фотографировал спичку в обычном вертикальном положении, поджигая ее сверху другой спичкой и делая десятки кадров, надеясь поймать удачный момент. Но все было, скажем так, привычно и банально. Истратив коробок, я плюнул на это дело, ненадолго погрузившись в раздумья. И таки придумал! А именно: я предположил, что спичку надо снимать, как и прежде, в вертикальном положении, но не так, чтобы она стояла, а так, чтобы она висела серной головкой вниз! Придумав, как это осуществить, и сделав пару десятков кадров, я понял, что это именно то, что нужно, потому что если уже сделанный снимок затем перевернуть в графическом редакторе на 180 градусов (то есть из «висячей» спички сделать «стоячую»), то получается крайне красивый эффект стекающего по спичке огня:
А теперь, собственно, как я все это снимал и что для этого использовал.
Заранее должен напомнить вам, что это работа с огнем, а значит, нужно принять максимальные меры безопасности и быть предельно аккуратным, дабы не случилось беды! Более того, я бы настоятельно предложил вам использовать в своей работе менее горючие материалы, что использовал я, но у меня ничего другого под рукой, увы, не оказалось.
И так, что использовал в работе я:
- Низкая тумбочка, на которой я размещал все необходимое для съемок;
- Несколько коробок из-под мелкой бытовой техники, которые использовались в качестве подставок;
- Кусок прямоугольного картона;
- Компакт-диск;
- Клей ПВА;
- Собственно, сами спички;
- Фотоаппарат на штативе.
Тумбочка с поставленными на нее коробками:
Кусок прямоугольного картона, компакт-диск, спички:
Клей ПВА (не обращайте внимания на надпись на непонятном языке, клей из Израиля, и надписи на иврите:) )
Штатив:
Для начала, прикрепляем компакт-диск к картонке при помощи клея ПВА таким образом, чтобы половина диска была «снаружи»:
Спичку мы будем приклеивать с помощью того же клея к той стороне диска, которая будет «выдвинута». Сам по себе диск неплохо держит тепло от горящей спички, хотя, безусловно, надо быть внимательным, чтобы он не оплавился и не загорелся. Мне хватало одной «сидишки» примерно на 30-40 поджиганий до того момента, как он слишком сильно деформировался.
Почему нужно клеить спичку именно на той стороне, что не прикреплена к картонке? Во-первых, таким образом во время съемки край диска не будет лезть слишком «вперед» в кадре, мешая фокусировке, а затем и отвлекая внимание зрителя. А во-вторых, если клей, на котором держится диск на картонке, будет недостаточно высушен (а у меня из-за моего нетерпения он был именно таким), то «болванка» просто отклеится и упадет вместе с горящей спичкой на пол, на котором в лучшем случае ничего не будет. А если ковер или линолеум? Опять же, позаботьтесь о безопасности заранее!
Далее, мы берем спичку, которую будем поджигать, ее «попку» (то есть кончик без серы) макаем в клей, совсем чуть-чуть, чтобы на кончике была капелька, и приклеиваем ее к диску. Придерживаем пальцами в вертикальном положении, слегка дуем, чтобы ПВА подзастыл. Впрочем, клей ПВА имеет достаточно высокую вязкость, и необязательно ждать его высыхания полностью. Когда мы убеждаемся, что спичка не падает, берем картонку с диском и спичкой на ней, переворачиваем, и устанавливаем назаранее поставленные коробки. Выглядит это так:
Общий вид получившегося «сооружения»:
Немного о технической стороне съемки.
Я снимал на мой Canon 550D, сначала на объектив Canon EF-S 55-250mm f/4-5.6 IS на максимальном фокусе, затем на Canon EF 50mm f/1.8 II. Оба этих объектива для макросъемок не очень подходят, но чем богаты, тем и рады.
Фотоаппарат на штативе устанавливается напротив спички, так, чтобы диск был виден с ребра и не отвлекал внимание будущего зрителя. Сам фотоаппарат я перевел в режим серийной съемки с 10-ти секундной задержкой после нажатия кнопки спуска. Это дает нам время подготовиться и более-менее точно зажечь спичку именно тогда, когда надо. При включенном свете наводится фокус на спичку, затем объектив переводится в ручной режим фокусировки, дабы избежать дефокусировки в момент, когда мы нажнем на кнопку спуска. Закручиваем все рычаги на штативе, чтобы избежать дрожания, проверяем еще разок, что у нас в кадре все, что нужно, и выключаем свет в комнате (уличный свет не должен мешать, поэтому я всегда фотографировал в темное время суток). Для удобства работы в темноте я подсвечивал себе фонариком от сотового телефона, который убирал в сторону за пару-тройку секунд до поджигания висячей спички. Готовим еще одну спичку, которая будет «запалом», ну или зажигалку, плавно нажимаем на кнопку спуска, внимательно случаем пиканье фотоаппарата, и за полсекунды до того, как он начнет снимать, поджигаем нашу «фотомодель». Фотоаппарат делает 10 кадров, после чего мы аккуратно задуваем спичку.
Во время съемки можно просто дать огню ползти вверх по спичке, тогда в конечном результате у нас получится эффект его «стекания», или же можно слегка дуть на огонек, и в таком случае в снимках у нас могут получиться «паруса»:
Что касаемо экспозиции: я рекомендую вам самим опытным путем подбирать различные варианты диафрагмы и выдержки, хотя лично я старался сделать достаточно открытую диафрагму (в районе f4-6.3),и мой диапазон выдержек колебался от 1\50 до 1\250 секунды, в зависимости от того, какого результата я хотел получить. Хотя, в большинстве своем результат был непредсказуемым:)
Постобработка. Первое, что я делал, отправив фото в графический редактор, это поворачивал ее на 180 градусов. Пожалуй, именно это и придает фотографиям дополнительный шарм. Обработка заключалась в затемнении фона и зарисовке ненужных пятнышек на нем, небольшая аккуратная игра с яркостью, контрастом и цветом. Все последнее, пожалуй, на ваш вкус, поэтому не буду давать каких-то конкретных советов в этом. Главное, чтобы фото смотрелось эффектно:) Многие мои друзья, видевшие эту серию снимков под названием «Короткая жизнь маленькой спички», отмечали, что видели в огоньках силуэты танцующих женщин. Так что, фотографии должны быть не просто красивыми с технической точки зрения, они должны взывать к каким-либо ассоциациям у тех, кто смотрит их.
В любом случае, я желаю всем удачи, буду рад вашим отзывам, а также не откажусь увидеть и ваши фотоработы со спичками!
Шишкин Марк, https://vk.com/shishkinmark
Комментарии: