Первым его построить предложил ещё в 7 веке до н.э. тиран Периандр, но не одолели. Была построена сухопутная переправа Диолк: волок для кораблей и товаров, вымощенная камнем тропа длиной от 6 до 8,5 км. Её остатки до сих пор находят здесь. Волок был быстрее и безопаснее, чем плавание вокруг пиратского Пелопоннеса. Считают, что такую сухопутную переправу использовали до самого первого века н.э. Она исправно приносила доход Коринфу, так что о канале на время забыли.
Потом сам Юлий Цезарь планировал заняться им, но тут как раз был убит. Калигула (третий император Рима) в 40 году н.э. даже нанял египетских строителей для изучения возможности сооружения канала. Но они пришли к выводу, что Коринфский залив расположен выше Саронического (!) и поэтому строительство может вызвать затопление. Дело не сдвинулось, а самого императора, как ыло заведено у них там, в Риме, убили.
Первым из императоров, который реально попытался- таки канал построить, стал Нерон. Он лично с лопатой в руках обозначил начало работ в 67 году. Римляне тогда привезли около 6 тысяч пленных евреев (помните историю героической израильской крепости Масад времён римско-еврейской войны?). Две их группы начали копать траншеи навстречу с обеих сторон, а третья, на хребте пробивала шахты для определения прочности скалы. Кстати, там же подобные скважины были пробурены здесь снова уже в 1881 г. По словам Светония при Нероне прорыли примерно 700 метров, и проект опять заморозили, поскольку и этот император, как водится, умер.
Канал планировал построить и Димитрий Полиоркет в 3-4 веке н.э., но снова его геодезисты неверно определили уровни прилегающих морей и опять возниклои все те же опасения, что строительство может вызвать затопление больших участков суши и снова от него отказались.
Через много лет, уже в 1687 г., венецианцы, завоевав Пелопоннес, тоже задумались о строительстве, но начать работы не решились.
Наконец, в 1830 г., когда Греция стала независимой, проект был возобновлён. Государственный деятель Иоаннис Каподистриас поручил оценить стоимость проекта, но и снова сумма в 40 млн. золотых франков, определённая французскими инженерами, оказалась слишком высокой, а проект был в который раз отложен.
Уже после того, как в 1869 г. с триумфом был открыт Суэцкий канал, правительство Греции вернулось к злополучному проекту. Подготовительные работы и поиски денег начались в 1870 г., но теперь уже обанкротилась французская компания, которая принимала участие и в строительстве канала Панамского. Тогда было решено организовать работы на условиях концессии. В 1881 г. Международная компания Коринфского морского канала получили исключительные права на его сооружение и последующее управление сроком в 99 лет. Открыл строительство в апреле 1882 года король Георг Первый. Но после 8 лет работ выделенные 30 млн. франков закончились. Были изысканы дополнительные средства и проект передали греческой компании. Наконец, 25 июля 1893 г., Коринфский канал был построен.
Но скоро проявился целый ряд проблем и трудностей с его эксплуатацией. Малая ширина затрудняла навигацию. Высокие каменные стены направляют ветер так, что периодически в канале возникают сильные приливные потоки. Так что многие здешние морские перевозчики им не стали пользоваться. Загруженность канала оказалась ниже запланированной. Ожидали годового объема перевозок порядка 4 млн.т, но к 1906г. он достиг лишь 500 тыс., к 1913 году 1,5 млн.т. А потом по этип перевозкам сильно ударила уже Первая Мировая война.
Другая проблема - это разрушающиеся красивые, но крутые известняковые стены. Здесь часто случаются оползни и обвалы. Иногда стены повреждались и самими кораблями, проходящими по каналу. Для их укрепления более чем на половине длины пришлось уложить около 165 тыс. кубометров кирпичной кладки. Тем не менее обвалы случались и впоследствии. Только лишь в 1923 г. обрушилось 41 тыс.м3 породы и потребовалось два года, чтобы их убрать. С 1893 до 1940 г. канал простаивал в общей сложности четыре года. В феврале 2018 г. случился очередной оползень и движение снова временно останавливалось.
Во Вторую Мировую Войну канал был разрушен, и лишь к 1947 г. удалось возобновить его эксплуатацию.
Комментарии: