error
Регистрация

Коринфский канал. Пелопоннес. Греция. За рамкой кадра из старого архива)

Рубрика: «Личное»
Автор: Юрий Воронов
Опубликовано: 22.11.2019 в 22:44:54

Протяжённость Коринфского канала 6,3 км, глубина 8 м, минимальная ширина всего 21 с лишним метра, а высота скал, в которых он прорезан, достигает целых 90 метров, причём они образуют практически отвесные (порядка 80 градусов) стены. Над каналом проходит железная дорога, автомагистраль и ещё несколько дорог поменьше. В 1988 г. на его концах сооружены погружные мосты, которые опускаются до 8 м ниже уровня моря. Ежегодно по нему проходят тысячи кораблей. Тем не менее считается, что теперь экономического значения канал практически больше не имеет. 

Хотя канал значительно уменьшает 700-километровый морской путь вокруг Пелопоннеса, он слишком узок для океанских кораблей и вмещает суда шириной всего до 18 метров и осадкой до 7 м с небоьшим. Они проходят весь путь по одному, двухстороннего движения здесь нет. Малые суда идут самостоятельно, большие за буксирами.

Но канал красив, а история его создания на редкость драматична и поучительна.

 

Картина судна, проходящего многострадальный канал, завораживает (кликабельно!)
Картина судна, проходящего многострадальный канал, завораживает (кликабельно!)

Первым его построить предложил ещё в 7 веке до н.э. тиран Периандр, но не одолели. Была построена сухопутная переправа Диолк: волок для кораблей и товаров, вымощенная камнем тропа длиной от 6 до 8,5 км. Её остатки до сих пор находят здесь. Волок был быстрее и безопаснее, чем плавание вокруг пиратского Пелопоннеса. Считают, что такую сухопутную переправу использовали до самого первого века н.э. Она исправно приносила доход Коринфу, так что о канале на время забыли.

Потом сам Юлий Цезарь планировал заняться им, но тут как раз был убит. Калигула (третий император Рима) в 40 году н.э. даже нанял египетских строителей для изучения возможности сооружения канала. Но они пришли к выводу, что Коринфский залив расположен выше Саронического (!) и поэтому строительство может вызвать затопление. Дело не сдвинулось, а самого императора, как ыло заведено у них там, в Риме, убили.

Первым из императоров, который реально попытался- таки канал построить, стал Нерон. Он лично с лопатой в руках обозначил начало работ в 67 году. Римляне тогда привезли около 6 тысяч пленных евреев (помните историю героической израильской крепости Масад времён римско-еврейской войны?). Две их группы начали копать траншеи навстречу с обеих сторон, а третья, на хребте пробивала шахты для определения прочности скалы. Кстати, там же подобные скважины были пробурены здесь снова уже в 1881 г. По словам Светония при Нероне прорыли примерно 700 метров, и проект опять заморозили, поскольку и этот император, как водится, умер.

Канал планировал построить и Димитрий Полиоркет в 3-4 веке н.э., но снова его геодезисты неверно определили уровни прилегающих морей и опять возниклои все те же опасения, что строительство может вызвать затопление больших участков суши и снова от него отказались.

Через много лет, уже в 1687 г., венецианцы, завоевав Пелопоннес, тоже задумались о строительстве, но начать работы не решились. 

Наконец, в 1830 г., когда Греция стала независимой, проект был возобновлён. Государственный деятель Иоаннис Каподистриас поручил оценить стоимость проекта, но и снова сумма в 40 млн. золотых франков, определённая французскими инженерами, оказалась слишком высокой, а проект был в который раз отложен.

Уже после того, как в 1869 г. с триумфом был открыт Суэцкий канал, правительство Греции вернулось к злополучному проекту. Подготовительные работы и поиски денег начались в 1870 г., но теперь уже обанкротилась французская компания, которая принимала участие и в строительстве канала Панамского. Тогда было решено организовать работы на условиях концессии. В 1881 г. Международная компания Коринфского морского канала получили исключительные права на его сооружение и последующее управление сроком в 99 лет. Открыл строительство в апреле 1882 года король Георг Первый. Но после 8 лет работ выделенные 30 млн. франков закончились. Были изысканы дополнительные средства и проект передали греческой компании. Наконец, 25 июля 1893 г., Коринфский канал был построен.

Но скоро проявился целый ряд проблем и трудностей с его эксплуатацией. Малая ширина затрудняла навигацию. Высокие каменные стены направляют ветер так, что периодически в канале возникают сильные приливные потоки. Так что многие здешние морские перевозчики им не стали пользоваться. Загруженность канала оказалась ниже запланированной. Ожидали годового объема перевозок порядка 4 млн.т, но к 1906г. он достиг лишь 500 тыс., к 1913 году 1,5 млн.т. А потом по этип перевозкам сильно ударила уже Первая Мировая война.

Другая проблема - это разрушающиеся красивые, но крутые известняковые стены. Здесь часто случаются оползни и обвалы. Иногда стены повреждались и самими кораблями, проходящими по каналу. Для их укрепления более чем на половине длины пришлось уложить около 165 тыс. кубометров кирпичной кладки. Тем не менее обвалы случались и впоследствии. Только лишь в 1923 г. обрушилось 41 тыс.м3 породы и потребовалось два года, чтобы их убрать. С 1893 до 1940 г. канал простаивал в общей сложности четыре года. В феврале 2018 г. случился очередной оползень и движение снова временно останавливалось.

Во Вторую Мировую Войну канал был разрушен, и лишь к 1947 г. удалось возобновить его эксплуатацию.

 
Просмотры: 612
 

Комментарии: