Самый знаменитый снимок американского фотографа Эдди Адамса (Eddie Adams, 1933-2004) показывает, как бригадный генерал вьетнамской армии Нгуен Нгок Лоан расстреливает пленного офицера армии Вьетконга. Снимок конечно страшный и очень выразительный. Страх на лице военнопленного, величавое спокойствие на лице палача. Сейчас грянет выстрел…
Эдди Адамс получил множество наград за этот снимок, среди которых Пулицеровская премия и «World Press Photo award». Но позже он говорил, что жалеет о том, что сделал эту фотографию: «Генерал убил вьетконговца; я убил генерала своей камерой. Простая фотография может стать самым мощным оружием в мире. Люди верят им: но фотографии могут лгать, даже если над ними не проводилось никаких манипуляций. Они говорят только часть правды».
Так в чем же заключается правда, о которой фотография предпочла умолчать? Прежде всего, о личности «жертвы». Ван Лем был капитаном «отряда мстителей». Непосредственно перед изображенным на фотографии событием он и его люди жестоко казнили группу жен, детей и родственников офицеров полиции Южного Вьетнама. 34 убитых было найдено в канаве. Он очень гордился содеянным, говорил о своем служении коммунистическим идеалам, хвастался, что были уничтожены все люди из предварительно составленного им списка. «Моя фотография ничего не говорит о том, что сделали бы Вы на месте генерала, если бы поймали так называемого плохого парня убившего одного, двух или трех американцев», — восклицает Адамс. Не знаю, что сделали бы американцы, но знаю, что делали русские солдаты, когда ловили, скажем, полицаев во время Великой Отечественной Войны.
Ничего не рассказывает фотография и об другом персонаже снимка, генерале Лоане. «Этот парень был настоящим героем», — вспоминал Эдди Адамс. Позже, фотограф лично принес экс- генералу и его семье извинения за вред, который он причинил им своей фотографией.
В 1975 году бывший генерал оставил Вьетнам и поселился в Виржинии, где открыл маленькую пиццерию. Но фотография продолжала преследовать его: на двери его ресторанчика стали появляться надписи типа «Мы знаем кто ты такой», «Убийца!» и так далее. Бизнес пришлось закрыть. В 1998 году Нгуен Нгок Лоан умер от рака.
Не осталась в живых ни одного героя знаменитой фотографии; в 2004 году умер и ее создатель. А фотография продолжает жить, продолжает рассказывать нам об ужасах войны — хотя и не совсем честно.
Комментарии:
камера может и соврать.
Если бы ко всем знаменитоизвестным фотографиям прилагались такие поясняющие факты!
http://www.peoples.ru/military/commander/nguen_loan/
Дайте мне средства массовой информации и я любую нацию превращу в стадо свиней.
Йозеф Геббельс
К сожалению сми было и остается на службе у любого государства, у любой политической системы. Средства массовой информации подают ту или иную ситуацию под нужным углом. Другими словами правда искажается и целые народы принимают поданную информацию, как истинно верную. Грубо говоря вся информация поступающая из официальных источников всегда субъективна.
И это печально. Выходит так что нам никогда не узнать истины.
Но вот что интересно, слова, особенно в настоящее время, не очень действенны и сми призвало на службу фотографию. Расчет был верный, если слова не вызывают доверие, то образ как таковой добьется успеха. И вот, фотография теперь образ, заставляющий людей верить в ту правду какая нужна государству.
Образ способен захватывать умы масс, свергая старые и устоявшиеся.
Когда Соединенные Штаты ввели свой контингент во Вьетнам, у американцев была своя правда по поводу этого события. Причем правда была та, которую навязало правительство. Однако после определенных событий в самом Вьетнаме, отношение к войне у американцев резко поменялось на противоположное. Так что же послужило причиной?
Повлиял образ. Снимок представленный ниже как раз один из таких образов. Сильный и мощный, в последствии из-за них поднялось общественное недовольство в Соединенных Штатах. Движение Хиппи активно принялось устраивать протесты, марши и пикеты.
Так вышло что правительство сильно ошиблось, разрешив журналистам снимать во Вьетнаме все подряд. Это ошибка, за которую пришлось расплачиваться очень долго. Так что теперь государство очень крепко держит в своих руках все возможные сми.
Стоит заметить что «Вьетнамский» синдром сильно изменил не только отношение общества к войне, но и к самой военной службе. Именно с этого момента служба в рядах вооруженных сил Соединенных Штатов стала исключительно контрактной. Вот такая вот сила образа.
Интересно узнать ваше мнение по поводу этой фотографии. Какие чувства она у вас вызывает и какие ощущения?
Eddie Adams
penalty in Saigon
Надо заметить, у господина Адамса выдержка не хуже, чем у генерала Лоана. Чувствуется опытная рука у обоих: никакой "шевелёнки". Даже кажется, что он, Адамс, сейчас щёлкнет фотоаппаратом и потом с облегчением скомандует генералу: "Ok! Firе!".
Вот такие чувства и ощущения вызывает это фото у меня.
Да и чем это фото лучше многих тысяч других фотографий, снятых немцами во время казней партизан и простых мирных жителей на оккупированных территориях СССР? Немецкие фотографии куда пострашнее были. Вот только фотография г-на Адамса была с успехом номинирована на престижные международные премии, а немецкие фотографии стали всего лишь уликами против фашистов и полицаев. Да кто бы додумался премировать фотографов - соучастников военных преступлений?! К американцам, видимо, другая мерка применяется.