error
Регистрация

Иштван Тот - патриарх мировой художественной фотографии

Рубрика: «Мастера фотографии»
Автор: Виталий Тененёв
Опубликовано: 24.05.2014 в 14:12:09

              

Перечисляя незаурядных мастеров, оставивших яркий непреходящий след в истории фотографии, невозможно не упомянуть выдающегося венгерского мастера светописи Иштвана Тота.

Родился Иштван 26 июля 1923 года. Его дедушка и бабушка были простыми крестьянами, но отцу удалось окончить школу, и он работал служащим в ратуше небольшого городка Цеглед под Будапештом. По тем временам это было уже значительным подъемом по социальной лестнице.

По крайней мере, до двадцати лет Иштван даже не помышлял о занятии фотографией. Но, как часто бывает, прозаический случай привел его на фотографическую стезю. Одному из его друзей срочно потребовались деньги, и он уговорил Иштвана купить у него фотоаппарат. За этим последовала другая случайность. Иштвана заинтересовала журнальная статья Фридеша Галлера, известного в те годы венгерского фотографа. Он набрался смелости и отправился к Галлеру в Будапешт просить его о помощи. В лице Галлера молодой Иштван нашел такого мастера, советы которого, как он позднее признавался,  продолжают оказывать влияние на его творчество на протяжении всей жизни.

При этом Галлер был очень строгим наставником и, порой, камня на камне не оставлял от показанных Иштваном фотографий. Но шло время, Иштван упорно трудился, учитывая советы опытного учителя. Однажды Галлер отобрал четыре его работы и посоветовал направить их на национальный конкурс. И, удивительно, но все четыре работы вошли в экспозицию выставки! Это окрылило Иштвана, вселило в него надежду, что и он способен чего-то добиться на этом поприще.

Первым успехом Иштвана, но уже на международной арене стала выставка фотоискусства в Калькутте в 1956 году, где он был удостоен бронзовой медали. Постепенно, от выставки к выставке, Иштван Тот пробивался в первую шеренгу мастеров мировой фотографии.

Широка амплитуда творческих интересов фотохудожника. В молодости он был фотографом-пейзажистом. Его произведения той поры отмечены глубоким проникновением в образ природы, ее состояние. Позднее его стали интересовать социальные проблемы общества, отразившиеся в циклах жанровых фотографий. В частности в цикле работ о жизни венгерских цыган. А уже в зрелом возрасте в течение многих лет Иштван Тот сосредоточенно работал над созданием галереи портретов деятелей культуры и искусства Венгрии, в которой ему удалось запечатлеть немало интересных современников. Для этой работы он отбирал творческих людей, в лицах, в глазах которых отразилась бы их судьба, характер и призвание. Этот масштабный творческий проект получил широкую известность и признание, как в самой Венгрии, так и далеко за ее пределами.

Годы напряженного творческого труда и успешное выступление на множестве международных выставок сделали имя Иштвана Тота известным во всем мире. Он по-прежнему живет в родном Цегледе, хотя мог бы давно переехать в столицу. Мастер остался гордым провинциалом и из провинции покорил весь фотографический мир. И потому его никак невозможно назвать провинциальным фотохудожником. В этой связи в одной из зарубежных публикаций о мастере автор полушутя, но и полусерьезно подметил, что своим творчеством Иштван Тот изменил карту страны и теперь фотографический мир считает Цеглед столицей Венгрии. Вот уж, действительно, не место красит человека, а человек  место!

В  2013 году культурная общественность Венгрии достойно отметила 90-летний юбилей Иштвана Тота. А это более чем подходящая дата чтобы подвести итоги творческой деятельности, окинуть взглядом сделанное. Давайте посмотрим и мы.

Иштван Тот, заслуженный художник Венгерской республики, лауреат национальной премии имени Белы Балаша. В его активе 2237 международных выставок фотоискусства по всей планете – феноменальный результат, не имеющий аналогов. А также около 400 наград всех видов и достоинств, полученных на этих выставках. Он обладатель высшего титула Международной федерации фотоискусства ЮНЕСКО, почетный член десятков зарубежных творческих союзов. И, ничуть не умаляя весомости всего перечисленного, хочу отдельно добавить следующее.

В 1980 году в Нью-Йорке собралось Большое Жюри из ста авторитетных специалистов в области фотографии из разных стран. Им предстояло из десяти предварительно отобранных претендентов выбрать одного и короновать его титулом величайшего мастера фотографии 20-го столетия. В результате голосования пальма первенства была отдана Иштвану Тоту. Так что в настоящее время никто в мире, кроме него, не имеет такого официального звания. Ну, а кто получит такой титул по итогам нынешнего века – решат уже будущие поколения.

Сейчас Иштван Тот по мере сил занимается общественной деятельностью, патронирует Национальную галерею фотоискусства и Творческий союз фотохудожников  Венгрии, встречается с молодежью, интересующейся фотографией. И даже в таком возрасте время от времени берет в руки фотокамеру, но уже современную цифровую. Мне остается только пожелать патриарху мировой художественной фотографии здоровья и еще долгих лет жизни.

Когда Иштван Тот уже вовсю сиял на фотографическом небосклоне я, советский пятиклассник, усиленно пыхтел, стараясь научиться заряжать упрямую пленку в спираль проявочного бачка, и ничего не знал о нем. Позднее, уже в старших классах, листая как-то журнал о Венгрии на русском языке, увидел статью о венгерском фотографе и ряд его поэтичных очаровательных пейзажей. Он был представлен как гордость Венгрии, лауреат престижных международных выставок в разных странах. Блистая утонченным мастерством и изяществом своих черно-белых работ и сам в ореоле славы, он олицетворял собой некоего небожителя. Невозможно было даже мечтать подняться до его уровня нам, заурядным фотолюбителям. Этим фотографом как раз и был Иштван Тот.

Прошло немало лет. Я не только научился ловко вставлять пленку в бачок, но уже мои авторские работы успешно шествовали по странам и континентам, принося мне весомые награды и, как следствие, положение в международном фотографическом сообществе. Много раз я демонстрировал свои работы вместе с Иштваном Тотом на самых авторитетных выставках в разных концах света.

В один прекрасный день, иначе и не скажешь, я достал из своего почтового ящика конверт. Удивлению не было предела – ко мне обращался сам Иштван Тот! Прославленный мэтр сообщал, что Национальная галерея «Фотографическое искусство пяти континентов», попечителем которой он является, по его рекомендации приняла решение о том, что в ее коллекции фотографических произведений должно быть представлено мое творчество. Если я,  конечно, не возражаю. Да, хотелось бы мне посмотреть на того, кто стал бы возражать!

Однако этим наша переписка не ограничилась и сегодня в моей семье бережно хранится стопка конвертов с письмами, полученными от венгерского мастера и все, что он мне подарил.  Следует напомнить, что это было еще в те времена, когда не существовало электронной почты. Нужно было взять лист бумаги написать или напечатать на машинке свои мысли, запечатать в конверт, наклеить марки и отнести его на почту. Но это не тяготило Иштвана. Мало того, он всегда очень аккуратно и гармонично наклеивал красивые тематические марки на свои личные «фирменные» конверты. Это и уважение к адресату, да и художник – художник во всем. Кстати, только при переписке я узнал, что личные послания мастер подписывает размашистым автографом, совсем не так, как свои работы. Поэтому показываю интересующимся этот его автограф в первозданном виде под его собственным портретом в начале статьи.

Считаю большой удачей, что мой творческий путь в фотографии пересекся с такой легендарной личностью, какой является Иштван Тот. Полагая, что о нем должны узнать и другие поклонники художественной фотографии, я написал эту статью и приложил к ней подборку работ из созданной им галереи портретов видных деятелей искусства своей страны.

               Виталий ТЕНЕНЁВ, фотохудожник международного класса

                                  Фотографии из личного архива автора.                   

      

      

       

 

 

 

БЕРНАТ АУРЕЛЬ, живописец и график
БЕРНАТ АУРЕЛЬ, живописец и график
"СТАКАН ВОДЫ"  (БАРЧАИ ЕНО, художник, профессор)
"СТАКАН ВОДЫ" (БАРЧАИ ЕНО, художник, профессор)
ВЕН ЭМИЛЬ, художник
ВЕН ЭМИЛЬ, художник
БЕНЦЕ ЛАСЛО, художник
БЕНЦЕ ЛАСЛО, художник
ИШТОКОВИЧ КАЛЬМАН, художник
ИШТОКОВИЧ КАЛЬМАН, художник
БОРШОШ МИКЛОШ, скульптор
БОРШОШ МИКЛОШ, скульптор

 

СЕРВАТИУС ЙЕНО, художник
СЕРВАТИУС ЙЕНО, художник
ВИШКИ ЯНОШ, художник
ВИШКИ ЯНОШ, художник
ДЕРИ ТИБОР, писатель, поэт, драматург
ДЕРИ ТИБОР, писатель, поэт, драматург
ИЗОБЕЛ БЕЛА, художник
ИЗОБЕЛ БЕЛА, художник
ЭРНО ТОТ, скульптор
ЭРНО ТОТ, скульптор
 
Просмотры: 4893
 

Комментарии:

Artur Stern
На исходе минувшего столетия несколько международных информационных центров обратились к ряду авторитетных исследователей истории светописи из разных стран с просьбой назвать имена десяти самых выдающихся мастеров художественной фотографии ХХ века. В результате были получены разные перечни имен, но в каждом из них непременно были названы: Педро Луис Раота, Ансел Адамс, Йозеф Судек и Иштван Тот. Такое единодушие убедительно говорит само за себя и не нуждается в дополнительных комментариях.
Особенно ценно то, что нам предложен не перепост чужих мыслей, а авторский текст мастера, который сам неоднократно демонстрировал свои работы вместе с двумя из упомянутых корифеев и поднимался вместе с ними на пьедестал почета престижных смотров фотоискусства в разных странах мира. И если, как справедливо было отмечено в комментариях, его пост об аргентинском мастере Педро Луисе Раоте, действительно, является лучшим в русскоязычном Интернете, то этот пост о венгерском мастере вообще единственный на русском языке в нем. К тому же, приятно сознавать, что и сам заслуженный и титулованный автор вместе с нами здесь, на этом сайте «ФотоКто»!
30.09.2016 - 15:50:55