error
Регистрация

Интервью с классиком фотографии Анри Картье-Брессоном (рубрика "Вдохновение")

Рубрика: «Личное»
Автор: Сергей Андрейчук
Опубликовано: 13.09.2014 в 19:47:49

Предлагаю вашему вниманию перевод с классиком фотографии, Анри Картье-Брессоном. Интервью было записано в 1958 году для грампластинки Famous Photographers Tell How.

интервью с фотографом

Анри Картье-Брессон: Для меня фотография – это одновременное признание значимости события, а также определение в долю секунды точной его формы, которая придает этому событию особую выразительность. Я верю, что человек думающий, познав себя, одновременно открывает для себя окружающий его мир, который может его менять, и на который он сам может оказать влияние. Между внутренним миром человека и миром внешним должно быть равновесие. В результате постоянного влияния друг на друга, два этих мира сольются в один. И именно этот, единый мир стоит раскрывать (на фотографии).

Но это только содержание фотографии. Для меня содержание неотделимо от формы. Под формой я понимаю строгую геометрическую организацию линий, фактур и значений. Только в такой организации наши эмоции и замыслы становятся конкретными и понятными. В фотографии визуальная организация – это результат развитого чувства. В первую очередь, я должен отметить, что это правило, которое я установил для себя сам, некая дисциплина, но не школа… Что-то очень личное. И я думаю, что мы не можем отделять предмет наших мыслей от того, в какой форме мы их выражаем.

Фотография – это отчасти умственный процесс. Мы должны знать, о чем мы хотим рассказать. Наше мнение, что мы думаем о конкретной ситуации, конкретной проблеме. Фотография – это способ сделать зарисовку наших мыслей, записать их. Видимую форму этих мыслей мы можем ежедневно узнавать в окружающем мире. Мы должны быть внимательны и знать, когда наступит решающий момент. А затем доверить все интуиции. Это инстинкт. Мы не знаем, почему именно в этот конкретный момент нужно нажать на кнопку. Момент наступил. Слови его. Все сложилось как нужно, не хватает только шанса, поэтому ты должен заставить шанс работать на тебя.

интервью с фотографом

интервью с фотографом

В фотографии очень мало творчества. Художник творит, как и писатель, а фотографу нужен решающий момент. Я это видел, я был там.

В 1930 году, когда я начал фотографировать, фотографических журналов почти не было, не было рынка. Я снимал то, что было мне интересно, или поражало меня. Я вел своего рода дневник. Я до сих пор его веду. А позднее появились журналы. Работая репортером, нужно всегда работать на себя, выражать свои мысли. Редакции журналов обеспечивают возможность оказаться в гуще мирового события, и у фотографа появляется шанс рассказать большой аудитории об этом событии со своей собственной позиции

И: Влияет ли на ваше отношение к фотографии работа на большую аудиторию? Или вы по-прежнему следуете собственным принципам, той же интуиции?

Анри Картье-Брессон: Я доверяю интуиции. Знать, какая позиция необходима журналу, конечно, нужно, но не работать на редакцию, а работать на себя и событие.

И: В своих фотографических эссе вы рассказали о разных странах. Приехав в страну, вы живете там некоторое время?

Анри Картье-Брессон: Невозможно просто приехать и уехать. Нужно время, чтобы понять людей, почувствовать место действия. О каждой стране заранее складывается какое-то представление, но когда приезжаешь в нее, это представление может измениться в лучшую или в худшую сторону, и никогда не следует отражать свое прежнее, неверное представление на фотографиях. Конечно, о себе говорит и реальность, и ваши впечатления. Важно, что первое впечатление всегда свежо, как при первой встрече с незнакомым человеком. Может быть, позднее вам покажется, что вы что-то неправильно поняли. Потому что не заметили чего-то, какой-то улыбки, чего-то важного, в чем заключался дух этой страны.

И: Не могли бы вы привести пример? Вы работали в Индии, в стране, о которой у Запада сформировалось какое-то экзотическое представление. Изменилось ли оно, когда вы впервые туда попали, и как это представление повлияло на вашу работу и подход к людям?

Анри Картье-Брессон: Осмысление приходит не сразу, а постепенно, оно не внезапно. Оно не может быть внезапным: нужно пожить в стране, узнать людей, наладить отношения, оказаться с людьми на равных. Нельзя сразу судить о людях, нужно познакомиться с ними, быть доброжелательным. Людей нужно любить. Нельзя быть злым, нельзя быть жестким, нельзя быть грубым, потому что это вернется. Можно выражать все свои эмоции: шутить, поражаться, не быть снисходительным – любые чувства.

И: То, что получится в итоге, будет зависеть от отношения фотографа? Каков ваш подход – вы привозите много фотографий одного события или человека, или чего-то ждете?

Анри Картье-Брессон: Не существует четких правил, все зависит от случая. Нужно быть мягким и гибким одновременно, ориентироваться на месте.

И: Говорят, вы никогда не кадрируете фотографии. Что вы можете сказать об этом?

Анри Картье-Брессон: О кадрировании? У фотографа должно быть чувство геометрии форм. Мы работаем не только со временем, но и с пространством. Фотограф выбирает как решающий момент, так и нужное место. Я подхожу ближе или дальше, подмечаю необходимый акцент, и если отношения между линиями, их взаимодействие слаженно, я делаю кадр. Если композиции нет, кадрированием и другими способами ее не улучшить. Если фотография посредственна, она останется посредственной даже после кадрирования. Она уже снята, ничего не изменить.

И: И здесь, наверняка, все зависит от вашей интуиции? Она должна работать на вас в полной мере…

Анри Картье-Брессон: Да. И методы не абстрактны. Их нельзя избегать. У каждого фотографа свои собственные методы, он должен знать их, чтобы уметь передать то, что он хочет передать. Не существует абстрактных правил: нужно знать о свойствах объективов, и это не так сложно. Этому быстро учатся. Подобно как и машинист не смотрит на кнопки, когда печатает текст. Уже научившись большой скорости печати, он сконцентрирован только на том, что должен напечатать. Так и здесь. Не нужно использовать экспонометр, нужно определять, сколько потребуется света. Повар не взвешивает соль в граммах, прежде чем посолить пирог. Он определяет ее количество инстинктивно. Так и здесь.

И: Я думаю, это относится ко всем формам творческого выражения. Техника должна быть отработана до инстинкта.

интервью с фотографом

интервью с фотографом

Анри Картье-Брессон: Да. Думаю, что так.

И: Как фотограф вы наверняка стремитесь донести какое-то сообщение, как и любой художник?

Анри Картье-Брессон: Да, общение со зрителем очень важно. Хочется что-то дать и, в то же время, знать, что меня поняли. Это не признание. Признание…успех опасен. Успех можно навредить фотографу.

И: Каким образом?

Анри Картье-Брессон: Успех, в какой-то мере, также несправедлив, как его отсутствие. Важно другое. Когда что-то даешь, для тебя важно, чтобы это приняли. И, на самом деле, если ты любишь, тебя не отвергнут, твоя любовь будет принята. Вот что для меня общение. Отдавать что-то…

И: Отдать и получить за это награду.

Анри Картье-Брессон: Да. Но не признание.

И: Не могли бы вы рассказать о технических моментах своей работы?

Анри Картье-Брессон: Мне не нужна высококлассная техника. Практически всегда мне нужен только 50 мм, очень светосильный объектив, потому что я никогда не знаю, где мне придется снимать – в темной комнате или при ярком свете солнца.

И: Компактность стала очень важна… компактные камеры…

Анри Картье-Брессон: Это очень важно. И люди тебя практически не замечают. Практически все сцены можно снять на 50 мм. Иногда, особенно для пейзажей, нужен объектив 90 мм, поскольку он не захватывает неинтересный передний план. Но выбор объектива никогда не происходит заранее. Все зависит от объекта. Он направляет фотографа. Фотограф видит кадр, признает определенный геометрический порядок и изучает сам объект.

Мне часто задают один и тот же вопрос. «У вас есть любимая фотография?» Должен сказать, что интересна та фотография, которую ты еще не снял. Важно думать о следующем сюжете. Фотография – это стиль жизни. Для меня камера является продолжением глаза. Я всегда ношу ее с собой. Но в фотографии все зависит от жизни и отношения к ней. Все зависит от нас самих.



Источник: http://www.si-foto.com/intervyu-s-fotografom-veka-anri-karte-bresson-o-fotografii/


Интервью с классиком фотографии Анри Картье-Брессоном (рубрика "Вдохновение") - №1
Интервью с классиком фотографии Анри Картье-Брессоном (рубрика "Вдохновение") - №2
Интервью с классиком фотографии Анри Картье-Брессоном (рубрика "Вдохновение") - №3
Интервью с классиком фотографии Анри Картье-Брессоном (рубрика "Вдохновение") - №4
Интервью с классиком фотографии Анри Картье-Брессоном (рубрика "Вдохновение") - №5
Интервью с классиком фотографии Анри Картье-Брессоном (рубрика "Вдохновение") - №6
Интервью с классиком фотографии Анри Картье-Брессоном (рубрика "Вдохновение") - №7
Интервью с классиком фотографии Анри Картье-Брессоном (рубрика "Вдохновение") - №8
Интервью с классиком фотографии Анри Картье-Брессоном (рубрика "Вдохновение") - №9
Интервью с классиком фотографии Анри Картье-Брессоном (рубрика "Вдохновение") - №10
Интервью с классиком фотографии Анри Картье-Брессоном (рубрика "Вдохновение") - №11
Интервью с классиком фотографии Анри Картье-Брессоном (рубрика "Вдохновение") - №12
Интервью с классиком фотографии Анри Картье-Брессоном (рубрика "Вдохновение") - №13
Интервью с классиком фотографии Анри Картье-Брессоном (рубрика "Вдохновение") - №14
Интервью с классиком фотографии Анри Картье-Брессоном (рубрика "Вдохновение") - №15
Интервью с классиком фотографии Анри Картье-Брессоном (рубрика "Вдохновение") - №16
Интервью с классиком фотографии Анри Картье-Брессоном (рубрика "Вдохновение") - №17
1954 Москва, В метро
1954 Москва, В метро
1954 Москва, В столовой для строителей, Отель Метрополь
1954 Москва, В столовой для строителей, Отель Метрополь
1954 Москва, В Третьяковской галерее
1954 Москва, В Третьяковской галерее
1954 Москва, В Третьяковской галерее1
1954 Москва, В Третьяковской галерее1
1954 Москва, В Третьяковской галерее2
1954 Москва, В Третьяковской галерее2
1954 Москва, ВДНХ
1954 Москва, ВДНХ
1954 Москва, ГУМ, Первый велосипед
1954 Москва, ГУМ, Первый велосипед
1954 Москва, Зрители на трибунах стадиона Динамо во время спортивного праздника
1954 Москва, Зрители на трибунах стадиона Динамо во время спортивного праздника
1954 Москва, Пешеходный переход
1954 Москва, Пешеходный переход
1954 Москва, Уличная сценка
1954 Москва, Уличная сценка
1954 Москва, Утро на Красной Площади
1954 Москва, Утро на Красной Площади
1954 Москва, Церковь в Сокольниках
1954 Москва, Церковь в Сокольниках
1954 Москва, Цирк
1954 Москва, Цирк
1954 Москва, ЦПКиО им
1954 Москва, ЦПКиО им
1954 Москва, Шляпка (сценка в магазине)
1954 Москва, Шляпка (сценка в магазине)
1972 Москва, У прилавка магазина на Арбате
1972 Москва, У прилавка магазина на Арбате
1973 Ленинград, В преддверии встречи 1-го мая
1973 Ленинград, В преддверии встречи 1-го мая
 
Просмотры: 4520
 

Комментарии:

delete (id72729)
Сергей, очень вам благодарен за ту просветительскую миссию, которую вы на себя взяли.
Знакомство с творчеством Анри Картье-Брессона - это азы, с которых должен начинать всякий фотограф. Без них трудно постичь суть фотографии как искусства, как способа самовыражения...
15.09.2014 - 21:27:56
 
delete (id90236)
Спасибо, Серёжа! Именно его работы меня и вдохновили выйти на улицу и не боясь снимать людей!
это стало для меня любимой темой в фотографии...наблюдать и снимать.
16.09.2014 - 14:22:37
 
Alexandr Zykov
Сергей, спасибо! Это классика, которая никогда не станет неактуальной. Высший пилотаж увидеть необычноев самом что ни на есть обыденном
03.10.2014 - 10:24:20
 
Ольга Пусова
Каждый снимок - история! Хочется его рассмотреть, потрогать и подслушать о чём говорят люди в кадре, на что они смотрят, когда смеются, о чём думают и мечтают.
03.10.2014 - 10:24:35
 
Андрей Пашис
Фотография – это способ сделать зарисовку наших мыслей, записать их.
С этим можно поспорить:)
Познавательно фотография передаёт мгновенную форму:)
Дискурс, мышление -- это протяжённый во времени процесс...
03.10.2014 - 14:57:04
 
Тарасенко Владимир
Спасибо
05.10.2014 - 11:02:21
 
Виктория Павлова
Сережа, спасибо! Работы мастера можно пересматривать бесконечно и находить в них постоянный источник вдохновения... В который раз бесконечная Вам благодарность за Ваши старания приблизить нас к настоящей фотографии.
05.10.2014 - 14:58:50
 
delete (id93876)
Очень интересно! Спасибо!
05.10.2014 - 22:43:09
 
delete (id115151)
Брессон велИк... Спасибо!..
06.10.2014 - 08:57:47
 
Станислав Сорокин
жанровая съемка это сила.Сейчас народ не поймет фотографа - будет коситься с подозрением . мне так кажется. Спасибо Сергей, очень тронуло.
06.10.2014 - 14:22:55
 
Николай Староверов
Сергей, большое спасибо за приглашение. Когда смотрю фотографии 50-х годов, вспоминаю родителей, когда они были молодыми. Да, и , вообще, у этого времени есть что-то трогательное... Ещё раз спасибо!
07.10.2014 - 18:43:13
 
Ирина ***
Огромное спасибо,Сергей за интересный материал!!Мне всегда нравилось изначально снимать людей(может в силу своей профессии -педагог),а снимая на улице -очень захватывает сам процесс,но некоторым людям это не нравится, но порадовало меня,когда одна женщина ,увидев снимок (на сайте одноклассников), признала свою подругу детства,с которой не виделись давно, жаль,что та обозналась,но очень была та девушка похожа,Стараюсь не навязывать камеру людям,и конечно спрошу разрешения,если понравится мне какой- то человек или животное, а частенько как бы втихаря снимаю ,Но ещё раз спасибо ,Сергей!
25.10.2014 - 20:06:38