error
Регистрация

Художники-тени

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Саша Ниманд
Опубликовано: 03.12.2012 в 12:18:33

Одна из самых важных творческих потребностей – потребность в поддержке. К сожалению, получить её не так просто. В идеале нас должна поддерживать прежде всего семья, а затем постепенно расширяющийся круг друзей, учителей и доброжелателей. Тех, кто лишь начинает пробовать себя в искусстве, нужно поощрять не только за успехи и достижения, но и за пробы и усилия. Большинство художников, увы, не получили этой ранней поддержки. Из-за этого они подчас и не догадываются, что способны творить.

Очень редко родители говорят: «Попробуй и посмотрим, что получится» – в ответ на творческие порывы их отпрыска. В то время как поддержка была бы гораздо более уместной, они предостерегают. Робкие юные художники, добавляя родительские страхи к своим собственным, часто оставляют солнечные мечты о творческой карьере, чтобы поселиться в сумеречном мире сожалений. Именно там, между мечтой о действии и боязнью неудачи, рождаются художники-тени.

В голову приходит Эдвин, несчастный маклер-миллионер, у которого единственная радость в жизни – коллекция изобразительного искусства. Щедро одаренный, он с детства только и слышал, что родители ожидают от него финансовой карьеры. На двадцать первый день рождения отец подарил ему место на бирже. Сын так и остался маклером. Теперь тридцатипятилетний Эдвин очень богат и очень беден. Творческую самореализацию за деньги не купишь.

Окружая себя художниками и их картинами, он похож на ребёнка, прижавшегося носом к витрине кондитерского магазина. Он очень хотел бы проявить себя творчески, но считает, что это чужая привилегия, к которой ему нечего и стремиться. Щедрый человек, он недавно сделал подарок одной художнице, взяв на себя её расходы за целый год, чтобы она смогла посвятить все время осуществлению своих мечтаний. При этом глубоко усвоив, что слово «художник» неприменимо к нему, Эдвин не может сделать такой же подарок самому себе.

Эдвин такой не единственный. Слишком часто творческие порывы ребёнка остаются незамеченными или подавляются. Нередко родители с лучшими намерениями пытаются воспитать в своем чаде более практичные качества. «Опомнись и перестань парить в облаках», – одно из самых распространенных наставлений. Или: «Ты никогда ничего не добьешься, если будешь продолжать фантазировать».

И вот маленьких художников заставляют думать и поступать как маленьких адвокатов и врачей. Редкая семья, наслышавшись мифов о голодающих живописцах и поэтах, советует детям все-таки выбрать искусство и постараться сделать карьеру именно в этой сфере. Если речь вообще заходит о поддержке, детям посоветуют относиться к искусству, как к увлечению, пестрой мишуре по краям серьезной жизни.

Карьера в искусстве, по представлению многих семей, существует где-то за гранью социальной и материальной реальности: «Искусством и за свет не заплатишь». В результате если ребёнка и поощряют в потенциальном выборе искусства как профессии, то просят делать это «практично».

Эрин, одаренному педиатру, было уже далеко за тридцать, когда она начала испытывать навязчивую неудовлетворенность своей работой. Не зная точно, в каком направлении приложить усилия, она стала адаптировать для экрана детские книги, пока однажды ей не приснился вещий сон о брошенном ребёнке – её собственном внутреннем художнике. Прежде чем стать педиатром, Эрин была талантливой студенткой художественного вуза. Почти двадцать лет она подавляла в себе творческие порывы, тратя силы на помощь другим. Теперь, почти в сорок лет, она поняла, что пришло время помочь и самой себе.

Такие истории случаются слишком часто. Начинающих художников уговаривают стать учителями рисования, скульпторов – преподавать лепку людям с физическими недостатками. Молодых писателей подталкивают в сторону адвокатуры – профессии, требующей владения словом, или медицины – потому что они сообразительны. И ребёнок из врожденного рассказчика превращается в способного психотерапевта, который только и делает, что слушает чужие истории.

Слишком напуганные, чтобы самим заняться творчеством, и обычно с заниженной самооценкой, не позволяющей признаться хотя бы себе, что они мечтают об этом, такие люди становятся художниками-тенями. Они следуют за творческими личностями, заявившими о себе. Не способные распознать в себе творческое начало, которому они так завидуют у других, они нередко встречаются или вступают в брак с людьми, настойчиво делающими карьеру в искусстве.

Когда Джерри ещё не мог найти выхода из творческого тупика, он встретил Лизу, талантливую, но бедную художницу. «Я твой самый преданный поклонник», – твердил он ей. А вот чего он не сказал ей сразу, так это что сам всегда мечтал стать кинорежиссером. Он собрал даже целую библиотеку книг о кино и жадно глотал специальные журналы по режиссуре. Но предпринять какие-нибудь шаги к осуществлению своей мечты ему было страшно. Вместо этого он отдавал все свои силы и время Лизе и её художественной карьере. С его помощью дела у нее пошли в гору. Она зарабатывала все больше и больше и становилась все известнее. А Джерри так и оставался на распутье.

Когда Лиза предложила ему пойти на режиссерские курсы, он отделался отговоркой: «Не каждый может заниматься искусством».

Творческие люди любят себе подобных. Художники-тени тянутся к своему племени, но не осмеливаются заявить о своих прирожденных правах. Очень часто именно смелость, а не талант заставляет людей заняться творчеством. А других людей недостаток смелости вынуждает стать художником-тенью, прятаться от света и бояться, что, выставив свою мечту напоказ, они вдребезги разобьют её.

Художники-тени часто выбирают себе теневую карьеру, близкую к желанному искусству, даже параллельную ему, но все же не само искусство. Франсуа Трюффо по этому поводу утверждал, что кинокритики – это режиссеры, которые не нашли выхода из творческого тупика; он добавлял, что и сам находился в таком тупике, когда был критиком. Вполне возможно, он прав. Писатели по призванию нередко занимаются журналистикой или рекламой; это позволяет им пользоваться своим даром, не делая решительных шагов к литературной карьере. Прирожденные актеры становятся администраторами труппы и получают огромное удовольствие, даже следуя за своей мечтой на некотором расстоянии.

Кэролин, сама талантливый фотограф, сделала успешную карьеру, которая не принесла ей счастья, продвигая другого фотографа. Джин, которая больше всего на свете хотела писать сценарии художественных фильмов, занялась тридцатисекундными рекламными роликами. Келли желала стать писателем, но боялась относиться к творчеству серьезно и преуспела, представляя «по-настоящему» творческих людей. Каждая из этих женщин – художник-тень, и все они должны были поставить самих себя и свои мечты на первый план. Они и сами это знали, но не могли осмелиться. Их растили, готовя к роли художника-тени, и им самим требовалось бы осознанно работать над собой, чтобы избавиться от такой незавидной роли.

Нужно быть очень сильной личностью, чтобы сказать родителям-деспотам, исполненным благих намерений, или же просто деспотам: «Минуточку! Я тоже творческий человек!». В ответ можно услышать именно то, чего мы так боимся: «А с чего ты это взял?». Конечно, начинающему художнику нечего ответить. У него есть только заветная мечта, предчувствие, побуждение, желание. Очень редко находятся веские доказательства, но мечта-то продолжает жить.

Как правило, художники-тени годами безжалостно ругают себя за то, что не последовали за мечтой. И такая жестокость лишь заставляет их оставаться в тени. Не забывайте, что художнику просто необходима забота. А художники-тени именно этого и недополучили. При этом, несмотря ни на что, они все же обвиняют самих себя в трусости.

Искажая дарвиновскую теорию детерминизма, мы убеждаем себя, что настоящий художник может пережить любые невзгоды и все же отыскать свое истинное призвание, как голубь, которые вопреки всему возвращается домой. Все это бред сивой кобылы. Настоящие художники рожают детей слишком рано или слишком много, слишком бедны или слишком далеки – в культурном либо материальном смысле – от того окружения, в котором перед ними открылась бы возможность стать тем, кем они являются глубоко в душе. Такие художники-тени, ставшие ими не по своей вине, слышат отдаленный зов мечты, но не могут пробраться через культурный лабиринт, чтобы отыскать её.

Для художников-теней жизнь – бесполезное времяпрепровождение, отягощенное ощущением бесцельности и невыполненных обещаний. Они хотели бы писать. Рисовать. Стать актерами, композиторами, танцорами… Но они боятся относиться к себе серьезно.

А именно этому им придется научиться, чтобы выйти из тени на свет. Осторожно и обдуманно им нужно заботиться о своем творческом ребёнке. Творчество – это игра, но для художников-теней учиться способности к игре – тяжелый труд.

 
Дж. Кэмерон "Путь художника"
 
Просмотры: 947
 

Комментарии:

Сергей Че. (S.Che.)
Прочитал...расстроился...пойду кофе пить!
31.05.2013 - 08:19:38
 
Саша Ниманд
Не надо расстраиваться ))) Надо творить ))) Кстати третий раз начинаю проходить этот тренинг и все никак ))) Видимо и правда надо в связке )
А что конкретно расстроило?
31.05.2013 - 09:02:06
 
Сергей Че. (S.Che.)
Меня расстроило, то что мои родители не заметили что люблю и умею рисовать! А у нас художественная школа была прям напротив школы в которой я учился!
Как же мне эти знания сейчас пригодились!

P.S. Поделюсь информацией! Вышли две книжки:"Искусство. Почему это шедевр" и "Фотография. Почему это шедевр". Рекомендую.
Вчера их смотрел - расстроился. Сегодня это прочитал - расстроился. В общем, пришла идея, как использовать свежекупленную БДСМ маску...теперь осталось получить пинок под...
а за окном ветер, дожди и +10
31.05.2013 - 14:05:56
 
Саша Ниманд
Родители много не замечают. Мне кажется у всех такие травмы. Мне безумно хотелось научиться рисовать тоже. Я попросила маму отдать меня в кружок, но у нас все свелось к тому что "набор окончен, и водить тебя не кому". Мне было семь лет и больше я не просила. Уж так повелось по два раза не прошу.
Моя дочь тоже в шесть просилась рисовать, я честно признаюсь, к началу учебного года, я забыла, но я приперлась в это образовательное учреждение, и пропихнула ее в группу... она походила полгода, и заявила, что ей не нравиться, и она вообще передумала рисовать. Ну тут уж воля ее... заставлять не стала.
В школе я писала стихи и рассказы в стол... я просто считала, что они не кому не нужны и явно безобразны. Каким же удивлением я узнала, что и моя мать (!!!!) и моя учительница по литературе была крайне возмущены моим поступлением на факультет психологии.... в тайне от меня все дружно читали мой графоманский бред....

Я у той же Кемерон прочитала интересную мысль, а том, что на самом деле творческие личности друг друга поддерживают, делятся идеями, дарят друг другу свои проекты. И это действительно так... просто человеку свойственно окружать себя "поганками", и потом хандрить без поддержки и одобрения... Злые мы стали... это печально...

...а насчет пинка... вот какого рода вам нужен пинок? ))) Тут скорее не пинок нужен, а единомышленник, готовый поддержать... тогда все и заладиться... А по мне так используйте маску чем быстрее тем лучше, не лишайте себя этого удовольствия ))))
31.05.2013 - 14:20:21
 
Сергей Че. (S.Che.)
"Тут скорее не пинок нужен, а единомышленник, готовый поддержать... тогда все и заладиться" - очень правильная мысль!!! Я сейчас сделал для себя вывод - нельзя выпадать из фототусовки. Как только из неё выпадаешь, сразу находяться поводы для лени и т.д.! Начинается писанина в интернете, вместо реальных фотосъёмок.
Но маской не могу не хвастануть :) http://orgazm24.ru/catalog/maski-kljapy-kistochki-oshejniki-bdsm/2073/maska-i-klyap-chernye-lover-s-headgear-2737-03-bx-se/
31.05.2013 - 15:55:40
 
Саша Ниманд
Вот-вот ))) Я и про тоже ))) Вот типа некоторое Гриши...он же не париться и не зарывает свой "талант"... активно его пиарит )))

К сожалению относительно маски восторгов разделить не могу. ))) На вкус и цвет как говориться ))) Но желаю продуктивно проаттачить ее к композиции )))
31.05.2013 - 15:59:44
 
Сергей Че. (S.Che.)
Спасибо))
Как элемент БДСМ мне эта маска неинтересна - мне интересно наблюдать как чувствуют и ведут себя люди, скрыв лицо за маской, различными масками.
У меня есть простая белая маска - я не поверил, когда её примерил - она меняет восприятие внешнего. Это правда прям мистика какая то. Не зря же маски издревне используют, и именно в ритуалах изначально
31.05.2013 - 17:46:33
 
Сергей Че. (S.Che.)
Ну Гриша, это кадр)) Он просто не предполагал, что на Юханова нарвётся)))))))))
Хотя полностью поддерживаю то, что с фотографом у которого не выложено ни одной фотографии разговаривать не о чем.
31.05.2013 - 17:49:25
 
Саша Ниманд
Да маски это очень здорово, я сама одну все делаю уже год наверное ))) Я мечтаю про маску доктора Чумы, нашла на ебее, стоят относительно не дорого )))
Да и вообще, после последнего отснятого материала в сторону фотика как то не смотрится... выжила и на том спасибо )))
02.06.2013 - 17:00:22
 
Сергей Че. (S.Che.)
Это нормально - каждый периодически хочет свой фотоаппарат выкинуть в окно!
02.06.2013 - 18:35:57
 
Саша Ниманд
Ну зачем портить технику, если руки кривые )))) Не правильно это ))))
03.06.2013 - 11:58:26
 
Сергей Че. (S.Che.)
У меня в детстве была пластинка про Чебурашку))
Он пришёл попросить гвоздей, а ему отвечают что есть только кривые гвозди! Тогда он просит дать ему ещё и кривой молоток.
- зачем?
- забивать кривые гвозди))
03.06.2013 - 15:39:24