Между художественным произведением и нехудожественным (артефактом) существует порою незаметная (особенно в фотографии), но качественная разница. А именно - в художественном произведении присутствует художественный контекст, а в артефакте – такого контекста нет. Артефакт как любое нехудожественное творение рук человеческих пребывает в объективной реальности, объективной среде, среде безусловных раздражителей. Тогда как художественное творение, художественный контекст – это принципиально субъективная реальность, субъективная среда условных раздражителей. Сотворение художественного произведения – это по сути дела перенос артефакта, или его образа, или же образа любого природного предмета и явления из объективной среды – в среду субъективную. С соответствующим превращением оного из безусловного раздражителя в условный.
Художественность в отличие от НЕхудожественности – это, прежде всего другая реальность. Но реальность не просто не существующая объективно, а, наоборот – реальность существующая, но существующая - предположительно. То есть – сотворенная художником. Всякий образ (в том числе и фотографический), перенесенный в художественный контекст (художественную среду) – становясь художественным произведением, приобретает некое предположительное качество. Каковое он, может быть, и не имел в объективной среде, пребывая в ней в качестве безусловного раздражителя.
Художественный контекст может подразумеваться, как это в большинстве случаев бывает в художественной фотографии. И тогда последняя приобретает некое эстетическое звучание: в ней видится красота, тайна, глубина, вызывающая у зрителя ассоциативный ряд. В этом случае одна и та же фотография может быть одновременно документальной и художественной. В зависимости от того, как она подается автором. Но есть в фотографическом искусстве направление, где художественный контекст ни только явно видим, но он еще и специально выделяется фото-художниками как главный мотив произведения. Для этого используются особенные технические приемы. К такому направлению можно отнести пикториальную фотографию. Она возникла, можно сказать, вместе с обычной фотографией. О ней написано много, и всякий, кто заинтересуется ею, может погуглить.
Творческая манера, в которой работаю я (а именно – фотоживопись) можно отнести к пикториальной фотографии. Да и сам термин фотоживопись – чуть ли ни калька с термина пикториальный. Живописный эффект в моем творчестве достигается так же при помощи технического приема. А именно - снимается отражение в особенной зеркальной пленке. Пленка может быть волнистой, и тогда изображение получается подобным отражению в пруду, или иной водной поверхности, тронутой, скажем, ветерком. В этом случае отражающиеся от зеркала лучи света остаются быть прямыми, изображение хоть и деформируется, но остается быть фотоГРАФИЧЕСКИМ. Гораздо более живописный эффект достигается, когда поверхность зеркала покрыта микроскопическими прозрачными «призмами», в которых преломляются прямые лучи. И тогда из каждого луча света образуется спектр радуги. Все эти переломленные лучи перемешиваются между собой, как в палитре живописца, образуя причудливые, порою невероятно красивые цветовые сочетания. А само первоначальное изображение из фотоГРАФИЧЕСКОГО трансформируется в фотоЖИВОПИСНОЕ.
Эта техника, развиваясь, безусловно, в русле пикториальной фотографии, максимально приблизилась по своей цветовой изобразительности к станковой живописи. Тем не менее – живописью как таковой не стала. Поскольку между моим творческим продуктом и творческим продуктом живописца, не смотря на чуть ли ни абсолютное внешнее сходство – различие принципиальное. Которое, как мне думается, и нет надобности преодолевать. Ибо в фотографии есть то, чего нет и в принципе быть не может в обычной живописи. Об этом я и попытаюсь порассуждать дальше.
художественная и не художественная фотогрфия
Популярные статьи:
Комментарии: