error
Регистрация

Голос Мери: из истории фотооткрытки...

Рубрика: «Личное»
Автор: Михаил Давыдов
Опубликовано: 20.12.2014 в 23:45:28

                                 Голос Мэри – из истории фотооткрытки…

 

 

Несмотря на широкое распространение компьютеров и мобильной связи,  вряд ли сегодня найдётся человек, которому не было бы приятно получить под Новый год или на Рождество почтовую поздравительную открытку. Даже просто подержать её в руках –  удовольствие: какое-то тепло исходит, уютно становится.

Думаю, те же самые чувства испытывали люди и в золотой век почтовой открытки, которая называлась тогда – открытое письмо, cartepostale. Это время 1900-х годов. Россия входила  во Всемирный почтовый союз, и по стране циркулировали сотни тысяч самых разных открыток, как российского, так и иностранного происхождения. То же самое происходило и в Европе. Это было время, когда открытки выпускались во всем мире самыми большими тиражами.

В 1894 году министром внутренних дел Российской Империи, в ведении которого находился и почтовый департамент, было разрешено выпускать почтовые открытки частным предприятиям. До этого момента монопольное право на их выпуск имело только  почтовое ведомство. Самые разные российские предприниматели и организации с энтузиазмом взялись за это. Так появилась открытка, имеющая внешний вид,  который нам привычен – с картинкой на лицевой стороне. До этого времени картинка размещалась на обратной стороне открытки - там,  где отправителем писалось послание,  а на лицевой ее стороне размещался только адрес. А еще раньше, на первых открытках, появившихся на российской почте в 1870-е годы, картинок на открытках не было вовсе.  

Открытки были двух видов: художественные репродукционные, на которых воспроизводились живопись или рисунки, и фотооткрытки  с  воспроизведенными фотографиями. Больше всего издавалось открыток с видами разных городов и достопримечательностей. Но было много «открытых писем» с детскими и женскими портретами:  все – с мягким овалом лиц и плеч  (худощавость совсем не в моде!), с открытым взором иногда чуть улыбающихся глаз. Смотреть с вызовом или намеренно высокомерно, как в современных журналах, модель, позировавшая фотографу,  не могла себе позволить: это считалось дурным тоном… 

Сейчас, когда смотришь на эти старинные открытки, чувствуешь, каким особым обаянием веет от них. Они являются не только документами, отразившими быт и харктерные черты своей эпохи, но и настоящими произведениями искусства.  

Русские художники работали над созданием эскизов для открыток. Это: Е. Бём, К. Маковский, А.Бенуа, Л.Бакст, Н.Рерих, И.Билибин, М.Добужинский, А.Остроумова-Лебедева и другие.

Одним из крупных заказчиков открыток была Община святой Евгении (сноска 1). С этой общиной (сноска 2) сотрудничали многие русские художники. На обратной стороне такой открытки указывалось, в пользу какого благотворительного общества она была издана, а доходы от её продажи шли на дела милосердия. Именно Общиной святой Евгении к  празднику Рождества Христова 1898 года, отмечавшегося 25 декабря (старого стиля), были выпущены первые рождественские открытки в России.

А с 1904  в Санкт-Петербурге стало издаваться первое иллюстрированное ежемесячное издание об открытках, оно так и называлось «Открытое письмо».

Конечно, всё, что отправитель писал на обратной стороне, мог прочитать,  любой человек, к которому открытка попадала в руки. Но это, видимо, нисколько не смущало отправителя. Не нарушим никаких этических норм и мы, если прочитаем два открытых письма. Авторская пунктуация частично сохраняется.

«Дорогой Феня! Как давно ты не писал ведь с 30-го января нет писем, неужели нет свободной минутки, или ты мстишь мне за что-то, это жестоко. Почему же не пишешь? Ах мужчины, холодные сердца, застывшие души! Противный народ мужчины! Я тоже не могу тебе писать – мне тяжело это время, может быть, не веришь? Если ты не будешь писать я умру. Я знаю, что вас перевезли и… приблизительно знаю… Не находишь ли ты Феня сходство этой открытки с одной из твоих знакомых? Мама пишет Гари (?) здоров и… Ну вот и все пока. До свидания». (исходный текст прилагаю, смотрим ФАЙЛ № 1в конце публикации) На открытке с этим текстом не видно почтового штемпеля, поэтому точную дату и год, в котором она была отправлена по почте, назвать нельзя. Но совершенно точно можно  сказать, что эта открытка выпущена до 1917 года, а автор этих строк писал их еще до революции, употребляя в письме буквы «ять» и «ер».

Обращает на себя внимание одна очень интересная деталь: автор этих строк не имея возможности выслать адресату свою фотографию, а может быть, и не желая этого, посылает специально подобранную им фотооткрытку с удивительно лирическим портретом совсем юной девушки, намекая на внешнее сходство - как мне кажется, именно с собой - и напоминая о себе таким образом (смотрим ФАЙЛ №2).

А вот еще одно cartepostale написанное тоже до 1917 года. «Милый Лёшенька! Почему не пишешь, ведь ты отлично знаешь, что мне скучно, тем более теперь праздники и погода такая скверная, дождик льёт без конца. Милый славный хороший Лёшенька, не забывай меня, а тётя Берта тоже не приехала, послала мне телеграмму, но я ничего не понимаю, что она мне  писала. Ленка спит у себя, тоже не хочет сидеть у меня, а я одна тоже не могу, пойду хоть на вокзал с письмом, время скорее пройдёт. Желаю тебе всего хорошего и целую твои губки и шейку. твоя Мери».(Смотрим  ФАЙЛ № 3)(сноска 3).

Вот так  немного мелодраматично и сентиментально с нами говорит  Мэри. Несмотря на некоторую театральность настроения, которую мы чувствуем в этих посланиях, эти письма выглядят очень живыми и искренними, они написаны на одном дыхании… А такие черты как мелодраматизм и сентиментальность присущи не только далёкой Мери лично, но и обществу предреволюционных 1900-х годов в целом, наряду с такими чертами как жёсткость и прагматизм, нигилизм и вера в утопии…

Продолжение следует…

 

Сноски:

1. Память святой преподобномученицы Евгении отмечается Русской Православной Церковью накануне Рождества Христова – 6 января (по новому стилю).

2. Община святой Евгении – Община сестёр милосердия, основанная под эгидой Петербургского попечительного комитета о сёстрах Красного Креста в 1882 году.  Изначально она состояла из 12 сестер милосердия, имевших опыт работы во время войны. Такое своё окончательное название она получила в январе 1893 года. Сёстры милосердия общины участвовали в военных действиях в Русско-японскую, Балканскую и Первую мировую войны.

С 1896 года при Евгеньевской общине было создано издательство, которое выпускало художественные почтовые открытки. Средства от их продажи шли на поддержание больниц, курсов сестёр милосердия и другие благотворительные цели.

3. Эти письма публикуются впервые с момента их написания.

 

 

Михаил Давыдов.

(открытки из моей личной  коллекции)

 

 

 

001
001

Письмо неизвестной на обратной стороне упоминаемой открытки с фотопортретом (файл 2)

002
002

Портрет, упоминаемы в тексте первого письма

003
003

Письмо Мери

004
004
005
005
006
006

Очень распространённый сюжет. Старинная лав-стори)

007
007
008
008
009
009
010
010

Весьма распространённые фотопортреты милых женских головк. Интересно посмотреть на работу фотографа. Но и работа ретушёра здесь тоже отчетливо видна. Ретушь фотографий была востребована в то время, многоие русские художники подрабатывали ретушёрами, например, Иван Крамской, который писал позже, что ему как портретисту очень помогла эта работа, потому что он видел, как свет ложится на лицо при разном освещении.

011
011

Над портретом надпись: "Для мужчины, желающаго быть победителем, нет непобедимой женщины".

Причёска по моде 1900-х годов в стиле модерн.

012
012
 
Просмотры: 1403
 

Комментарии: