Голос Мэри – из истории фотооткрытки…
Несмотря на широкое распространение компьютеров и мобильной связи, вряд ли сегодня найдётся человек, которому не было бы приятно получить под Новый год или на Рождество почтовую поздравительную открытку. Даже просто подержать её в руках – удовольствие: какое-то тепло исходит, уютно становится.
Думаю, те же самые чувства испытывали люди и в золотой век почтовой открытки, которая называлась тогда – открытое письмо, cartepostale. Это время 1900-х годов. Россия входила во Всемирный почтовый союз, и по стране циркулировали сотни тысяч самых разных открыток, как российского, так и иностранного происхождения. То же самое происходило и в Европе. Это было время, когда открытки выпускались во всем мире самыми большими тиражами.
В 1894 году министром внутренних дел Российской Империи, в ведении которого находился и почтовый департамент, было разрешено выпускать почтовые открытки частным предприятиям. До этого момента монопольное право на их выпуск имело только почтовое ведомство. Самые разные российские предприниматели и организации с энтузиазмом взялись за это. Так появилась открытка, имеющая внешний вид, который нам привычен – с картинкой на лицевой стороне. До этого времени картинка размещалась на обратной стороне открытки - там, где отправителем писалось послание, а на лицевой ее стороне размещался только адрес. А еще раньше, на первых открытках, появившихся на российской почте в 1870-е годы, картинок на открытках не было вовсе.
Открытки были двух видов: художественные репродукционные, на которых воспроизводились живопись или рисунки, и фотооткрытки с воспроизведенными фотографиями. Больше всего издавалось открыток с видами разных городов и достопримечательностей. Но было много «открытых писем» с детскими и женскими портретами: все – с мягким овалом лиц и плеч (худощавость совсем не в моде!), с открытым взором иногда чуть улыбающихся глаз. Смотреть с вызовом или намеренно высокомерно, как в современных журналах, модель, позировавшая фотографу, не могла себе позволить: это считалось дурным тоном…
Сейчас, когда смотришь на эти старинные открытки, чувствуешь, каким особым обаянием веет от них. Они являются не только документами, отразившими быт и харктерные черты своей эпохи, но и настоящими произведениями искусства.
Русские художники работали над созданием эскизов для открыток. Это: Е. Бём, К. Маковский, А.Бенуа, Л.Бакст, Н.Рерих, И.Билибин, М.Добужинский, А.Остроумова-Лебедева и другие.
Одним из крупных заказчиков открыток была Община святой Евгении (сноска 1). С этой общиной (сноска 2) сотрудничали многие русские художники. На обратной стороне такой открытки указывалось, в пользу какого благотворительного общества она была издана, а доходы от её продажи шли на дела милосердия. Именно Общиной святой Евгении к празднику Рождества Христова 1898 года, отмечавшегося 25 декабря (старого стиля), были выпущены первые рождественские открытки в России.
А с 1904 в Санкт-Петербурге стало издаваться первое иллюстрированное ежемесячное издание об открытках, оно так и называлось «Открытое письмо».
Конечно, всё, что отправитель писал на обратной стороне, мог прочитать, любой человек, к которому открытка попадала в руки. Но это, видимо, нисколько не смущало отправителя. Не нарушим никаких этических норм и мы, если прочитаем два открытых письма. Авторская пунктуация частично сохраняется.
«Дорогой Феня! Как давно ты не писал ведь с 30-го января нет писем, неужели нет свободной минутки, или ты мстишь мне за что-то, это жестоко. Почему же не пишешь? Ах мужчины, холодные сердца, застывшие души! Противный народ мужчины! Я тоже не могу тебе писать – мне тяжело это время, может быть, не веришь? Если ты не будешь писать я умру. Я знаю, что вас перевезли и… приблизительно знаю… Не находишь ли ты Феня сходство этой открытки с одной из твоих знакомых? Мама пишет Гари (?) здоров и… Ну вот и все пока. До свидания». (исходный текст прилагаю, смотрим ФАЙЛ № 1в конце публикации) На открытке с этим текстом не видно почтового штемпеля, поэтому точную дату и год, в котором она была отправлена по почте, назвать нельзя. Но совершенно точно можно сказать, что эта открытка выпущена до 1917 года, а автор этих строк писал их еще до революции, употребляя в письме буквы «ять» и «ер».
Обращает на себя внимание одна очень интересная деталь: автор этих строк не имея возможности выслать адресату свою фотографию, а может быть, и не желая этого, посылает специально подобранную им фотооткрытку с удивительно лирическим портретом совсем юной девушки, намекая на внешнее сходство - как мне кажется, именно с собой - и напоминая о себе таким образом (смотрим ФАЙЛ №2).
А вот еще одно cartepostale написанное тоже до 1917 года. «Милый Лёшенька! Почему не пишешь, ведь ты отлично знаешь, что мне скучно, тем более теперь праздники и погода такая скверная, дождик льёт без конца. Милый славный хороший Лёшенька, не забывай меня, а тётя Берта тоже не приехала, послала мне телеграмму, но я ничего не понимаю, что она мне писала. Ленка спит у себя, тоже не хочет сидеть у меня, а я одна тоже не могу, пойду хоть на вокзал с письмом, время скорее пройдёт. Желаю тебе всего хорошего и целую твои губки и шейку. твоя Мери».(Смотрим ФАЙЛ № 3)(сноска 3).
Вот так немного мелодраматично и сентиментально с нами говорит Мэри. Несмотря на некоторую театральность настроения, которую мы чувствуем в этих посланиях, эти письма выглядят очень живыми и искренними, они написаны на одном дыхании… А такие черты как мелодраматизм и сентиментальность присущи не только далёкой Мери лично, но и обществу предреволюционных 1900-х годов в целом, наряду с такими чертами как жёсткость и прагматизм, нигилизм и вера в утопии…
Продолжение следует…
Сноски:
1. Память святой преподобномученицы Евгении отмечается Русской Православной Церковью накануне Рождества Христова – 6 января (по новому стилю).
2. Община святой Евгении – Община сестёр милосердия, основанная под эгидой Петербургского попечительного комитета о сёстрах Красного Креста в 1882 году. Изначально она состояла из 12 сестер милосердия, имевших опыт работы во время войны. Такое своё окончательное название она получила в январе 1893 года. Сёстры милосердия общины участвовали в военных действиях в Русско-японскую, Балканскую и Первую мировую войны.
С 1896 года при Евгеньевской общине было создано издательство, которое выпускало художественные почтовые открытки. Средства от их продажи шли на поддержание больниц, курсов сестёр милосердия и другие благотворительные цели.
3. Эти письма публикуются впервые с момента их написания.
Михаил Давыдов.
(открытки из моей личной коллекции)
Комментарии: