Короткое предисловие. Я не первый, задумавшийся о первом шаге фотолюбителя. Были фотографы, намного раньше высказавшиеся, - и неплохо! – на эту тему. Итак, что мы имеем? Человека, который оказался очарован какой-то фотографией на выставке или в интернете, и вдруг ему сказали или он сам понял, что в его силах сделать нечто подобное. Но с чего начать? Идти к другу-фотографу? Да, конечно. А если «под рукой» нет такого желанного друга? Что ж, тоже не беда. Начните с этого сайта, или, на худой конец, с какого-нибудь другого фотосайта, которых теперь много в сети. Я побывал на очень многих из них. Некоторые сайты просто ангажированы разными компаниями-производителями техники и лезут из кожи вон в безудержной пропаганде своих благодетелей. Другие пытаются «соблюдать приличия» и дают шансы всем брендам. Я, со своей стороны, как читатели, естественно, понимают, тоже заглядываю в видоискатель камеры определенной фирмы, и фирма эта меня (пока что, во всяком случае) вполне удовлетворяет. Некоторые рассуждения о камерах. Многие фотолюбители настоятельно рекомендуют задумавшимся о фотографии людям, пока они ещё «не в материале», начинать с мыльницы – в той или иной мере, но не слишком, продвинутой цифровой фотокамеры (ЦФК), или с суперзума. И только, пройдя эту, с позволения сказать, «школу», убедившись в достаточной глубине увлечения, начинать думать об изменении, дополнении и улучшении своего парка фототехники. С подобными рекомендациями, с десятками их я сталкивался и на форумах, и на «Ответах» всякого рода. Хочу заметить, что я категорически не согласен с такими убеждениями, но никогда я не старался отвечающего на чей-то вопрос переубедить на месте. Это бесполезно. Возможно, сам человек начинал с камеры-обскуры и вот – пришел к профессиональной зеркалке. И этот путь длиной в годы он считает наиболее прямым и коротким. Мой путь от взявшего в руки камеру мальчишки до фотолюбителя, понявшего, чего он хочет, занял около года, при том, что я начал со старинной фотокамеры, которой снимал мой отец, и которую, в силу этого, я считал верхом совершенства. Я был готов для увлечения фотографией. Мой отец был фотолюбителем, и я обязан был познать всё, что он умеет! Ну, вот, пожалуй, и всё моё предисловие.
Начнем с того, что мыльница – это недорогая камера с достаточно зуммированным объективом и вполне ограниченными при этом другими возможностями (например, крошечный сенсор или, как его называют, матрица). Мыльницы – это особый вид камер, у них есть определенные особенности, и работу с ними я не рискнул бы называть начальным этапом становления фотографа, после которого идет следующий этап – съемка ЦФК со сменной оптикой, в т.ч. зеркальными цифровыми и пленочными (да-да! пока ещё это возможно!) фотокамерами. Цифровая мыльница, как правило, это совершенно «самодостаточная» камера, к которой весьма трудно присоединить или прикрепить что-нибудь дополнительное. На некоторых таких камерах, к примеру, даже отсутствует резьба для светофильтров на объективе и так наз. горячий башмак для солидной вспышки. Некоторые мыльницы зуммируются только особой кнопкой и никак – руками. На некоторых камерах просто отсутствует – не предусмотрено - кольцо фокусирования. Если камера что-то делать, скажем, конструктивно не может (например, снимать движущиеся макрообъекты хоть с какого-то расстояния в 15-20 см, а может только с одного-двух сантиметров от передней линзы объектива), то, значит, надо будет смириться с тем, что данный вид съемок этой камере в принципе недоступен, или будет связан с непомерными трудностями. Снимать поясные портреты на мыльницу по меньшей мере самонадеянно. Зато для съемки пейзажей, не слишком крупного макро эти ругаемые мыльницы вполне подходят. При достаточном количестве пикселей на матрице, эти камеры годятся для пересъемки документов, и в ряде случаев просто заменяют собою сканер из-за скорости работы и оперативности «разворачивания на месте» - в архиве, в библиотеке и др. местах.
Сколько помню себя с фотоаппаратом в руке, столько помню зеркальную камеру. Нет, я снимал и простейшими камерами, и дальномерками, хорошими притом. И даже со сменными объективами. Объективов, впрочем, особенно, хороших, для ФЭДа, Зоркого, Киева было не достать. А если достать, то не купить. Объективы же, идущие в комплекте с зеркальными камерами Зенит, Практика и другими, были весьма хороши. Зеркальная фотокамера была много десятилетий вожделенной мечтой всех фотолюбителей. Мне с моим зеркальным Зенитом-Е завидовали все фотографы-любители моей школы. Казалось, что Зенит с его скромнейшими техническими параметрами может всё. Пошли расходы, отказы от завтраков в школе, от платы за транспорт в школу (я учился в спец. школе в центре Москвы) – всё во имя покупки чего-то ещё – спускового тросика, удлинительных макроколец, меха, светофильтров. Родители иногда подкидывали что-то на хобби. Так появились штатив, вспышка, увеличитель! Я фотографировал каждый день! Снимал сначала одну пленку за два дня, потом одну – за день, потом – две за день. Воистину – хочешь друга разорить – подари ему фотоаппарат! И я соответствовал этому афоризму до кончиков волос. Дом превратился в грандиозную трехкомнатную фотолабораторию и лавку химреактивов. Собственно, темная комната – это была ванная. И я пускал туда едва ли не по письменному заявлению и ещё ограничивал время пребывания там.
В общем, перечислять все мытарства нет смысла. Перехожу дальше.
В 2004 году, когда ЦФК были во много раз слабее нынешних супермонстров, мне пришло в голову некое откровение, и я прямо на форуме (эх, жаль, умер форум! Хорош был – это мой первый) брякнул: «Зеркалки умирают, как умирают паровозы – красавцы, но бесполезные, с негодным КПД. Вся загвоздка инженеров в том, что нет 3-мегапиксельных видоискателей, ёмких батарей и скоростной памяти. Как только это создадут, исчезнет необходимость в механизме привода зеркала, в призме, в матовом стекле, Возрастет скорость затвора, его ресурс – в разы! И ещё через десяток лет зеркалке надо будет поставить памятник из чистого золота от благодарных фотолюбителей.
На меня «кричал» весь форум! Что я чайник, что я ничего не понимаю в фото и что никогда фотографы не откажутся поглазеть на объект перед съемкой «вживую» - через зеркало и призму.
Это было время, когда зеркальная фотокамера Konica-Minolta Dynax 5 Digital на 6 мегапикселей ещё только «маячила», а в релиз никак не выходила. И ничто не говорило о скорой и преждевременной кончине это славной фирмы фотоаппаратов. Что останется ей ещё только одна модель – Konica-Minolta D7D– и всё...
Я ещё пытался плыть против этого течения, но безрезультатно. Все остались при своих мнениях.
И вот… Я оказался прав. Так всё и началось – с электронного видоискателя на 1 Мегапиксель и дальше - больше. Все ведущие бренды начали выпускать беззеркальные камеры и камеры с неподвижным зеркалом. Только всё произошло намного раньше, чем я пытался предугадывать.
Ой, я так отвлекся от темы «с чего начать»…
Итак. Я считаю, что начинать … НУЖНО! Скорее! Рынок современных камер наполнен изумительными представителями нано- пико- фемто-технологий. Никто, конечно, не собирается ставить памятник – да ещё из золота – зеркальной камере и первому инженеру, когда-то её создавшему, но объективно – некоторые современные беззеркальные камеры по качеству результата достигли зеркалок, и по некоторым параметрам уже превзошли их. Для них теперь создается и выпускается парк новейшей оптики, аксессуары, вспышки и все атрибуты, которые ранее были наиболее характерны именно для зеркальных камер. Однако, зеркальные ЦФК принесли с собой ещё одну абсолютно не известную пленочникам проблему – пыль. При каждой смене объектива поток воздуха «засасывает» к затвору мельчайшие – в несколько микрон – пылинки, которые при срабатывании затвора влетают и садятся на матрицу. Эти пылинки настолько малы, что они не оседают на землю или пол – они летают вместе с потоками воздуха в помещении – сопротивление воздуха превышает их массу. Это при том, что на пленочной камере «матрица» меняется на новую с каждым нажатием спусковой кнопки, и скромные пылинки, попадающие на эмульсию, меняются на новые каждый раз.
В общем, рынок на такой спрос отреагировал адекватно. Сейчас за хорошую сумму от 1000 до 3000 рублей можно приобрести комплект и многократно чистить матрицу.
Псевдозеркалка, особенно современная, со сменной оптикой, хороша, мне кажется, тем, что она, при некотором навыке, может делать то же самое, что и зеркалка по качеству и поначалу, это кажется дешевле, а ещё она вместится в дамскую сумочку, не утяжелит багаж (если нет объективов), да и сменные объективы для псевдозеркалки будут иметь меньший объем и вес из-за конструктивных особенностей камеры. Проблемы появятся при съемке со вспышками, так как встроенные или пристегивающиеся малюсенькие вспышечки – это вообще-то безобразие с точки зрения качества результата, и не на всякую «псевду» поставишь большую внешнюю вспышку – может не быть т.н. горячего башмака. Бывает, конечно, получаются неплохие фото, но встроенная вспышка резко ограничивает расстояние съемки, к тому же точечная природа её света… Встроенной, правда, можно запускать внешние вспышки, которые могут видеть запускающий импульс. Кстати, многие от сложных до простых вспышки этот импульс от камеры – видят.
Так. Приостанавливаю этот мой труд. Могу отослать любознательных к статье Мих. Афанасенкова «О бедной зеркалке замолвите слово». Когда-то эта статья, попавшись на глаза, произвела впечатление своей доступностью, логичностью и убедительностью. Сказать, что там было что-нибудь новое для меня – любителя с сорокалетним стажем – скорее не было, чем было, хотя, впрочем, некоторые мои заблуждения ему удалось рассеять. Вот ссылка на этот материал: http://afanas.ru/video/photo_zer.htm Вот сейчас открыл её, и снова едва не зачитался.
Комментарии:
Уважаемый Andrew Shlykoff! Слава Богу, нашлись "комментаторы" моей писанины! Спасибо Вам за адекватное отношение!
Впрочем, мне показалось, Вы прочитали мой пост не до конца внимательно. В самом начале я сказал, что категорически не согласен с "рекомендателями мыльниц". Конечно же, камера должна быть на вырост! Мой первый Зенит. а было мне 12 или 13 лет был настолько на вырост, что я продал уже третий или четвертый Зенит ( только не "Е", а Зенит-122) , когда купил себе Минольту Динакс 7000i - тоже, кстати, оказалось, на вырост. Ни в коем случае не рекомендую для обучения игре на фортепиано покупать пианино-шкатулку для дамских украшений с пружинкой и музыкой - ту самую мыльницу, которая якобы все знает за нас.
С другой стороны, человек, ничего не знающий о фотографии, так же точно не знает, что выбирать и как. Как пишут в форумах "Хочу недорогую камеру, чтобы снимать ночью качественно, и чтобы видео было ХайДеф". Что советовать? Думающий начинающий фотолюбитель только отчасти может себе представлять задачи, которые он собирается решать. Участие в конкурсах, выставках? Мне кажется, что такую планку имеет право себе поставить человек с хоть каким-то мало-малейшим результатом. Мало знаю профессионалов, посещающих такие форумы и сайты. Как говорят, главное отличие профессионала от любителя в том, что любитель меняет деньги на фотографии, а профессионал - фотографии на деньги. Профессионалу просто НЕКОГДА тут сидеть. Его ждут клиенты, объекты, компьютер, Фотошоп, офис. Что ему до нас? ИМХО.
И третье. Ставим задачу. Я, к примеру, хочу снимать природу, пейзажи. Какую камеру Вы посоветуете, Кэнон или Никон? А если ещё и портреты? Понятно. что вопрос до некоторой степени нелепый. Любая камера из разряда просьюмерок умеет снимать пейзажи. Но не всякая из них потянет художественный портрет. Но уж зеркалки-то вообще умеют всё! Весь вопрос упирается в ОПТИКУ! Таким образом, поставленная начинающему фотографу задача приобретения камеры в конце концов упрется в объектив. Но не в бренд или модель. От цен на этот вид фотооборудования и пляшут большинство грамотных рекомендателей.
Мне написал один профессиональный фотограф о том, что он однажды решил обновиться и продать свою камеру-трехлетку, чтобы купить новую. И, взяв её в руки, вдруг осознал, что за минувшие три года он только-только успел её хоть как-то понять. Это я к чему? А! К профессиональному росту. Профессионал, если это не халтурщик на площади с утра до вечера, всегда стремится к росту своего мастерства.
Теперь чуточку житейского опыта, так сказать, индивидуальная статистика. У молодого фотолюбителя 99 процентов кадров - люди. Друзья, родня, семья. Пейзажи - изредка, как барбариска после обеда. Да и, кстати, можно догадаться, что вся автоматика нынешних камер привязывается именно к фотографированию людей: поиск людей в кадре, смайл-шаттер, даже экспозиция привязана к определению отраженного человеческой кожей света.
Значит, задачу, которую ставит себе молодой фотограф, в значительной степени можно даже предсказать. И не надо это делать с помощью совершенно лишнего вопроса в решении задачи о выборе камеры! Это я не Вам, конечно, но, к сожалению, люди частенько буквально "умничают", спрашивая "А что вы хотите фотографировать?" Я хочу фотографировать марки. И точка. Хорошо. Вот тебе зеркалка - любая - и вот тебе макрообъектив, комплементарный к ней. Или фикс с макрокольцами. Кстати, этим макриком можешь снимать пейзажи, портреты, натюрморты - чего только душа пожелает.
Или, наслушавшись умных бесед фотографов, человечек спрашивает: "Я хочу купить тушку, но не кит. Говорят, что кит - барахло. А какой объектив вместо кита вы можете посоветовать?"
Господи! Статистика Кэнона и Никона говорит о том, что значительно больше половины купивших зеркалку кит, до конца жизни камеры так им и фотографируют! Только отдельные, глубоко проникшиеся любовью к камере фотолюбители тратят дополнительные - огромные - средства на пополнение своего техно-фото-парка. Слава им! И опять же, есть весьма грубое, почти ненормативное определение некоторых фотолюбителей - фотоонанисты. Это люди, стремящиеся из своей техники выжать всё до последней капли и даже больше, занимающиеся этим каждый день без выходных; люди готовые позором покрыть любого, у кого камера не его фирмы и не его модели, люди, только занимающиеся сравнением его камеры с камерой "соперника". Я так же чуть было не "вляпался" в подобную модификацию хобби - решил отстаивать честь моей камеры - вот так, через технические параметры. Но знаете, откуда эти фотографы берутся? Из своей творческой, скажем теперь теми же терминами, импотенции - творческого бесплодия. Я не могу сделать шедевр, нет такой кнопки на моей камере, но в следующей модификации - точно будет. И тогда я перестану считать шумы на 25000 ISO и сравнивать их с другими камерами! И - не перестает ведь. А почему? Масочка приросла и ручки приклеились...
Поэтому, тут Роман Черных хочет продолжения - оно, скорее всего, будет, однако ой, какую гору надо сдвинуть с места, сколько породы сместить. Я со своей - северной - стороны буду пробовать. Извините меня, если чем-нибудь Вас зацепил. Как говорят теперь, ничего личного.
С уважением.
Сергей Виноградов
Объективы. Два из них на камерах 95% времени. Остальные - так, по необходимости "подъехать" или "отъехать" от объекта. И мысль, что я теперь могу выполнить практически любую задачу по изготовлению фотографии, наконец-то, позволяет более или менее крепко спать по ночам. А с учетом дополнительных возможностей типа, скажем пересъемки любого формата документов вплоть до А2 безо всякого сканера и архивирования любых старых фотонегативов с минимальным разрешением в 24 мегапикселя и максимально разумным где-то в 54 Мпкс - просто утешает всерьёз и надолго.
Итак, с чего я начал освоение новой камеры? Нет, возможно я не начинал, а продолжил освоение той, что у меня была, но на новом - совершенно новом - уровне? Да. Так и было. Я пришел в магазин покупать тушку - камеру без объектива. Принес с собой объектив, заряженный аккумулятор и карту памяти. Продавец, как увидел все это - протянул мне камеру и говорит: "Сами проверите? Проверяйте!" Я поглядел в видоискатель, понажимал кнопочку затвора, покрутил колесико режимов, убедился, что камера в полном порядке, попробовал видео - снимает - и говорю: "Заверните!" . Принес домой и - началась сказка. Удобство у этого аппарата замечательное. Всё под рукой, всё под пальцами. За пять часов контакта настолько привык, что взял привычную камеру А65, а руки-то уже А77 запомнили - на другие места лезут по новой привычке. Так что, у кого денежка на фотокамеру отложена, но не знает, что покупать - А77 - самый тот выбор. Даже новичку - нет, книжечки-то по-любому читать надо будет, того же Скотта Келби, а на крайняк - задавать вопросы фотографам, но модель камеры - А77 - отличный выбор. Можно сэкономить пару десятков тысяч рублей и купить, скажем, супермегазум типа Fujifilm HS50EXR FinePix или Sony Cyber-shot DSC-HX300. Я думаю, что даже с моими тараканами от этих камер будет можно получить удовольствие.
А в чем же произошел сдвиг в сознании? В общем-то в том, что я, поработав немного с А77, вдруг понял, что Сони уже совсем вплотную подошла к покойной Минольте по качеству и мировому уровню своей техники. А ведь, казалось бы - всего 7 лет назад Сони принялась за новое для себя дело - выпуск зеркальных камер, и отставала поначалу отчаянно от всех, идя на уровне Рико, Касио и других, но с каждым следующим поколением камер подвижки были настолько значительные, что не увидеть этого не могли только самые упертые сторонники других брендов. Их догоняли, но они смотрели на это через уменьшающее зеркало и твердили, что Сони ещё десяток лет до уровня настоящего бренда. Вот, Сони - рядом. Только самые твердолобые теперь этого не хотят видеть и бубнят своё: "Сони - барахло, Сони - отстой". Бог с ними, пусть их... А вообще-то не в бренде дело! Замечательные фотографии снимают Никонами, Кэнонами, Сони, Минольтами, Пентаксами, Фудзи (Фьюджи - если читать по английским правилам) - даже Смена-8 ещё способна на шедевр. Но вот я вдруг как-то понял, что А77 ещё чуть-чуть потеснила пленку. Что я буду без пленки делать? Снимать не по 36 кадров, а сразу сотнями, очередями? А я уже не могу снимать очередями, у меня внутри всё переворачивается, когда я слышу эти 12 кадров в секунду! И вот первоочередная проблема, которая встанет перед начинающим фотографом - забыть о серийной съемке, сколько бы кадров в секунду ни пообещала фирма - хоть 10, хоть 12, хоть все 60, как Касио в одной из своих продвинутых мыльниц. Нет - съемке очередями! Этот порок приходит в результате естественного освобождения от лимита в 12, 24, 36 кадров и поначалу кажется чудом. Дальше, когда фотограф начинает утопать в тысячах фотографий, когда объем харддисков начинает распухать до терабайт (у вашего покорного слуги - 4 терабайта этой памяти), когда найти запомнившееся фото становится намного большей проблемой, чем поиск болтика М4 в большом и темном автосервисе с миллионом похожих болтиков, - приходит тот момент, когда этот фотограф садится за комп и начинает открывать папку за папкой с фотографиями и безжалостно наполнять корзину своего компа кусочками своей души и сердца, которые теперь и навсегда оказываются ненужными, лишними. Друзья! Набирайтесь терпения, злости и швыряйте в корзину всё, что ХОТЬ МАЛО-МАЛО кажется несовершенным. Этим вы сбережете себе кучу нервов впоследствии, а компьютеру - терабайты памяти. Заодно будет также сэкономлено время, потому что чистить хард - это полдня, а чистить карту памяти - короче получится. Вот опять, сумбур (вместо музыки, как в 1948 году), но что-то я все-таки сказал...
Итак, первая мысль приходит в голову - нужен репродукционный станок - вертикальная штанга с перемещающейся площадкой-креплением для камеры, внизу экран, площадка для документа или объекта. Или специальная струбцина для установки камеры на стол, стул и т.д.Хочу всех разочаровать - нет ни штанги, ни струбцины, - есть только фотокамера и стул, на котором фотограф сидит. Перед ним, на полу лежит объект съемки, "сканирования".
На всякий случай даю ссылку, по которой фото должно открываться по клику или по копипасту
http://img-fotki.yandex.ru/get/9652/112621006.10/0_873ee_98ef17d9_orig
Вот так я сижу на стуле, ноги стоят немного шире - для жесткой фигуры треугольник, а на коленях камера. Она твердо, вполне жестко лежит, и поэтому позволяет снимать со слабым светом и длинными выдержками. На левой части фото - я на стуле, на правой - то, что я переснимал, и это действительно та фотография, которую я в тот момент делал, ну, пятью минутами раньше, а на правой части - результат пересъемки. Понятно, что камере, если это зеркальная, нужен Лайф Вью - наводка через дисплей. Я написал на фото "выдержка 5 секунд", и это правда. Но попробуйте 5 секунд удержать камеру в руках неподвижно. А на коленках получается. Свет на объект падает сверху, от люстры, под некоторым углом, чтобы не отразиться от глянцевой поверхности бокса для лазерного диска. Три лампочки по 65 Ватт с трехметровой высоты потолка это очень мало, особенно для пересъемок, поверьте! Поэтому камера и просчитала так: ISO 100, диафрагма 4, выдержка 5 секунд. Баланс белого - лампы накаливания. Сознаюсь, при съемке с такими выдержками бывает нужно сделать несколько кадров с последующим отбором лучшего. Но полсекунды, секунду держит отлично.
До следующей хитрости!
А вывод такой: получается, что нас, пленочников, "выпихивают" из фотоувлечения - неподъемными ценами. А я с 1965 года с камерой... Ну и что теперь делать? Тут совета не дашь. Копить на полнокадровую Соню A99 или А7r - под 100 тысяч рублей - безумие. Посему остаюсь со своими двумя "сестрами" А65 и А77. Благо они работают прекрасно, хотя и не совсем так, как пленочная Минольта.
Всё. Пожаловался. Всем спасибо!
На следующее утро стал искать на моей покупке серию и номер. А их и нет. Мои звонки в магазин ясности не внесли. Кроме одной: гарантийный талон есть, печать на нем стоит, а номера на объективе нет. Стало быть я - без гарантии! Вот и купил, можно сказать, по дешевке, серую продукцию. Но он работает, гад незаконнорожденный! Что мне остается делать? Только молиться о его здоровье и безотказной работе.
Правило для всех покупателей фирменной продукции: Получаете штамп в гарантийный талон - проверяйте соответствие гарантии и номера изделия!
PS: "Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною!" Увы!