Дорогие друзья!..))
Сегодня я хочу представить вам первый выпуск новой рубрики "Диалоги"... Здесь вы можете не только вдохновляться, но и получать фотографический опыт и знания, делиться своими наблюдениями и открытиями...))
Рубрика "Диалоги" будет построена по следующему принципу: в самом начале общения я проведу небольшое интервью, тем самым создав атмосферу благожелательного и доброго диалога, а впоследствии любой желающий сможет задать свой вопрос автору на тему фототворчества...))
Убедительно прошу в процессе диалога не вступать в межличностные перепалки с автором работ и с другими гостями "Диалога"... Уверен, что для этого есть другие места и ресурсы...))
Приятного всем времяпровождения!..)) От себя хочу добавить, что авторы не всегда могут моментально отвечать на ваши вопросы в силу своей занятости и загруженности, поэтому просто оставляйте их в ветке обсуждения и это гарантирует получение вами ответа...))
Сегодня я хочу представить вам замечательного и интересного фотографа из г. Москвы
РОМАНА МОРДАШЕВА
http://fotokto.ru/id66975
Комментарии:
Итак, начинаем наше путешествие в творческий мир Романа Мордашева...))
Роман, расскажи немного о себе, как ты пришёл в фотографию?..))
Если честно, я не считаю себя фотографом с большой буквы, так как совсем не давно в этом виде искусства, но Серёжа попросил поучаствовать в этом проекте, и по скольку, для меня интересно буквально всё, что связано с фотографией, я согласился.
И так, немного о себе:
Родился я в 15 мая 1966 года в Москве.
Рос в большой семье, у меня три старших брата, и младшая сестра...
Как понимаете, достатка большого не было, но мама никогда не скупилась на книги, читать я тогда не очень любил, но была в семейной библиотеке, коллекция из десяти томов знаменитого Датского художника-карикатуриста Херлуфа Бидструпа.
http://www.newart.ru/bidstrup/
Вот, я, пацан, любил часами рассматривать интересные истории в карикатурах...
Потом стал срисовывать, понравившиеся мне, персонажи...
Думаю, именно тогда зародилась моя любовь к жанровому портрету...
После 10-го класса была учеба, и красный диплом "Реставратора Художественной Мебели",
Затем служба в Армии, где на втором году службы, я много рисовал, и "писал портреты маслом". Почему в кавычках? Потому что с фотографий, переносил по квадратикам, лица жён и детей офицеров на загрунтованный холст, и затем раскрашивал маслеными красками..
Сразу после армии, волею случая попал а АЭРОФЛОТ, где до сих пор работаю, в качестве БОРТПРОВОДНИКА...
Летая самолетами Аэрофлота по всему свету, наблюдая красоты Земли, всегда хотел чтобы мои друзья и близкие увидели то, что видел я, тогда я понял, что обязательно буду фотографировать...
Четыре года тому назад купил первый серьёзный фотоаппарат Canon 1DS MarkIII, закончил годичные онлайн фото курсы, затем еще одни, потом еще, и сейчас тоже учусь фотографировать...
Без фотографии не мыслю своей жизни, творчество, он окрыляет...
Мой девиз: ПРИШЕЛ, УВИДЕЛ, СФОТОГРАФИРОВАЛ... :)
Мне очень понравилась подборка фотографий Романа Мордашова. Сложившийся автор, со своим почерком и очень интересным портфолио. С интересом буду следить за новыми публикациями Романа.
Буду ждать выхода новых выпусков рубрики.
Затронула фотография, где изображен священник, входящий в ворота. С виду достаточно простая, но показалась очень символичной. Эта фотография не отпускает, а дает поле для развития сюжета, мысль дорисовывает обстановку.
Мне видится территория старого в какие то годы разрушенного храма, где только только начинает восстанавливаться жизнь. По временым нитям проволоки на ограде это ощущается в полной мере.
Вид и взгляд у священника сосредоточенный, уверенный шаг в пустоту пространства, одна рука сжата в кулак, взгляд вверх - во всем этом видно, что для него впереди нет пустоты, у него перед глазами встает вся перспектива, он видит как выглядит его храм, приход.
В целом эту картину можно назвать ВОЗРОЖДЕНИЕ. В этом мне показался символизм простого снимка.
Минусы: Не совсем понятно в какие ворота входит священник, нет каких либо атрибутов, указывающих на территорию храма. Но Кажется, что я в мыслях не ошибся.
Где это место и прав ли я?
Отвечу на Ваши вопросы:
Идею снимка Вы прочитали правильно...
Этот священник, Отец Георгий, Протоиерей Русской Православной Церкви,
его приход находится в селе Карабаново, Костромской губернии
- Вопрос 1) Что на твой взгляд важное в жанре?
- Ответ,
Про жанровою фотографию написано очень много, вот пара интересных ссылок на статьи об этом разделе фотографии:
http://mikaella.ru/p/607
http://allstar.by/our-blog/27-2013-02-01-16-18-04.html
- Лично для меня, самым важным в жанре, является " МЫСЛЬ "
Если просматривая фотографию у тебя возникает интерес к ней, и мозги начинают шевелиться, придумывая историю на основе увиденного, то по моему мнению, жанровая фотография уже удалась.
- Вопрос 2) На какие моменты ты в первую очередь обращаешь внимание?
Есть одна, важная деталь, на которую я обязательно стараюсь обращать внимание,
Для того чтобы снимок, и уж тем более жанровый, привлек к себе внимание зрителя
необходимо чтобы он был приятен, комфортен для глаза смотрящего на него человека...
Чтобы в кадре не было сумятицы, и были проставлены акценты на главное...
-Вопрос 3) Вообще какие признаки, на твой взгляд присущи жанровой фотографии?..))
Про эти признаки очень много написано в статьях, ссылки на которые я дал выше,
но если вкратце, и от себя
, то очень важный признак жанровой фотографии, это её правдивость, т.е. что бы зритель ни на минуту не сомневался, что это не постановочная фотография...
Ну вот, как то так.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
- Идешь по улице, видишь интересный персонаж,
- выбираешь точку для съемки,
- ловишь момент (интересную позу, мимику и тд)
- Фотографируешь...
Если тебя заметили, смотришь на реакцию...
Вот с этого момента нужно включать свои навыки психолога...
Либо улыбаешься и ретируешься, либо подходишь, здороваешься, знакомишься и действуешь по ситуации...
Вариантов развития событий очень много, но в любом случае, необходимо быть добро душным, приветливым, общаться с улыбкой на лице, это важно!!!
Если кадр заранее срежиссирован в голове, то процесс его создания обычно происходит на уже знакомой территории, ты знаешь чего ты хочешь, какой будет свет, где будет персонаж, и что он будет делать.в этом случае остается ждать когда всё срастется в соответствии с задуманным...
Если же, ты вышел на фото охоту в новое место, не имея конкретных сценариев, то, чаще всего, процесс происходит мгновенно,
видишь интересную сцену, или персонаж, фотографируешь...
В таких случаях, полное осмысление приходит потом, кода с чувством, толком и расстановкой просматриваешь отснятый материал...
интересный сюжет и яркий характер можно найти где угодно, и в Делийской трущобе, и на на 5-ой авеню в Нью Йорке...
Фотографирую везде,
к примеру, вчера я общался с Вами из дома в Москве, а сегодня, прилетел в Южно-Сахалинск,
завтра обязательно поеду в центр города за интересными кадрами,
если получится хочу посетить здесь какую нибудь деревушку,
в общем есть два дня, и хочу полностью посвятить их любимому занятию, ФОТОГРАФИИ...
Роман, в свою очередь хочется узнать у тебя какими объективами ты пользуешься при съёмке жанровых портретов и жанровых сюжетов?..)) Меня лично этот вопрос волнует ещё и потому, что хочу узнать: с какого минимального расстояния тебе удаётся снимать своих персонажей оставаясь незамеченным ими?.. Или же ты используешь съёмку "от груди", когда к персонажу можно подойти вообще вплотную и он даже не будет подозревать, что ты его снимаешь?..)) И раз мы завели эту тему, то думаю многим будет интересно узнать: ты снимаешь одиночными кадрами или серией?..))
По поводу оптики для съемки жанровой фотографии могу сказать следующее,
Мои любимые объективы для случайной съемки людей на улице это ФишАй 8-15мм, и телевик 70-200мм.
ФишАй использую когда возможен близкий контакт с объектом съемки...
Минимальное фокусное у него 8 см, а охват 180 градусов, от этого "Глаза" не одна деталь не ускользнет... :)
Этой линзой снимаю и от груди, и от земли, и с поднятых вверх рук, в основном без визирования...
Конечно же стараюсь вести съемку внезапно, пытаюсь застать персонаж врасплох...
Ну а для уличные портретов, незаменимым считаю телевик 70-200мм...
- "одиночными кадрами или серией", если Ты имеешь ввиду режим съемки, то все зависит от ситуации, серией я обычно снимаю движущиеся объекты...
- "одиночными кадрами или серией", если Ты имеешь ввиду снимаю ли я серию кадров об одном объекте, или довольствуюсь одним, то здесь по ситуации, в идеале снимать серию, но не всегда это возможно, поэтому, как получится...
Роман, можешь ли ты что-то посоветовать фотографам, которые хотят научиться снимать жанровые фотографии? С чего им начать? Я в этом вопросе не беру в расчёт банальные вещи, типа купить фотоаппарат и т.п. )) Скорее было бы интересно узнать:
1. Каждый ли человек по психофизиологическим особенностям своего организма может работать в этом жанре?..)) Ведь съёмка жанровой фотографии (я сюда отношу и стрит, и репортаж, и документальное фото) требует достаточно быстрой скорости принятия решения и действий..? ))
2. Одно дело смотреть, а другое - видеть...)) Как ты тренируешь свой глазомер?..)) Я знаю, что многие жанровые фотографы не перестают работать по поиску интересных сюжетов из жизни, даже тогда, когда у них нет под рукой фотоаппарата...)) Или может просто снимать всё подряд, а дома в спокойной обстановке анализировать отснятый материал, выбирать лучшее и так по мере накопления опыта повышать своё мастерство съёмки?..))
Я думаю так, чем больше удачных кадров ты сделаешь, тем опытнее, ты становишься, тем выше твой класс как фотографа вообще, и как фотографа жанра в частности...
- Ты правильно сказал, что даже если под рукой нет фотоаппарата, нужно "фотографировать глазами", таким образом тренировать свое фото мышление, и быстроту реакции...
- Бесспорно, для стрит фотографа, очень важно знать основы психологии, и всегда быть добро душным, и приветливым с людьми... Улыбка - Ваш козырь...
- Обязательно просматривать работы Мастеров Жанровой фотографии, как классиков, так и современников... Таким образом черпать вдохновение, и идеи для своих снимков...
- ну и конечно Учиться, Учиться, и еще раз Учиться, осваивая новые стили, секреты, хитрости фотографирования и обработки... "Век живи, Век учись!"
Пожалуй именно его я бы и назвал своим вдохновителем...
Тем не менее, разумеется я изучал, просматривал, просматриваю и просматривать буду работы многих классиков фотографии вообще, и мастеров жанровой фотографии в частности...
Их очень много, поэтому выделю любимого, это Эрвитт Элиотт
Из современных, мне также нравятся работы многих мастеров разных школ жанровой фотографии, я даже не возьмусь кого то из них выделить,
Просто назову нескольких:
Ричард Кальвар, Сергей Максимишин, Владимир Ролов, и многие, многие другие...
Я также рекомендую черпать идеи и вдохновение просматривая художников, причем как классиков так и современником,
поверьте, очень интересно и креативно...
Фотограф, это прежде всего человек,
люди разные, поэтому у каждого фотографа есть своя граница этичности его творчества...
Кто то, сможет сфотографировать и опубликовать жестокую сцену изнасилования или убийства, а другой не позволит себе сделать портрет писающего мальчика...
Разумеется у меня есть граница за которую я не заступаю в силу своих убеждений, но при этом, я никогда не буду навязывать кому либо эти, мои приделы дозволенного...
Жанровый, репортажный, стрит, фотограф, он фотографирует правду жизни, и если это правда, то он имеет полное право показать её людям...
Приведу аналогию:
Я бы не смог работать
- патологоанатомом в морге...
- полицейским, который каждый день видит насилие и негатив...
- акушером
и так далее... но без этих профессий НИКУДА... и кто то должен взять, и берёт на себя эту нелёгкую ношу..
Так и в фотографии, всегда найдутся фотографы без границ, и у них всегда найдётся свой зритель...
Без сомнений, кто то со мной не согласится, но я лишь высказал своё мнение...
Ты уже САМ сказал, что Психологический портрет, это тот самый, который трогает до глубины души, который не оставляет равнодушным зрителя...
Это тот самый портрет, когда зритель начинает сопереживать герою, представлять его историю...
И конечно заслуга таких эмоций зрителя принадлежит автору, который смог поймать эту эмоцию героя, и донести ее до нас...
На мой взгляд, именно психологический портрет можно считать КОРОЛЁМ всех видов портретов...
Хорошо... Я продолжу задавать свои вопросы...)) У тебя есть чёрно-белые и цветные работы. К чему тяготеешь больше? От чего зависит цветовое решение (от настроения, от сюжета или ещё чего-нибудь)?
И совсем не простой, как может показаться на первый взгляд...
Очень часто, когда я снимаю, я уже знаю какой будет окончательный вариант, цветной или чёрно белый, и так же знаю, какой чёрно белый фильтр я применю при обработке...
Как известно, существует несколько цветных фильтров, которые обычно используются в черно-белой фотографии: красный, оранжевый, желтый, зеленый и синий. Каждый из этих фильтров пропускает свет идентичного цвета и частично или полностью блокируют другие цвета. Например, красный фильтр пропускает красный цвет, но при этом блокирует зеленый и синий. В результате этого, цвета, идентичные фильтру, на конечном изображении получаются ярче, а остальные — темнее. В черно-белой фотографии это означает, что объекты отображаются в виде светлого или темного оттенка серого.
В общем, мы применяем эти фильтры для того чтобы выделить главное на снимке, проставить акценты если хочешь.
Бывают и такие ситуации, когда один и тот же снимок по своему хорош и в цвете, и в чб, и бывает сложно определиться, что же лучше,
в этом случае выбор делает твое настроение на данный момент...
Сегодня тебе больше нравится цветной вариант, а завтра, чёрно белый...
Все мы, кто занимается фотографией, мы художники, творческие люди,
у каждого свой подход, и взгляд на вещи,
потому, не взирая на каноны, догмы, классические сочетания, выбор должен оставаться за автором работы,
Лишь ему решать, как и в каком окончательном виде представить своё творение на суд зрителей...
я приспособился обрабатывать фотографии на Айпеде.
Использую в основном две программы: Snapseed и Photo fx Ultra
По скольку я это всё делаю на коленке, и понимаю, что вся моя обработка не идеальна, и можно творить гораздо лучше, у меня есть цель-мечта, когда нибудь освоить фотошоп, и обрабатывать снимки на стационарном тачскрин мониторе...
По поводу выделения акцентов композиции в цветной фотографии...
Меня никто не учил, я просто знал, что это делать необходимо, и шел к достижению цели своим путем, спотыкаясь, падая, но шел...
Один из вариантов достичь понимание каким образом должен быть проставлен акцент в композиции, это просмотр жанровой живописи, вот несколько ссылок:
http://www.art-cheap.ru/style/romanticism/genre-painting/5
http://nefertiti.in.ua/index.php?id=3298
http://www.double-m.ru/catalog/klassicheskaja-zhivopis/zhanrovye-stseny/
После полного осознания, как и что нужно сделать,
вы садитесь за инструмент (свой PC, или Mac),
открываете досконально освоенные Вами программы-редакторы,
и начинаете заниматься художеством...
Вариантов очень много, вот к примеру пара, которыми я пользуюсь:
1. Если задний план композиции имеет далёкую перспективу, то я стараюсь выделить главный, передний план за счет большей его яркости, контраста и резкости...
Т.е. ближний план становится темнее, контрастней и резче заднего...
2. Если же передо мной крупно плановый жанровый портрет в низком ключе, то я обычно выделяю героя за счет затемнения заднего плана...
Эта тема не простая, но очень важная, зритель не остановит взгляд на вашей работе, если на ней сумятица цветов, и персонажей, Работа должна быть приятной глазу, на ней должны быть проставлены акценты...
Она строгий зритель, и никогда не похвалит если ей что то не нравится,
именно поэтому я с удовольствием сначала показываю работу на её суд...
Если работа прошла первую инстанцию, то я обычно выкладываю её на своей страничке
соц.сети Facebook, на суд друзей...
https://www.facebook.com/Roman.Mordashev
и если эта работа жанровая, или стрит, то обязательно делюсь ею в Нашей закрытой группе Photo-Genre, в которой ты Серёжа, тоже состоишь...
вот ссылка на страничку с лучшими работами участников группы
https://www.facebook.com/pages/The-best-of-Photo-Genre/1385864395006159
Ну, а затем, делюсь своей работой с коллегами на различных международных и Российских фото сайтах, вот ссылки на мои странички на некоторые из них:
http://500px.com/RomanMordashev
http://www.pixoto.com/roman.mordashev
http://rasfokus.ru/RomanMordashev/bestphoto.html
https://youpic.com/user/RomanMordashev
http://www.photosight.ru/photos/5516102/?from_member
http://photocentra.ru/author.php?id_auth=23345
и других...
Свои фотографии я выкладываю для того чтобы получить дозу критики, советов, добрых слов,
от родственников, друзей, коллег, и просто зрителей,
собственно от тех, ради кого я фотографирую...
Как ты думаешь, стоит ли делиться своими наработками и секретами с другими фотографами?..)) Или, всё-таки, каждый должен пройти свой путь становления фотографа, опираясь только на свой опыт, чтобы впоследствии выработать свой неповторимый почерк в творческой фотографии?..))
Лично, я никогда не скрываю свои наработки, секретов у меня ни от кого нет...
Я считаю, чем больше будет хороших фотографов вокруг, тем интереснее мне будет самому, любоваться замечательными работами коллег, радоваться за них, и учиться...
Как говориться, "ВЕК ЖИВИ, ВЕК УЧИСЬ"
Я не могу говорить за других, каждый решает сам...
Лично, я никогда не скрываю свои наработки, секретов у меня ни от кого нет...
Я считаю, чем больше будет хороших фотографов вокруг, тем интереснее мне будет самому, любоваться замечательными работами коллег, радоваться за них, и учиться...
Как говориться, "ВЕК ЖИВИ, ВЕК УЧИСЬ"
Успехов и интересных персонажей!
Еще большее СПАСИБО за Ваши работы. Они плюс Ваши сегодняшние комментарии - это, действительно, серьезное подспорье в деле фотосовершенствования. Я, к сожалению, не так давно на Fotokto, (до этого несколько лет был на ЯндексФотках (ник Боцман)), соответственно и работ немного выставлено. Если у Вас окажется относительно свободная минутка, то буду исключительно Вам благодарен, если Вы сможете прокомментировать некоторые мои работы.
И СПАСИБО Вам за Ваше творчество и Ваш искренний интерес к самым различным людям! лю
Хотел задать вопрос Роману : Много говорится об общении в сети, а вы встречаетесь с коллегами в реальной жизни? Говорить с людьми болеющими фотографией в реале - это же тоже опыт, что Вы об этом думаете?
Ну и позавидовал немного конечно, что я не бываю в таких местах:)
Из вопросов хотелось бы спросить: - а в чем видит Роман свое развитие как фотографа в жанровой фотографии (ну если отбросить обработку) - снять еще больше экзотических персонажей? Еще более тонко видеть назревающий момент и успеть его запечатлеть?
По мере возможностей, с удовольствием отвечу на Ваши вопросы:
Начну с последнего, заданного Александром Шахминым:
ВОПРОС: "в чем видит Роман свое развитие как фотографа в жанровой фотографии (ну если отбросить обработку) - снять еще больше экзотических персонажей? Еще более тонко видеть назревающий момент и успеть его запечатлеть?"
- ХОРОШИЙ вопрос, Александр!
Я еще новичок в фотографии, у меня не много опыта, и портфолио моё еще не велико,
а вот проектов спланировано достаточно много...
Вы спросили именно про ЖАНРОВУЮ фотографию, поэтому отвечу про свои проекты в этом направлении...
1. - Вы очень точно описали важнейшую деталь класса жанрового фотографа, ЭТО - "ТОНКОЕ ЧУВСТВО НАЗРЕВАЮЩЕГО ИНТЕРЕСНОГО МОМЕНТА"
Думаю такое чувство развивается вместе с практикой жанрового фотографа, поэтому главный мой проект на будущее, это как можно больше фотографировать...
2. - Фотографируя, и развиваясь как фотограф, рассчитываю пополнять своё портфолио тематическими жанровыми снимками,
такими как
"Уличный музыкант"
"Самые искренние эмоции" (это детская тема)
"Люди Земли" (Интересные жанровые портреты жителей разных уголков нашей Планеты)
"Душа Аэрофлота" (Рабочие моменты из жизни бортпроводников)
"Русская Православная..." (Сюда входит несколько проектов на тему Русской Православной Церкви)
и многие другие бесконечные фото проекты...
3. - Стараться, по мере возможностей участвовать в различных Российских и международных Фото Конкурсах...
4. - "Иерусалим - земля пяти религий" - (29-го Ноября, в Германии выходит в свет книга
"SCHALOM, HERR LEVI. Jüdisches Leben heute" с моими иллюстрациями к ней,
я приглашен на презентацию, намереваюсь посетить это мероприятие, и конечно хочу продолжать эту интересную тему...
https://www.facebook.com/CafeGlobal26/photos/a.522785404482527.1073741828.522502507844150/695860480508351/?type=1&theater
5. - Закончить очередное дистанционное фото образование, на этот раз в Нью Йоркском Институте Фотографии, и получить международный сертификат Фото Художника...
и многое, многое другое... Планы как у Наполеона... :)
Пока есть немного времени, хочу ответить на вопрос Дмитрия Шишкина,
ВОПРОС:"Хотел задать вопрос Роману : Много говорится об общении в сети, а вы встречаетесь с коллегами в реальной жизни? Говорить с людьми болеющими фотографией в реале - это же тоже опыт, что Вы об этом думаете?"
Целиком и полностью с Вами согласен!
Общение с коллегами, единомышленниками, оно обогащает и духовно и профессионально...
Наша закрытая группа Photo-Genre, в которой объединились в основном русско говорящие фотографы со стажем со всего мира, стала для меня родным домом...
Когда, по работе, долго отсутствую в группе, начинаю скучать по общению с друзьями...
Нашей группе два года, и за эти два года мы собирались вместе два раза,
по скольку бОльшая часть участников нашего фото сообщества живут в Израиле, в частности и отец-основатель группы, Михаель Нейман, то оба раза, мы встречались там, на их территории, один раз в Иерусалиме, а второй раз в Тель Авиве...
Уверен, хорошая традиция будет продолжаться, и места встреч будут меняться...
Повторюсь, ТАКИЕ ВСТРЕЧИ НУЖНЫ!
ОБЩЕНИЕ, С БЛИЗКИМИ ТЕБЕ ПО ДУХУ, И ПО ТВОРЧЕСТВУ, ЛЮДЬМИ ОНО ОБОГАЩАЕТ, ОКРЫЛЯЕТ, ПРИНОСИТ ТОЛЬКО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ЗАРЯД...
Сергей - спасибо за интересную идею.
Дмитрий Бубер задал вопрос, ...прошу ли я людей мне позировать, и общаюсь ли я с ними?
- самым удачным, я считаю внезапный снимок,
когда я увидел интересную эмоцию, интересного персонажа, и успел ее запечатлеть...
Безусловно, если человек меня заметил, и настроен дружелюбно, а у меня есть время с ним пообщаться, то я обязательно пользуюсь такой возможностью, иногда такой разговор превращается в фото сессию, но не всегда интересный, колоритный персонаж может быть хорошей моделью, многие люди, зная что на них смотрит камера, не могут полностью расслабиться, и быть самими собой...
Поэтому, как я уже сказал выше, самые ценные кадры, это внезапные, сделанные без позирования, и без подготовки...
- ...я бы не сказал, что у меня нет пейзажей,
(полистайте портфолио хотя бы на этом сайте)
http://rasfokus.ru/RomanMordashev/bestphoto.html
всякий раз, когда я нахожусь в интересном месте, я стараюсь сфотографировать эту красоту так как я ее вижу...
Другой вопрос, почему я публикую в большей степени жанр и жанровые портреты?
Да, наверное потому, что для меня эта тема ближе...
Я люблю людей, мне интересна их жизнь, их эмоции, ритуалы, обычаи, наряды, быт...
Мне нравится общаться с ними, обмениваться энергетикой...
Алекс, надеюсь, что ответил на Ваш вопрос... Спасибо!
Для меня очень важнО подтверждение того, что я на правильном пути в своём творчестве...
Такое подтверждение я получаю читая Ваши комментарии к своим работам! СПАСИБО Вам!!!
Так же, благодарю, за интересные вопросы, отвечать на которые мне приятно, я сейчас продолжу это занятие:
Просто Вова задал вопрос,
"....ну, как определить ту тонкую грань, между обычным хобби и коммерцилизацией процесса,
что-бы это не повлияло на ту радость, что приносит сам процесс фотографирования ?
По идее, все мы хотим похвал, но не всегда они во благо..
- Володя, передо мной такой вопрос не возникает, потому что я всегда фотографирую только то, что мне интересно...
Я не профессионал, и не зарабатываю фотографией...
У мня иногда покупают уже готовые работы...
Иногда предлагают какие либо проекты, я соглашаюсь с условием, что я сам определяю то, как я буду это делать...
Я очень надеюсь, что такое положение дел сохраниться на всю оставшуюся жизнь...
Но, если все таки попытаться ответить на Ваш вопрос, Владимир, я бы сказал так, что к любой съемке можно, и нужно найти творческий подход...
Фотографировать необходимо с интересом, вкладывая душу, и тогда похвала будет заслуженная, и пойдет во благо...
Роман, как Вы решаете конфликты с фотографируемыми так сказать скрытой камерой, а так же ограничения на съемку в части авторских прав? В разных странах свои порядки в плане что можно снимать, а что нет.
- Олег, больших проблем с этим никогда не возникало...
Если я сфотографировал, и меня заметили, я улыбаюсь, смотрю на реакцию,
Если человек просит удалить фото, то я при нём удаляю, но такое бывает очень редко,
чаще люди готовы к общению, и даже продолжению фото сессии...
- Если я вижу человека, который мне интересен, но он меня видит, и скрытой съемки не получится, я сначала спрашиваю разрешения его сфотографировать,
и если получаю согласие, прошу его не обращать на меня внимание, заниматься своими делами, а сам тем временем ищу точки съёмки, и делаю своё дело...
- Если я нахожусь в таком месте где нельзя фотографировать, но меня об этом никто не предупредил, то я фотографирую до первого предупреждения...
- ...я бы не сказал, что у меня нет пейзажей,
(полистайте портфолио хотя бы на этом сайте)
http://rasfokus.ru/RomanMordashev/bestphoto.html
всякий раз, когда я нахожусь в интересном месте, я стараюсь сфотографировать эту красоту так как я ее вижу...
Другой вопрос, почему я публикую в большей степени жанр и жанровые портреты?
Да, наверное потому, что для меня эта тема ближе...
Я люблю людей, мне интересна их жизнь, их эмоции, ритуалы, обычаи, наряды, быт...
Мне нравится общаться с ними, обмениваться энергетикой...
Алекс, надеюсь, что ответил на Ваш вопрос... Спасибо!
Alex Krug написал:
Роман, спасибо за ответ и ссылку. Одна маленькая и наглая просьба - дайте людям и на этом сайте увидеть Ваши пейзажи.)
- Алекс, обещаю, что обязательно буду делиться на ФотоКто всеми своими "новыми пейзажами"...
Роман, Ваша удивительная открытость и доброжелательность дополняет тот мир, который живёт в Ваших работах! У меня к Вам два вопроса: 1. Считаете ли Вы себя профессиональным фотографом ? 2. Массовое увлечение цифровой фотографией это зло или благо?
Спасибо!
Сергей, очень надеюсь на продолжение рубрики. Благодарю Вас!
С брошенного прогляда, зацепили - доярка и портрет бородатого мужчины. Не прощаюсь...
Они впечатляют!
Лично мне это дает новый позитивный настрой для шага вперед, хотя мне, как домохозяйке, которая в основном "сидит дома", не хватает именно новых ярких впечатлений. Но прочитав интервью, я зарядилась желанием попробовать и для себя новый жанр
Спасибо Роману за ссылки, за некую схему роста для фотографа, за все, чем он поделился и надеюсь, еще поделится с нами)
От всей души желаю ему успехов и удачи!
Роману респект за его работы и открытый диалог.
Буду ждать подобных обсуждений.
Еще раз спасибо за приглашение сюда.
Сергею - за инициативу и толковые вопросы, которые предвосхитили такие-же возникшие у меня.
Роману - за прекрасные работы и исчерпывающие ответы на вопросы. Лица людей в Ваших портретах светятся добром, тут ошибиться невозможно. Вас привлекают только такие светлые персонажи или и "теневые" стороны жизни находят место в творчестве?
По доброму завидую на возможность так много снимать.
Спасибо вам мужчины за общение!
Слов нет, одни приятные чувства. Завидовать не буду, потому как тоже вижу в серой уточке прекрасного белоснежного лебедя.
Мне очень понравилась и обработка фоторабот Романа..нет нарочитости и наигранности..Все как в реале - сочно! Не прощаюсь..обязательно побываю на инетвернисажах и буду рада новым работам. Творческого вам полета!
В очередной раз, получил дозу бальзама на душу, читая Ваши добрые комментарии, и пожелания!!! Благодарствую!!!
- А сейчас, с удовольствием, продолжу отвечать на Ваши вопросы...
- Сергей Михайлович спрашивает:
1. Считаете ли Вы себя профессиональным фотографом ?
2. Массовое увлечение цифровой фотографией это зло или благо?
Спасибо!
- 1. Сергей Михайлович, я любитель, по скольку фотографирование не является моим основным заработком, но я убеждён, что совсем не обязательно быть профессионалом, чтобы создавать хорошие работы, и даже шедевры.. И примеров тому не мало...
- 2. Убеждён, что массовое увлечение цифровой фотографией несомненно благо!!!
Стремление людей к творчеству обогащает внутренний мир стремящихся, делает их добрее, толерантнее к другим людям...
Разве этого, уже не достаточно, чтобы радоваться всеобщему увлечению фотографией...
Конечно, далеко не все стремящиеся станут сразу делать шедевры,
но если идти правильным путём, подпитывая свой внутренний мир знаниями, культурой, романтикой... то обязательно появятся хорошие работы...
Чем больше на свете будет таких людей, тем интереснее будет жить и общаться друг с другом...
Я бы даже сказал так, что ФОТОГРАФИЯ - ЭТО ДОБРАЯ РЕЛИГИЯ!
чем больше людей в неё будет вовлечено, тем добрее станет Мир в целом...
- Лица людей в Ваших портретах светятся добром, тут ошибиться невозможно. Вас привлекают только такие светлые персонажи или и "теневые" стороны жизни находят место в творчестве?
- Хороший вопрос, Сергей!
Мне кажется, что творчество человека, отражает его внутренний мир, его характер, его жизненный настрой...
Я не люблю смотреть, и никогда не буду снимать портреты опухших бомжей, с перебитыми носами, и синяками под глазами, сцены жестокости...
У мне, как у каждого фотографа, есть своя этическая грань, за которую я не заступаю...
Но я ни в коем случае не осуждаю фотографов, у которых эта грань отодвинута гораздо дальше чем у меня,
они тоже снимаю правду жизни, может быть жестокую, но правду, поэтому имеют на это право...
Александр, я и сейчас работаю бортпроводником в ОАО Аэрофлот Российские Авиалинии...
Фотография - любимой занятие...