error
Регистрация

Эдвард Штайхен в высокой моде: годы сотрудничества с Condé Nast. 1923–1937

Рубрика: «Личное»
Автор: Мультимедиа Арт Музей / Московский Дом Фотографии
Опубликовано: 03.09.2015 в 15:53:44

Выставка «Эдвард Штайхен в высокой моде» объединяет новаторские модернистские работы Штайхена в области фэшн-фотографии и его блистательные работы в портретном жанре. 

Оригинальные отпечатки из архива «Condé Nast» демонстрируются широкой публике впервые с 1930-х годов. Фотографии дополнены подборкой редких экземпляров «Vogue» и «Vanity Fair» с напечатанными на их страницах работами Штайхена.

Эдвард Штайхен. Черный: модель Маргарет Хоран в черном платье Jay-Thorpe. Vogue, 1935. Courtesy Condé Nast Archive. © 1935 Condé Nast Publications
Эдвард Штайхен. Черный: модель Маргарет Хоран в черном платье Jay-Thorpe. Vogue, 1935. Courtesy Condé Nast Archive. © 1935 Condé Nast Publications

Эдвард Штайхен (1879–1973) – одна  из самых заметных, влиятельных и противоречивых фигур в истории фотографии. Неутомимый новатор, он проявил свой талант в самых разных жанрах: он снимал портреты и пейзажи, городские виды и ню, цветы и рекламу, танец и театр, моду и войну. 

Эдвард Штайхен. На яхте Джорджа Бейера. Джун Кокс; И. Вогт в Chanel и шляпе Reboux; Ли Миллер в платье Mae and Hattie Green, шарф Chanel; Ханна-Ли Шерман. 1928. Courtesy Condé Nast Archive. © 1928 Condé Nast Publications
Эдвард Штайхен. На яхте Джорджа Бейера. Джун Кокс; И. Вогт в Chanel и шляпе Reboux; Ли Миллер в платье Mae and Hattie Green, шарф Chanel; Ханна-Ли Шерман. 1928. Courtesy Condé Nast Archive. © 1928 Condé Nast Publications

Вклад Штайхена составляет целую главу в истории фотографии. В 1900-х годах он был признан по обе стороны Атлантики как ведущий представитель художественной фотографии. В период между двумя мировыми войнами он совершил революцию в фэшн-фотографии и одновременно приобрел славу «самого известного фотопортретиста в мире». В послевоенные годы он стал куратором нью-йоркского Музея современного искусства и в этом качестве тоже сыграл важную роль, в особенности благодаря легендарной выставке «Семья людей».

Эдвард Штайхен. Марион Морхаус и неизвестная модель в платьях Vionnet. 1930. Courtesy Condé Nast Archive. © 1930 Condé Nast Publications
Эдвард Штайхен. Марион Морхаус и неизвестная модель в платьях Vionnet. 1930. Courtesy Condé Nast Archive. © 1930 Condé Nast Publications

В 1923 году Штайхену было предложено занять одну из наиболее престижных и доходных должностей в мире коммерческой фотографии — должность главного фотографа «Vogue» и «Vanity Fair», двух известнейших журналов о моде и светской жизни, выпускаемых в Нью-Йорке издательским домом «Condé Nast». Штайхен был прекрасно подготовлен к такой работе. Он уже в совершенстве владел искусством портретной съемки, а его опыт в других художественных техниках позволил ему привнести в решение новых задач навыки живописца и гравера.

Эдвард Штайхен. Актер Гэри Купер. 1930. Courtesy Condé Nast Archive. © 1930 Condé Nast Publications
Эдвард Штайхен. Актер Гэри Купер. 1930. Courtesy Condé Nast Archive. © 1930 Condé Nast Publications

Для «Vogue» Штайхен фотографировал работы выдающихся кутюрье: Шанель, Ланвен, Лелонг, Пату, Скьяпарелли и многие другие дизайнеры видели свои произведения на страницах «Vogue» в творческом истолковании Штайхена.

Эдвард Штайхен. Актриса Анна Мэй Вонг. Vanity Fair, 1931. Courtesy Condé Nast Archive. © 1931 Condé Nast Publications
Эдвард Штайхен. Актриса Анна Мэй Вонг. Vanity Fair, 1931. Courtesy Condé Nast Archive. © 1931 Condé Nast Publications

Для «Vanity Fair» Штайхен делал портреты знаменитых литераторов, журналистов, танцоров, спортсменов, политиков и актеров. Полный список его моделей насчитывает более тысячи имен. Среди них — кинорежиссеры Сесил Б. Де Милль и Джозеф фон Штернберг, актеры Гэри Купер и У. К. Филдс, актрисы Глория Свенсон и Марлен Дитрих, писатели У. Б. Йейтс и Колетт, танцоры Марта Грэм и Фред Астер, музыканты Владимир Горовиц и Джордж Гершвин.

Эдвард Штайхен. Автопортрет с фотографическим оборудованием, Нью-Йорк. Vanity Fair, 1929. Courtesy Condé Nast Archive. © 1929 Condé Nast Publications
Эдвард Штайхен. Автопортрет с фотографическим оборудованием, Нью-Йорк. Vanity Fair, 1929. Courtesy Condé Nast Archive. © 1929 Condé Nast Publications

Стилистический рывок, совершенный Штайхеном в области модной фотографии, сравним по своей значимости с переходом от немого к звуковому кинематографу. Он отказался от стилистики своих ранних работ, выполненных в духе импрессионизма, ар-нуво и символизма, в пользу оригинального, вдохновленного ар-деко и подлинно современного стиля, в полной мере освоившего новаторские формы искусства той эпохи. 

Эдвард Штайхен. Знаменитый танцзал – танцуют Антонио де Марко и Рене де Марко. Vanity Fair, 1935. Courtesy Condé Nast Archive. © 1935 Condé Nast Publications
Эдвард Штайхен. Знаменитый танцзал – танцуют Антонио де Марко и Рене де Марко. Vanity Fair, 1935. Courtesy Condé Nast Archive. © 1935 Condé Nast Publications

Штайхен никогда не полагался на готовые формулы и постоянно искал новые пути, чтобы показать свои модели во всем их блеске. Как выразился один известный критик, быть сфотографированным этим мастером значит быть «штайхенизированным». Влияние Штайхена ощутимо по сей день: Хорст, Ричард Аведон и Брюс Вебер — вот лишь немногие и самые известные из его последователей.

 
Просмотры: 1975
 

Комментарии: