error
Регистрация

Душа фотографии

Рубрика: «Личное»
Автор: Маргарита Жукова
Опубликовано: 30.03.2012 в 13:43:24

Ты имеешь какой-то образ в голове и просто ищешь подходящий сюжет, человека?

— Есть люди, которые занимаются постановкой, художники... я бы очень хотела делать это в совершенстве и безусловно практикую. Но больше мне нравится ловить момент и настроение нежели его создавать.Я просто вижу и выражаю видимое через фотоискусство.

 Какой у тебя любимый жанр?

—Это пейзажи, животные, постановочная фотография. Но сейчас фотография вэтом формате стала интересовать меня меньше. Безусловно это после того как я пересмотрела огромное количество подобных работ. Надоело видеть только внешнюю оболочку. Появилось желание видеть в фотографии повод для размышлений. Поэтому меняю направление в сторону портрета и жанрового портрета.

— А каково твоё отношение к ню, гламуру?

Фотографии этих жанров не передают глубокий смыс, показывают лишь внешнюю оболочку.

Самоосознание во время фотографирования. Самоосознание - состояние сознания индивидуума, при котором его внимание со­средоточено на самом себе. Самоосознание делает людей более чувствительными по от­ношению к собственным установкам.

К факторам, усиливающим самоосознание, относятся: зеркала, маленькие города, яркий свет, бросающиеся в глаза таблички с именами, не нарушаемая ничем тишина, ин­дивидуальная одежда и индивидуальное жилище, а также теле- и фотокамеры. Опи­саны случаи, когда на помощь человеку, рассыпавшему почтовые конверты, быстрее при­ходили те, кого незадолго до этого кто-то сфотографировал – сработала установка на альтруизм. Это происходит потому, что люди, уровень самоосознания которых повышен в результате того, что они оказались, например, перед телекамерой, демонстрируют уси­ленный самоконтроль, а их действия более отчетливо отражают их установки.

Однако «самоосознание — осознание человеком самого себя как «Я» — возможно лишь при противопоставлении его чему-то «другому». Этот принцип заключается в следующем: «индивид ощущает себя тем и настолько, в чем и насколько он отличается от других» . В утверждении собственной уникальности и кроется часть механизма самоосознания: родившиеся в других странах, более склонны, чем другие, к упоминанию места своего рождения. Также острее осознается свой пол, ко­гда человек находится в окружении лиц противоположного пола . Даже если люди очень похожи, они все равно обратят внимание на то, что отличает их друг от друга, ка­кими бы незначительными ни были эти отличия . В случае фотографирования фото­граф и становится тем «другим», отличия от которого и осознает фотографирующийся. Здесь фотограф выступает усилителем самоосознания.

С понятием «самоосознание» схоже понятие «самоосознаваемости» (Я-образ в его социально-психологичеких составляющих) – это осознание и оценка себя в социуме, уме­ние мысленно смотреть и оценивать себя со стороны и заботиться о мнении людей о себе  – человек стремиться поддерживать собственные знания о себе в глазах окружающих..

Личность как субъект общения с фотографом. Во время фотографирования между фотографирующимся и фотографом осуществ­ляется общение .

Непосредственно перед актом самого фотографирования фотограф-исследователь сообщает инструкцию фотографируемому-испытуемому, последний выражает свое согла­сие фотографироваться, задает уточняющие вопросы и т.д. – они общаются, каждый из них является субъектом общения, диалога. Интерактивный аспект общения в данном слу­чае представлен взаимодействием по поводу фотографирования.

Фотографирующийся в данном контексте проявляет субъектность при выборе позы для фотографирования. В этот момент (собственно фотографирование - спуск затвора) общение не прерывается. Фотографирующийся как субъект общения сообщает фотографу собственную Я-концепцию – срабатывает поведенческий компонент Я-концепции.

Невербальная коммуникация через оптико-кинетическую знаковую систему полно­стью замещает речь. Именно поза, жесты и мимика фотографирующегося отражают его Я-концепцию.

Поведенческий компонент Я-концепции, который мы можем наблюдать на фото­графии, и есть поза, жесты и мимика фотографирующегося.

Таким образом на фотографии мы видим поведенческий компонент Я-концепции. Анализируя его особенности (т.е. особенности позы, жестов и мимики), мы можем сделать вывод и о когнитивном компоненте Я-концепции.

Невербальная сторона общения
Невербальная сторона общения

Невербальная сторона общения является более информативной, чем вербальная. Именно здесь проявляется достоинство фотографии в «фиксации» поведенче­ского компонента Я-концепции – невербального поведения.

Оптико-кинетическая система знаков, видимая на фотографии, включает в себя же­сты, мимику, пантомимику, которые являются невербальным сообщением, а значит – но­сителем информации о фотографируемом, его Я-концепции. Эта информация передается закодированно, в виде знаков . Поскольку язык тела является с одной стороны генети­чески врожденным, с другой – культурно обусловленны, существуют более-менее универсальные «словари» языка телодвижений, трактующие различные позы, же­сты и мимику.

Истолковать позу, мимику и жесты – значит перейти от поведенческой, внешней составляющей Я-концепции к когнитивной, внутренней.

Существуют различные подходы к интерпретации поз, жестов и мимики, некото­рые из них:

1.    дарвинизм - язык телодвижений человека уходит своими филогенетическими кор­нями к животному языку, в частности, к языку обезьян (яркий современный исследователь – А. Пиз);

2.    физиологический – «все разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь яв­лению – мышечному движению», оптико-кине­тическая человеческая сиг­нальная система в приложении к каждому человеку в отдельно­сти имеет признаки первой сигнальной системы, а в приложении к коллективному обще­нию – второй системы (И.М. Сеченов, А.Я. Бродецкий);

3.    биоэнергетика А. Лоуэна, ученый связывает мышечные напряжения с блокирова­нием свободных течений энергии в организме [9];

4.    опытный – язык телодвижений анализируется в его естественных или искусственно вызванных проявлениях, а затем составляется описание воздействия на других людей его элементов (например, Л. Лаундес, Б.Вирт [4], отчасти НЛП).

Несмотря на такое разнообразие подходов и разную теоретическую основу в ин­терпретации поз, жестов и мимики, на наш взгляд, много сходства.

На основе этих подходов нами был составлен список из 67 возможных поз, жестов и ми­мики (признаков кинесики – языка телодвижений) и интерпретация к ним. Это необходимо для работы по анализу фотографий. Все эти признаки кинесики были классифицированы в соответствии с критериями анализа фотографий [8]: положение туловища; положение плеч; положение рук; положение пальцев; положение ног; положение головы; мимика.

Интерпретация признаки кинесики строиться на тех же характеристиках, что могут быть в когнитивной составляющей Я-концепции. Анализируя особенности кинесики, можно сделать вывод о Я-концепции исследуемого человека.

 

Душа фотографии - №2
Душа фотографии - №3
Концептуальная фотография
Концептуальная фотография

В последнее время слово «концепт» стало очень модным. При этом концепт зачастую путают с метафизической фотографией. Концептом называют чуть ли не все подряд, все что вызывает у человека чувство модности и уникальности. А что же на самом деле означает слово «концепт»?

Концепт — мысль, представление, понятие, идея.

Концептуальное искусство — течение в искусстве, воспроизводящее определенные художественные идеи (концепты), подчеркиваемые надписями, графиками, схемами и т.д.

Концептуальные произведения зачастую вызывают у зрителя ощущение дискомфорта, непривычности, возникает ощущение искажения формы и пространства. Это связано с другим мироощущением и мировосприятием автора.

В идеале концептуальная фотография должна нести ясно читаемую и значимую идею, но при этом для ее правильного понимания зрителем необходим некий указатель, «толчок».

 
Просмотры: 2911
 

Комментарии: