Рене Гребли. Трамвай на Вестминстерском мосту. 1949. Серебряно-желатиновая печать. Собрание Тейт, Лондон, дар Eric and Louise Franck London Collection 2013. © Rene Groebli
Важнейший вклад в формирование интернационального портрета Лондона внесли иллюстрированные журналы – и они же являлись важнейшими популяризаторами модернистской эстетики в фотографии. Начиная с 1930-х годов, они все больше начинают ориентироваться на сюжетность картинки — на то, чтобы рассказывать с ее помощью различные истории. В Германии и во Франции эта тенденция проявлялась сильнее, чем в Британии — и это видно, например, по фотографиям Анри Картье-Брессона с коронации Георга VI. Брессон оказался в Лондоне в 1937 году по заданию одного французского журнала, но вместо того, чтобы фотографировать короля, увлекся толпой, которая ожидала появления коронационного кортежа. Тем не менее, именно эти фотографии стали его первой опубликованной репортерской работой. Другой пример фотожурналиста, который внес в образ Лондона континентальные инновации, — это Феликс Ман (представлен работой «В Лондоне зажигаются огни», 1945): его репортерская слава сложилась еще в Германии, в Великобританию он переехал в 1934 году, спасаясь от нацистов, и сразу по прибытии стал одним из основателей журнала Weekly Illustrated и сотрудником крупнейшего британского журнала Picture Post. После войны Picture Post приобретает международную популярность и приглашает к сотрудничеству многих молодых фотографов из разных стран — в частности, Марка Рибу, который приезжает в Лондон в 1954 году по редакционному заданию (в выставку входят 9 снимков, сделанных Рибу во время этой поездки).
При этом некоторые фотографы – в первую очередь, те, у кого было достаточно средств к самостоятельному существованию, — приезжали в Англию сами по себе. Например, Эмиль Хоппе, который родился в 1878 году в Германии и был на поколение старше большинства фотографов, представленных на выставке. Хоппе был достаточно обеспечен, чтобы начиная с 1932 года выпустить целый ряд фотокниг с видами Лондона, ставшего его вторым домом. Принципиально независимым был и великий Лартиг: он снимал Лондон скорее ради личного удовольствия, нежели для публикации, и фотопортрет его жены «Биби в Лондоне» (1926) является одновременно и документальным свидетельством о Лондоне той эпохи, и фотографией из «семейного архива».
Комментарии: