error
Регистрация

Дым и пар...

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Борис Соломатин
Опубликовано: 22.02.2014 в 18:45:47

Дым и пар.

О личности в фотографии и в жизни.

            Вот вы спрашиваете: как я добился таких успехов? Как стал владельцем известной всем галереи и издательского центра? Ну хорошо, не спрашиваете, думаете. Так вот, я много трудился, проводил бессонные ночи за изучением теории, а с утра, так и не поспав, я шел практиковаться. Я ездил по всему миру, и всегда со мной была моя камера. У меня долгое время ничего не получалось, друзья, прожигающие жизнь, смеялись надо мной, девушки недоуменно пожимали плечами… А потом мой отец отошел от дел и передал мне руководство компанией, в то же время скончался мой дед, известный нефтепромышленник…. (Из публичного выступления одного фотографа)

Вступление

            Чтобы говорить о какой-то исторической личности (я уже не говорю о том, чтобы пытаться скопировать эту личность!), хорошо бы понимать то время, те условия, то окружение, в котором эта личность трудилась. Также надо хотя бы стараться понять, что в вашем конкретном случае (если речь идет о копировании) эти условия вряд ли сложатся в ту же самую схему.

            Да, конечно, повторять с умным видом, слегка небрежно: Брессон, Брессон, − очень эффектно и на женский пол, безусловно, действует, вот только от этого заклинания фотографии не станут лучше. Давайте подумаем. Брессон был обеспеченный человек, он мог себе позволить заниматься любимым делом, не заботясь о хлебе насущном. Вы можете так? Если нет, то лучше помолчите. Брессон был художником-графиком, его начали учить с 5 лет. Вас тоже? Если нет, садитесь за книги, изучайте теорию, исследуйте рисунок. Вы можете содержать, как он, штат печатников? Если нет, идите лучше в музей и смотрите на полотна мастеров, не забывая изучать, как они жили…

            Поэтому все эти попытки повторения и обращения к сингулярному в виде какого-то признанного авторитета, на мой взгляд, весьма… как бы это помягче… недальновидны и непродуктивны. Ведь сказано в писании: «Не сотвори кумира, балбес». Но нет, нам только дай кумира сотворить! Конечно, лучшее брать необходимо. Смотреть, думать и на основе этого делать что-то свое. Вот только думать далеко не все из нас могут…

Глава 1

            Мы, все, кто держит фотоаппарат в руках, хотим проявить себя, заявить о себе миру через свои снимки. Те, кто, стыдливо отводя взгляд, заявляет, что он, дескать, снимает «для себя…», оправдывают этим, как правило, нежелание прислушиваться к конструктивной критике, а также нежелание развиваться и идти вперед. Во-первых, абсолютно все люди и абсолютно всё делают «для себя». Вообще, это более глубокая тема, требующая отдельного разговора. Скажу лишь вот что: раз вы выставили свое фото на всеобщее обозрение, будьте готовы к нападкам и не плачьте − или же смотрите свое произведение дома под подушкой.

            Каждому из нас хочется снять что-либо особенное и интересное. Мы ищем, иногда находим. Но чаще нет. Мне посчастливилось найти в 21 веке двери в прошлое, как я это называю: во время огня, угля и пара. Когда слово стоило больше жизни, звезды были ярче, а девушки красивее… И открыли мне эти двери – Паровозы….

            Иногда кто-то просит меня взять его с собой на съёмку, я обычно не отказываю и вообще не делаю секрета из многого. На этот счет у меня есть своя теория, но о ней как-нибудь в другой раз.

            В тот уже далекий и очень холодный февральский день пройти через временнЫе ворота со мной напросилась одна моя знакомая. Я провел инструктаж, принял зачет и дал добро. Девушка оказалась понятливой и разумной, подготовилась на славу, тепло оделась, взяла невообразимое количество объективов (еще бы, такой случай!), и мы выдвинулись на точку.

            День удался. Мороз градусов двадцать, переменная облачность и легкий снег, который иногда подсвечивался пробивающимися лучами солнца, ну и, конечно же, Его Величество Паровоз, который оказался настолько красивым, что лично я забыл, что установки на моем аппарате черт знает какие. И первое время я долбил в белый свет, как в копеечку.

            Кстати, у меня есть одно дурацкое свойство: когда я вижу хороший кадр, я начинаю паниковать, бояться его испортить и … обязательно порчу.

            Осознание того, что такого я больше не увижу, играет плохую роль. Поэтому тут очень полезны буддийские практики по очищению сознания от мусорных мыслей.

            Через какое-то время, придя в себя, я поправил настройки, хотя, если снимать в формате NEF, даже некорректные настройки дают шанс на исцеление нашего больного.

            Имея в обойме около тысячи кадров, можно развернуться. Сейчас, вспоминая былое время, когда я ездил на съемку с 36-ю, а то и 24-мя кадрами, я сам удивляюсь, как у меня еще что-то получалось, но это факт. Наличие запасного кадра всегда приятно, особенно если случай благоприятствует и если наша голова не забита всяческой мутью о чистоте и истинности фотографии. В такие моменты надо быть жадным, снимать все, что можно − и что нельзя тоже.

            Мерзнут пальцы и уши, хочется смалодушничать и сбежать в тепло.

            А погода и паровоз вытворяют такие штуки, которых мне до сегодняшнего дня видеть не приходилось.

            Вы удивитесь, но красивый дым у паровоза бывает довольно редко: для этого нужны специальные погодные условия, в солнечную и теплую погоду дыма и пара у паровоза практически не видно. Также нужны особые технические условия. Красивый дым у паровоза, когда он идет под тягой, например, с составом и в гору. Но поди же найди такой участок, да чтобы по нему ходили паровозы… Ну, а усы паровоз распускает только во время трогания, это помощник открывает специальные клапана, чтобы не выдавило дно цилиндров. Или еще можно попасть на киносъемки, там машинист делает с паровозом ужасные вещи, которые ему приказывает режиссер, и они очень плохо отражаются на паровой машине…

            Особый момент – момент трогания, тут складываются и движение под нагрузкой, и усы, и на этот раз действительность превзошла все ожидания.

            Пара было столько, что локомотив практически в нем скрылся.

            А потом начал медленно выезжать из этого облака пара, являя себя миру.

            Это было настолько красиво, что я только жал на спуск и молился о двух вещах: чтобы не кончились кадры и чтобы не перекосило патрон в патроннике.

            Судьба была благосклонна, и я продолжал снимать. Момент был очень красив и скоротечен

            Делаем вдогонку несколько контрольных выстрелов, и можно искать горячий чай и наркомовские 100 гр. за мужество и героизм, проявленные только что.

            Если вы меня спросите, какие кадры получились у моей знакомой, я отвечу так: у нее получились бы замечательные кадры, подозреваю, что даже намного лучше, чем мои. Тем более что мосфильмовское образование плюс замечательная фототехника это позволяли сделать, если бы…. Если бы вместе с теплой одеждой, тремя объективами и термосом с чаем она взяла бы батарейку к фотоаппарату, не оставив ее накапливать энергию в зарядном устройстве. Поэтому всю съемку ей пришлось кусать локти, пританцовывая от холода за моей спиной. Что с ней стало дальше? История умалчивает. Кто говорит, что она повторила судьбу Анны Карениной, бросившись под электричку, а другие рассказывают, что, мол, ушла она в далекий северный монастырь и проводит теперь время за молитвой и постом…

Глава 2

            Такие кадры требовали эпохального полотна, требовали размаха и грандиозности, поэтому я сделал еще несколько выездов, чтобы доснять материал Это были высотки и массовка к историческому фильму. В результате получилось изображение более двух метров шириной, если печатать оригинальный размер, да плюс еще запас для увеличения практически в два раза без потери качества. Собирать это изображение было легко, пряча многие объекты в клубах пара.

            Изображение легко переводилось в однотонное. Это, кстати, показатель того, что вы хорошо и правильно сделали монтаж. Хорошее гармоничное изображение обычно позволяет делать вольности с цветом, подтверждая качественность проделанной работы.

            Конечно, пар и дым можно делать с помощью специальных кистей (да и без них) но такой естественности, как у натуральных объектов, я, например, никогда не добивался. Главная трудность при вписывании дыма и пара с других фотографий заключается в подгонке границ, вот тут надо серьезно работать ластиком, кистью, добавлять слои с разной прозрачностью, а также корректирующие слои. В данном изображении это пришлось делать в меньшей степени, но все же пришлось, ну и добавить снежку, конечно…

            Я заметил одну интересную вещь. Делая коллаж, вы развиваете в себе способность к сочинительству, ведь каждый раз, делая картинку, вы сочиняете рассказ, объясняя − прежде всего себе − почему тот или иной объект занимает свое место. А вот неплохое знание редактора может сыграть с вами злую шутку, посеяв ложное чувство неуязвимости. Мысли, что вы все можете поправить, приводят к опасности стать небрежным в съемке, что, в свою очередь, приведет к загубленным кадрам, несделанной работе, дырке в бюджете, загубленной репутации и, в конечном счете, к вселенской катастрофе…

 

Николай Грамота (философ и путешественник)

Нина Гулиманова (редактор и соратник)

 
Просмотры: 5408
 

Комментарии:

Владимир ЯЩУК
Интересно. А с фотографшей Вы забавно нафантазировали:
"Кто говорит, что она повторила судьбу Анны Карениной, бросившись под электричку, а другие рассказывают, что, мол, ушла она в далекий северный монастырь и проводит теперь время за молитвой и постом…"
22.02.2014 - 19:46:31
 
Ulentill Елена
Борис, спасибо за эту новеллу! Очень интересно и поучительно!!!:)))
22.02.2014 - 20:56:51
 
Анатолий Мамичев
Интересно снято и обработано! Удивительно ,что можно печатать шириной свыше 3-х метров! Отличная техника! Ну, а дама уходя смело и не оглядываясь в далёкий монастырь, всегда знает , что есть потайная калитка на заднем дворе!;-)
23.02.2014 - 01:20:50
 
Анатолий Мамичев
Удивило, что можно ещё встретить паровоз на Рижском вокзале. Несколько лет назад я видел паровоз на съёмках фильма на Белорусском... Было тепло и дыма с паром там действительно было мало.
23.02.2014 - 01:25:14
 
Елена Мартынова
Есть там такой паровоз. Я его тоже видела. Это рядом с Рижским вокзалом. Платформа "Красный балтиец". Там и кино часто снимают, а паровоз в четыре часа дня каждый день катается. Его гоняют, чтобы не ржавел.)
Что касается статьи, то скажу, что любой труд всегда вознаграждается рано или поздно.Если чего-то добиваться, и всегда, и каждый божий день трудиться и работать над собой , то получится обязательно.У вас получилось, однозначно. И снимки очень хорошие. Навивает воспоминания о советском времени. Дух эпохи летает в фотографиях.Такое впечатление, что открылась невидимая дверь в истории и перенесла в ту самую минуту, но тогда, в советской эпохе. Передано историческое настроение, дух. Качество очень хорошее.Спасибо.)
23.02.2014 - 15:15:05
 
Peiper ///
Спасибо, Борис. Очень понравилось и очень полезно.
23.02.2014 - 23:55:04
 
Игорь Гришанин
Про паровоз теперь понятно, а люди откуда? Специально переодевали?
24.02.2014 - 18:00:16
 
Сергей Петров
Каждый раз жду с нетерпением, читаю, как главы из романа. :)
Спасибо, Борис Борисович.
С ув.
24.02.2014 - 22:57:39
 
Сергей Петров
Игорь, по тексту же написано - дополнительно снимал архитектуру и массовку к истоическому фильму.
С ув.
24.02.2014 - 22:58:27
 
Игорь Гришанин
Опять моя невнимательность.
25.02.2014 - 09:01:06
 
Николай Семёнов
Доступчиво и образно!))) Получил удовольствие от чтения, что в последнее время бывает достаточног редко.
25.02.2014 - 13:43:12
 
delete (id90236)
Спасибо, Борис.
Получила огромное удовольствие от прочитанного и увиденного здесь .
и Люди за дверью (Быль) !
26.02.2014 - 16:04:56
 
Борис Соломатин
Смущаете меня....
26.02.2014 - 16:09:05
 
Роман —-
Как всегда, качественно, познавательно, увлекательно...
Только мало... Борис, ждём продолжения!
27.02.2014 - 09:49:13
 
Вадим Лячиков
Да, Борис. Снимаю шляпу. Жму Вашу мужественную руку. Склоняю голову. Вытираю слёзы умиления, предательски побежавшие по моим небритым щекам. Верю Вам как родному! Хотел бы обнять как брата (фотографа))), но могучим усилием воли, подавляю в себе этот панибратский порыв как неуважительный. Уныло потупясь удаляюсь прочь, дабы не в силах подавить в себе вспышки зависти к Вам и злость к своей обычной лени. Пойду в музЭй, штудировать полотна великих. И достану аккумулятор из зарядки!
06.03.2014 - 07:22:13
 
Борис Соломатин
По обилию текста, я так понимаю, денег Вы не дадите! :о(
06.03.2014 - 12:44:42
 
Peiper ///
Борис - браво!!!!!!!!!))) Во уделал)))) 5+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
06.03.2014 - 12:46:42
 
Борис Соломатин
Не дадут! :о/
06.03.2014 - 12:48:42
 
Любовь Изоткина
10 евро вас устроит? Больше пока не могу)))) (Шутка)

Приятный стиль. Хочется читать до бесконечности. Спасибо!
20.03.2014 - 00:38:10
 
Борис Соломатин
В каком смысле 10 евро, может устроит, а может нет? Что Вы у меня за них хотите купить? Почку? :о)
20.03.2014 - 00:41:15
 
Рина ***
"Кстати, у меня есть одно дурацкое свойство: когда я вижу хороший кадр, я начинаю паниковать, бояться его испортить и … обязательно порчу." Как это знакомо! Спасибо за интересный рассказ и фотографии!
19.07.2014 - 23:12:44
 
Дмитрий Захаров
Браво. Что еще добавить
03.11.2014 - 16:15:59
 
delete (id153870)
Рассказ заворожил, очень интересно.
08.07.2015 - 22:24:12
 
Борис Соломатин
:о)
08.07.2015 - 22:25:54