Дым и пар.
О личности в фотографии и в жизни.
Вот вы спрашиваете: как я добился таких успехов? Как стал владельцем известной всем галереи и издательского центра? Ну хорошо, не спрашиваете, думаете. Так вот, я много трудился, проводил бессонные ночи за изучением теории, а с утра, так и не поспав, я шел практиковаться. Я ездил по всему миру, и всегда со мной была моя камера. У меня долгое время ничего не получалось, друзья, прожигающие жизнь, смеялись надо мной, девушки недоуменно пожимали плечами… А потом мой отец отошел от дел и передал мне руководство компанией, в то же время скончался мой дед, известный нефтепромышленник…. (Из публичного выступления одного фотографа)
Вступление
Чтобы говорить о какой-то исторической личности (я уже не говорю о том, чтобы пытаться скопировать эту личность!), хорошо бы понимать то время, те условия, то окружение, в котором эта личность трудилась. Также надо хотя бы стараться понять, что в вашем конкретном случае (если речь идет о копировании) эти условия вряд ли сложатся в ту же самую схему.
Да, конечно, повторять с умным видом, слегка небрежно: Брессон, Брессон, − очень эффектно и на женский пол, безусловно, действует, вот только от этого заклинания фотографии не станут лучше. Давайте подумаем. Брессон был обеспеченный человек, он мог себе позволить заниматься любимым делом, не заботясь о хлебе насущном. Вы можете так? Если нет, то лучше помолчите. Брессон был художником-графиком, его начали учить с 5 лет. Вас тоже? Если нет, садитесь за книги, изучайте теорию, исследуйте рисунок. Вы можете содержать, как он, штат печатников? Если нет, идите лучше в музей и смотрите на полотна мастеров, не забывая изучать, как они жили…
Поэтому все эти попытки повторения и обращения к сингулярному в виде какого-то признанного авторитета, на мой взгляд, весьма… как бы это помягче… недальновидны и непродуктивны. Ведь сказано в писании: «Не сотвори кумира, балбес». Но нет, нам только дай кумира сотворить! Конечно, лучшее брать необходимо. Смотреть, думать и на основе этого делать что-то свое. Вот только думать далеко не все из нас могут…
Глава 1
Мы, все, кто держит фотоаппарат в руках, хотим проявить себя, заявить о себе миру через свои снимки. Те, кто, стыдливо отводя взгляд, заявляет, что он, дескать, снимает «для себя…», оправдывают этим, как правило, нежелание прислушиваться к конструктивной критике, а также нежелание развиваться и идти вперед. Во-первых, абсолютно все люди и абсолютно всё делают «для себя». Вообще, это более глубокая тема, требующая отдельного разговора. Скажу лишь вот что: раз вы выставили свое фото на всеобщее обозрение, будьте готовы к нападкам и не плачьте − или же смотрите свое произведение дома под подушкой.
Каждому из нас хочется снять что-либо особенное и интересное. Мы ищем, иногда находим. Но чаще нет. Мне посчастливилось найти в 21 веке двери в прошлое, как я это называю: во время огня, угля и пара. Когда слово стоило больше жизни, звезды были ярче, а девушки красивее… И открыли мне эти двери – Паровозы….
Иногда кто-то просит меня взять его с собой на съёмку, я обычно не отказываю и вообще не делаю секрета из многого. На этот счет у меня есть своя теория, но о ней как-нибудь в другой раз.
В тот уже далекий и очень холодный февральский день пройти через временнЫе ворота со мной напросилась одна моя знакомая. Я провел инструктаж, принял зачет и дал добро. Девушка оказалась понятливой и разумной, подготовилась на славу, тепло оделась, взяла невообразимое количество объективов (еще бы, такой случай!), и мы выдвинулись на точку.
День удался. Мороз градусов двадцать, переменная облачность и легкий снег, который иногда подсвечивался пробивающимися лучами солнца, ну и, конечно же, Его Величество Паровоз, который оказался настолько красивым, что лично я забыл, что установки на моем аппарате черт знает какие. И первое время я долбил в белый свет, как в копеечку.
Кстати, у меня есть одно дурацкое свойство: когда я вижу хороший кадр, я начинаю паниковать, бояться его испортить и … обязательно порчу.
Осознание того, что такого я больше не увижу, играет плохую роль. Поэтому тут очень полезны буддийские практики по очищению сознания от мусорных мыслей.
Через какое-то время, придя в себя, я поправил настройки, хотя, если снимать в формате NEF, даже некорректные настройки дают шанс на исцеление нашего больного.
Имея в обойме около тысячи кадров, можно развернуться. Сейчас, вспоминая былое время, когда я ездил на съемку с 36-ю, а то и 24-мя кадрами, я сам удивляюсь, как у меня еще что-то получалось, но это факт. Наличие запасного кадра всегда приятно, особенно если случай благоприятствует и если наша голова не забита всяческой мутью о чистоте и истинности фотографии. В такие моменты надо быть жадным, снимать все, что можно − и что нельзя тоже.
Мерзнут пальцы и уши, хочется смалодушничать и сбежать в тепло.
А погода и паровоз вытворяют такие штуки, которых мне до сегодняшнего дня видеть не приходилось.
Вы удивитесь, но красивый дым у паровоза бывает довольно редко: для этого нужны специальные погодные условия, в солнечную и теплую погоду дыма и пара у паровоза практически не видно. Также нужны особые технические условия. Красивый дым у паровоза, когда он идет под тягой, например, с составом и в гору. Но поди же найди такой участок, да чтобы по нему ходили паровозы… Ну, а усы паровоз распускает только во время трогания, это помощник открывает специальные клапана, чтобы не выдавило дно цилиндров. Или еще можно попасть на киносъемки, там машинист делает с паровозом ужасные вещи, которые ему приказывает режиссер, и они очень плохо отражаются на паровой машине…
Особый момент – момент трогания, тут складываются и движение под нагрузкой, и усы, и на этот раз действительность превзошла все ожидания.
Пара было столько, что локомотив практически в нем скрылся.
А потом начал медленно выезжать из этого облака пара, являя себя миру.
Это было настолько красиво, что я только жал на спуск и молился о двух вещах: чтобы не кончились кадры и чтобы не перекосило патрон в патроннике.
Судьба была благосклонна, и я продолжал снимать. Момент был очень красив и скоротечен
Делаем вдогонку несколько контрольных выстрелов, и можно искать горячий чай и наркомовские 100 гр. за мужество и героизм, проявленные только что.
Если вы меня спросите, какие кадры получились у моей знакомой, я отвечу так: у нее получились бы замечательные кадры, подозреваю, что даже намного лучше, чем мои. Тем более что мосфильмовское образование плюс замечательная фототехника это позволяли сделать, если бы…. Если бы вместе с теплой одеждой, тремя объективами и термосом с чаем она взяла бы батарейку к фотоаппарату, не оставив ее накапливать энергию в зарядном устройстве. Поэтому всю съемку ей пришлось кусать локти, пританцовывая от холода за моей спиной. Что с ней стало дальше? История умалчивает. Кто говорит, что она повторила судьбу Анны Карениной, бросившись под электричку, а другие рассказывают, что, мол, ушла она в далекий северный монастырь и проводит теперь время за молитвой и постом…
Глава 2
Такие кадры требовали эпохального полотна, требовали размаха и грандиозности, поэтому я сделал еще несколько выездов, чтобы доснять материал Это были высотки и массовка к историческому фильму. В результате получилось изображение более двух метров шириной, если печатать оригинальный размер, да плюс еще запас для увеличения практически в два раза без потери качества. Собирать это изображение было легко, пряча многие объекты в клубах пара.
Изображение легко переводилось в однотонное. Это, кстати, показатель того, что вы хорошо и правильно сделали монтаж. Хорошее гармоничное изображение обычно позволяет делать вольности с цветом, подтверждая качественность проделанной работы.
Конечно, пар и дым можно делать с помощью специальных кистей (да и без них) но такой естественности, как у натуральных объектов, я, например, никогда не добивался. Главная трудность при вписывании дыма и пара с других фотографий заключается в подгонке границ, вот тут надо серьезно работать ластиком, кистью, добавлять слои с разной прозрачностью, а также корректирующие слои. В данном изображении это пришлось делать в меньшей степени, но все же пришлось, ну и добавить снежку, конечно…
Я заметил одну интересную вещь. Делая коллаж, вы развиваете в себе способность к сочинительству, ведь каждый раз, делая картинку, вы сочиняете рассказ, объясняя − прежде всего себе − почему тот или иной объект занимает свое место. А вот неплохое знание редактора может сыграть с вами злую шутку, посеяв ложное чувство неуязвимости. Мысли, что вы все можете поправить, приводят к опасности стать небрежным в съемке, что, в свою очередь, приведет к загубленным кадрам, несделанной работе, дырке в бюджете, загубленной репутации и, в конечном счете, к вселенской катастрофе…
Николай Грамота (философ и путешественник)
Нина Гулиманова (редактор и соратник)
Комментарии:
"Кто говорит, что она повторила судьбу Анны Карениной, бросившись под электричку, а другие рассказывают, что, мол, ушла она в далекий северный монастырь и проводит теперь время за молитвой и постом…"
Что касается статьи, то скажу, что любой труд всегда вознаграждается рано или поздно.Если чего-то добиваться, и всегда, и каждый божий день трудиться и работать над собой , то получится обязательно.У вас получилось, однозначно. И снимки очень хорошие. Навивает воспоминания о советском времени. Дух эпохи летает в фотографиях.Такое впечатление, что открылась невидимая дверь в истории и перенесла в ту самую минуту, но тогда, в советской эпохе. Передано историческое настроение, дух. Качество очень хорошее.Спасибо.)
Спасибо, Борис Борисович.
С ув.
С ув.
Получила огромное удовольствие от прочитанного и увиденного здесь .
и Люди за дверью (Быль) !
Только мало... Борис, ждём продолжения!
Приятный стиль. Хочется читать до бесконечности. Спасибо!