Фотограф Наталья Токарева предпочитает называть себя Марусей, и это сразу ассоциируется с ощущением тепла и домашнего уюта. Наверное, у фотографируемых ею детей и их родителей это вызывает симпатию, что в работе семейного и детского фотографа очень важно, согласитесь. Но Маруся занимается не только непосредственно фотографией. Помимо участия в выставках, она также является организатором ежегодного фотофестиваля «ОБЪЕКТИВно о детях», проводит вебинары, мастер-классы и консультации по фотографии и преподает в онлайн-фотоклубе для мам «Мамарацци».
Детские фото от самого сердца. Наталья Токарева
- Расскажите, пожалуйста, как вы открыли для себя детскую и семейную фотографию?
- Как и многие, с рождением ребенка. Хотелось фотографировать дочь просто непрерывно: фиксировать, как она меняется, как живет и какие эмоции испытывает. В нашей семье это традиция – мой папа неплохо фотографировал, и семейные альбомы довольно объемные. А потом увлечение стало профессией; моя история в этом смысле совершенно не уникальна.
- Как вы думаете, какие черты характера должны быть свойственны фотографу, снимающему детей и семьи?
- Мы все очень разные, с разным подходом к работе, но мне кажется, главное, что объединяет и характеризует нас, – мы любим то, что делаем, и тех, кто попадает в объектив камеры.
- Что самое сложное в работе семейного фотографа?
- Для меня самое сложное и есть самое интересное. Очень важно стать другом человеку, что находится напротив тебя. С друзьями любая съемка становится легче и искренней.
- Как вы оцениваете состояние современного российского фоторынка?
- Если говорить о рынке, то мало что изменилось за последние несколько лет. Сейчас мы находимся на этапе количественного насыщения – появляется невероятно много новых имен, новых фотографов. Думаю, что уже довольно скоро наступит перенасыщение рынка и начнется качественный рост профессии. Я этого очень жду, с интересом.
- Есть ли мастера детской фотографии на Западе, творчество которых для вас особенно важно?
- Все больше прихожу к тому, что мне интереснее наблюдать за происходящим в России. Фотография – это язык без слов, любой снимок может что-то рассказать. Мне кажется, что работы некоторых моих коллег гораздо информативнее и интеллектуальнее, чем работы западных мастеров. Наш творческий менталитет отличается от западного, и для меня он более привлекателен. Но интересно то, что на Западе очень высок уровень именно любительской семейной фотографии; мне бы хотелось, чтобы и у нас были шаги в этом направлении. Одна из моих фотошкол как раз этим и занимается: я много работаю с любителями, с увлекающимися фотографией мамами. Некоторые из них перешли на профессиональный уровень и стали моими коллегами, другие снимают только своих детей, но этими семейными альбомами я горжусь!
О технике
- Как вы думаете, насколько влияет техника на достижение задуманного результата и воплощения образа?
- Хорошая техника дает больше возможностей при сложном свете или в непростой ситуации, но хорошо снять можно и на телефон, если понимаешь, чего хочешь.
- Поймать кадр с искренней улыбкой ребенка – заслуга камеры или фотографа? Или того и другого вместе?
- На съемке главный – фотограф, а не камера. По большому счету именно фотограф, зная досконально свою технику, ловит момент. А фотоаппарат должен помогать в работе, не больше, но и не меньше.
- На каком примерно расстоянии от ребенка вы находитесь? Какие объективы чаще всего используете?
- Мое любимое фокусное – 85 мм, но в зависимости от ситуации и желаемого кадра это может быть и более широкий угол, и телевик. Собственно, от задачи зависит и расстояние до ребенка: мы можем быть совсем рядом друг с другом, а можем находиться далеко.
О проекте
- Как вы думаете, способен ли подобный проект поддержать развитие детской и семейной фотографии в России?
- Я не очень люблю слово «популяризация», но тем не менее это очень важный этап. Семейная фотография должна развиваться в разных направлениях, не только в коммерческом смысле, но и как традиция; фотоаппарат в семье – это очень важно. И важно качество того, что получается.
О творчестве
- Сколько времени вам понадобилось для поиска собственного стиля?
- Мои фотографии – это мой взгляд на сегодняшний мир, и их стиль полностью зависит от моего мироощущения. Меняюсь я – меняются и они. Так что, если философствовать на эту тему, я всегда в поиске, потому что всегда есть чему учиться.
- Сколько времени вы тратите на пост-обработку?
- Минимум возможного. В мире столько интересного, что тратить много времени на фотошоп я просто не имею права. Гораздо проще чисто снимать, чтобы потом основная работа заключалась только в отборе фотографий и легкой коррекции. Все-таки мне интереснее делать фотографии реального мира, чем придумывать в фотошопе нереальный.
- Как бы вы определили формулу своего успеха?
- Я делаю то, что люблю, и то, что мне интересно. Не вижу смысла заниматься тем, что не приносит удовольствия. А если есть драйв и удовольствие, то будут и результаты, я уверена в этом.
- Как часто вы фотографируете собственную семью? К повседневной съемке подходите настолько же профессионально?
- Чем отличается коммерческая съемка от съемки для своей семьи? Только словом «коммерческая». Все остальное идет в семейный альбом, поэтому должно быть на уровне. Для меня важна не частота съемок, а их качество. У дочери вполне приличный альбом. Но в смысле фотографий именно семьи я, как и многие коллеги, сапожник без сапог. Семейных снимков у нас, к сожалению, мало. Для этого нужен другой фотограф (улыбается).
Советы
- Что вы можете посоветовать тем, кто планирует сделать карьеру в жанре семейной и детской фотографии?
- Глядя на огромное количество начинающих фотографов, вынуждена отметить, что большинству из них очень не хватает желания учиться и развиваться именно в профессиональном смысле. А это один из основных факторов, который двигает вперед в любом деле, и фотография не исключение. Маркетинг и менеджмент – замечательные вещи, но в первую очередь человек должен понять и изучить ремесло, а не способы его продвижения. Будьте наблюдательны и любопытны. Ищите себя, свой путь; это сложнее, но гораздо интереснее!
- Какие объективы и камеру вы могли бы посоветовать тем, кто только начинает заниматься фотографией? Раньше все начинали со сложных зеркальных камер. Сегодня рынок фотоаппаратов пополнился легкими беззеркальными камерами, которые меньше по весу и при этом готовы конкурировать с профессиональными зеркалками. Может, стоит обратить внимание именно на них?
- Многие мои клиенты, купив довольно дорогостоящие камеры и объективы профессионального уровня, оказались разочарованы. Профессиональная камера требует сил (в том числе и физических) и времени. Не все, далеко не все, к этому готовы и хотят носить с собой на семейную прогулку килограммы фотооборудования, а потом сидеть в фотошопе. Я убеждена, что профессиональная камера – для профессиональной работы. В быту достаточно иметь легкую, компактную камеру, которая позволит качественно фиксировать жизнь семьи, но при этом сможет достойно решать и какие-то творческие задачи.
Источник: rosphoto.com
Смотрите также:
Ольга Листопадова. Профессиональному фотографу надо много учиться
Комментарии: