Другое название для «гиперфокального расстояния» – это «начало бесконечности».
Начнем с того, что в фотографии часто необходимо знать о специфике одного любопытного явления, а именно – глубины резкости (ГРИП) при фокусировке на бесконечность. Естественно, что художественный смысл при расстановке акцентов имеет только передняя граница зоны резкости, все остальное – условно говоря, «дальше бесконечности». Воспользуемся этим свойством при заданном значении диафрагмы, и попробуем увеличить глубину резкости.
Для этого нужно сфокусировать объектив (да-да, например, руками, по рискам на объективе) не на бесконечности, а на так называемое «гиперфокальное расстояние». На практике это означает «по точкам» или «на глазок провести» фокусировку по объектам на ближней границе зоны резкости для бесконечности. Тогда передняя граница резко изображаемого пространства (ГРИП) приблизитсявдвое, а бесконечность окажется на дальней границе ГРИП. Располагая объекты съёмки не ближе этого расстояния, вы получите всё изображаемое пространство на фотографии безусловно резким. Это важно при расстановке акцентов на пейзажном снимке. Гиперфокальное расстояние – инструмент, позволяющий определять, какая область окажется в фокусе.
Расчет гиперфокального расстояния по точным критериям всегда включает диафрагменное число. Это значит, что для каждой ситуации съемки свое расстояние фокусировки по этому способу.
Для некоторых диафрагменных чисел ГФР полезно запомнить. Многие фотографы при выезде на ландшафт берут с собой распечатку таблицы гиперфокального расстояния.
Итак, какие преимущества знания гиперфокального расстояния? Можно при достаточно открытой диафрагме смело снимать пейзажи с передним планом, т.е. совсем необязательно зажимать диафрагму до f/14. При этом открытая диафрагма позволяет выставить более короткую выдержку, что немаловажно при съемке моментов движения.
Самую лучшую и понятную таблицу гиперфокальных расстояний я нашел в книге Карл Хейлмен II “Пейзажная фотография“. Там есть расчет для всех фокусных расстояний и диафрагм.
Другой важный аспект.
Как известно, существуют жестко закрепленные объективы, сфокусированные именно на гиперфокальное расстояние (т.н. «свободный фокус»). Это решение представляется оптимальным для обеспечения области резкого отображения, если размеры кадра невелики, и не требуется высокого разрешения картинки – такая технология применяется, например, в примитивных мобилокамерах. Чем не доказательство удобства?
Между тем, опытным фотографам известно, что полагаться исключительно на цифры не следует. Даже, пользуясь шкалой и таблицами, со значениями «кружка рассеяния» для определения гиперфокального расстояния при известных условиях съемки для собственной, привычной камеры, всегда нужно ориентироваться по ситуации. В зависимости от сюжета, погоды, от качества оптики, нужно творчески подходить к определению глубины резко отображаемого пространства. И выбирать соответствующим образом параметры диафрагмы и фокусировки.
Коротко и понятно.
Гиперфокальное расстояние – это на какой точке нужно сфокусироваться и при какой диафрагме, чтобы весь кадр получился в резкости (ГРИП). Думаю вот так будет всем понятнее. Пользоваться просто, открываем таблицу гиперфокальных расстояний, находим фокусное расстояние объектива, находим нужную диафрагму и смотрим: 1 – ближайшую фокусную точку, 2 – на какой точке нужно сфокусироваться.
взято с http://world-of-photo.ru/
Комментарии:
Мне кажется, кроме как для натюрморта, наверное, вычисление границ ГРИП с точностью до сантиметра лишено всякого практического смысла. Особенно при съёмке в полевых условиях. Не пойдёшь ведь снимать пейзаж с рулеткой.
Поэтому, в практических целях вполне достаточно с помощью любого калькулятора ГРИП построить небольшую табличку для своего фотоаппарата, причём только для некоторых наиболее часто применяемых фокусных расстояний. При этом нет никакой необходимости учитывать какие-то "тонкие особенности" самих объективов.