Наверное, вам не раз доводилось слышать, что для съемки портрета идеально подходят объективы с фокусным расстоянием, равным трехкратной стороне кадра. Классическое портретное фокусное расстояние для 35мм пленки находится в диапазоне 80-135мм и около 150-400мм для крупноформатных камер, которые исторически являются первыми в фотографии. Считается, что такое фокусное расстояние дает наиболее привлекательные пропорции лица в формате портрета, но насколько велика разница?
Зависимость фото портрета человека от фокусного расстояния
В этой серии портретов использованы фокусные расстояния от 200мм (телеобъектив) до 20мм (широкоугольный объектив). О привлекательности фотографий на обоих концах спектра можно спорить. Сразу вспоминается мнемоническое правило о том, что теле-объектив делает из лица «пиццу», а широкоугольник — «лошадь». Возможно поэтому фокусное расстояние для портретной фотографии находится где-то посередине (во всяком случае для 35мм камер).
Это довольно интересный эксперимент, и его легко повторить в домашних условиях, если вы не верите тому, что видите в интернете. Но виной ли тому фокусное расстояние? Обратите внимание, что каждый снимок сделан с сохранением объекта съемки в кадре одного объема. Это означает, что вы двигаете камеру ближе или дальше от объекта с каждым новым фокусным расстоянием.
Такой же результат получил и Джон Корниселло в серии снимков с одним объективом с фокусным расстоянием в 20мм, изменяя расстояние до объекта съемки, а затем кадрируя результат так, чтобы объект занимал одинаковый объем на каждом снимке.
Попробуем разобраться, почему так происходит.
Радикальные изменения вызваны сжатием перспективы. Если вы снимете портрет кого-то издалека, относительное расстояние между носом и ушами будет минимальным, к примеру, 5% расстояния от ушей до объектива, и это значит, что все части лица будут находятся примерно на одинаковом расстоянии от камеры и лицо кажется плоским. Но если вы снимаете кого-то на расстоянии в 5 см, относительное расстояние между ушами и носом становится гораздо больше, скажем, 50% расстояния от ушей до объектива, и нос становится более заметным чем уши, которые кажутся дальше. Лицо начинает выглядеть искаженным.
Другими словами, не фокусное расстояние вызывает искажения —искажения вызывает расстояние до объекта. Фокусное расстояние объектива просто определяет угол зрения и увеличение. Так широкоугольный объектив будет иметь более широкий угол зрения и будет включать в себя большую часть сцены. Но это не будет менять перспективу, если вы не перемещаете камеру.
Вы можете подумать, что лучший портрет будет снят с большего расстояния. Но, наверное, это не совсем так. На большом расстоянии лицо становится таким плоским, что подушкообразная дисторсия становится проблемой. Идеальным будет средняя дистанция, что-то близкое к расстоянию нашего естественного видения.
Конечно ничего из этой статьи не следует рассматривать как правило в фотографии. В зависимости от ваших задач вы можете снимать портреты любыми объективами и с любого расстояния — так, как вам нравится. Но теперь, творчески используя эти знания, вы сможете избегать ненужных искажений или даже использовать их, чтобы искажать изображение портретируемого в лучшую сторону.
Как часто вы слышали, что увеличение при помощи объектива дает не такой результат, как увеличение ногами? И ведь это правда! И теперь вы знаете почему.
Комментарии:
Стоп! Практически я хорошо знаю, какое ФР лучше для съемки портретов, но в вышеприведенном предложении я ничего не понял. Как мерять расстояние от ушей до объектива? Чем? Линейкой? или рулеткой? Или надо всё время смотреть на шкалу расстояний, забывая про объект съемки, который будет стоять или сидеть и ждать, пока мы для его ушей выберем тот самый нужный объектив? ИМХО такое теоретизирование, позволю сказать, на пустом месте - не прибавляет очков статье. Гпавный вывод сделан самим автором: "В зависимости от ваших задач вы можете снимать портреты любыми объективами и с любого расстояния — так, как вам нравится." И всё. Остальное - задача для головы фотографа. Не стоит взрослых людей кормить столь тщательно пережеванной манной кашей.