«Вы видите это?» - мантра фотографов. Мой наставник – Мирон Барнстоун, задавал этот вопросы каждый день в надежде, что мы на самом деле видим. Этот очевидный вопрос заставил меня задуматься о том, что, несмотря на то, что я видел работы Картье-Брессона, читал его книги, большинство его фотографий остались скрытыми от наших глаз. Каждый кадр создан на основе тонкого дизайнерского чутья, а это большая редкость среди современных фотографов.
Анри Картье-Брессон, часть 1
Почему Анри Картье-Брессон такой хороший фотограф? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно детально разобрать его работы.
Если кто-то хочет вам доказать, что тот или иной художник великий, им нужно будет доказать это не просто объяснять как выглядит работа, а что было сделано, чтобы получилось так, а не иначе. Дифирамбы в честь фотографа и слова о том, какой он волшебник, мастер и пр. – просто эмоции. Но если вы пытаетесь понять фотографию, все эти комплименты, конечно, приятны, но бесполезны. Я не говорю о том, что это пустые слова, просто, чтобы оценить работы Картье-Брессона по достоинству, нужно «расшифровать» то, что он сделал.
Он написал достаточно много книг, чтобы мы могли лучше его понять, также у него брали многочисленные интервью, на которых он изображал звука спуска затвора как «Бах!» И лучше, наверное, его фотографии не описать.
Чарли Рос в интервью спросил у Картье-Брессона: «В чем секрет отличной композиции?», ответом было: «Геометрия». Ответ простой и достойный мастера дзен. В этой статье мы расскажем об основных геометрических элементах в работах этого выдающего мастера фотографии:
1.Взаимосвязь с фоном
2.Сходства с окружающими объектами
3.Игра теней
4.Искусство ждать, а не охотиться
5.Анализ диагоналей
Я бы хотел в этой статье рассказать о своих собственных умозаключениях, и также моего учителя Мирона Барнстоуна, о том, как мы можем использовать опыт Анри, чтобы сделать свои работы не менее выдающимися.
1.Взаимосвязь с фоном
Мы знаем, чтобы сделать качественный снимок, объект съемки должен быть светлым.
Ранние работы Картье-Брессона не кричали о том, что он станет мастером в своем деле. Но разница между большинством из нас и Анри в том, что он по мере своего роста никогда не забывал об основах фотографии. Почему?
Картье-Брессон с ранних лет учился у таких мастеров как Андрэ Лот. И его научили, что зритель должен без труда ответить на 2 вопроса, когда смотрит на картинку:
1.Кто объект?
2.И какой фон?
Если хотя бы один из ответов вызывает затруднение, значит, что-то не так.
Главный принцип: у вас должен быть либо СВЕТЛЫЙ ОБЪЕКТ НА ТЕМНОМ ФОНЕ, ЛИБО ТЕМНЫЙ ОБЪЕКТ – НА СВЕТЛОМ.
И не важно, снимаете ли вы котенка или корабль, объект должен выделяться на фоне, иначе мы не будем знать, на что смотреть. Изучая работы Анри, сравнивая их со своими, проведите следующий эксперимент. Выберите любую фотографию Анри, если опустить все детали, мы видим четкий объект, на четком фоне. Может быть это звучит очень просто. Но вы удивитесь, что в работах других уличных фотографов этого нет. И если мы последуем этому примеру, будем соблюдать этот принцип, возможно, мы будем на шаг ближе к совершенству.
2 Сходства с окружающими объектами
Итальянский художник Паоло Учелло создал серию картин, на которых изображены битвы, проходившие во Флоренции. На них вы можете увидеть рыцарей, мечи, копья и прочие заостренные предметы разной формы и размеров. И это очень хороший художественный прием – повторять формы. И Картье-Брессон понимал это. Он внимательно осматривал объекты на заднем плане, которые могут помочь реализовать его идею.
Фотографы, особенно в первые годы своего творчества, обращают внимание только на объект съемки и зачастую забывают о заднем плане.
Зачем фотограф обрезал мать на снимке ниже? Потому что здесь главное – кости. Кожа и кости, а не выражение лица матери.
Нельзя не уловить сходство между колесом, которое возможно уехало из кадра через пару секунд, рукой и ребрами ребенка. Это мог быть обычный портрет, но стало произведением искусства. Вам нужно всего лишь прищурить глаза, так вы увидите формы, которые четче выделяются. Никак не связанные ребенок на руках матери и тележка, оказываются продуманной идеей – показывают как люди страдают от голода.
3 Игра теней
У фотографа есть уникальная возможность использовать освещение как объект. В жизни вы не можете взять тень в руку, потрогать ее, чем быстрее вы пытаетесь догнать ее, тем быстрее она убегает. Но в фотографии все иначе. Вы можете использовать тени в качестве простых забав - детских игр теней или как различные оптические иллюзии. Анри показывает нам, как можно играть с тенями, как использовать их в сюрреалистическом ключе, как заставить их танцевать.
Как мы уже отмечали раньше, мы постоянно ищем темный фон для светлого объекта или наоборот. Но что делать, если у нас нет ни подходящего объекта, ни заднего плана? Картье-Брессон вместо того, чтобы избегать сильных теней от яркого дневного света, любил играть с арками, которых в Европе не счесть. Он использовал тени, в качестве главного элемента в фотографии. Иногда создается ощущение, что ты будто смотришь на картины М.К. Эшера. Вы не можете понять идет ли лестница вверх, или вниз. Нам нужно только внимательно присматриваться к тому, что нас окружает, чтобы создать необычный оптический эффект.
В молодости на Картье-Броссона большое влияние оказали сюрреалисты, которые любили объединять 2 вещи, которые не могут совместно сосуществовать. Такие художники как Рене Магритт стали известными благодаря своему миру противоречий. Анри нашел применение своим сюрреалистическим знаниям в игре теней. Он создает иллюзию того, что объект стоит на тени, тем самым тень становится чем-то осязаемым.
Картье-Брессон всю жизнь был анархистом. И, кажется, каждая его работа – способ подшутить над нестабильностью нашего мира. Эти шутки также вписываются в его буддистские убеждения о вселенной. Буддисты верят, что ничто не вечно. Нет константы. И единственная причина, почему мы не понимаем этого – ограничения в нашем сознании. Решить эту философскую дилемму можно на примере мальчика, стоящего в тени. Тень и мальчик – это загадка о земле, по которой мы ходим, и если все не вечно, может нам стоит посмеяться над самим собой.
Чем Картье-Брессон отличается от других фотографов? Его работы не требуют дополнительных объяснений, на них можно часами медитировать. Нам не нужно много знать о Картье-Брессоне, чтобы понять, что этот человек по-философски смотрит на мир.
Картье-Брессон использует тени, чтобы соединяться вещи, которые обычно никак не связаны. В более поздние годы своего творчества он много путешествовал по Индии. Веками в Индии существовало сильнейшее разделение между социальными классами людей. Так, конечно, было почти во всем мире, но в Индии в ходе истории эта дурная слава сохранилась.
Во время своего путешествия Картье-Брессон общался и с элитой, и с самыми простыми людьми в Индии. Он показывает нам как мужчина спокойно спит на улице на тележке. Мы никогда не узнаем, что ему снилось, может быть это были сны о лучшей жизни. Но пока он спал, Анри сделал так, чтобы он спал не на телеге, а в роскошном дворце.
Изучая его работы, для меня стало очевидно его чувство сострадания к незнакомцам. Он снимал такие моменты, которые добавляют почета и достоинства обычным рабочим на обеде. Я не могу с уверенностью утверждать, что он боролся за права меньшинств и бунтовал против своего воспитания. Скорее всего, его сострадание росло, когда она путешествовал по миру. Мне кажется, ничто так не развивает гуманность в людях, как путешествия. За пределами нашей родины наши сердца наполняются тоской, когда мы видим людей, которым повезло меньше, чем нам. А Картье-Брессон путешествовал постоянно в течение почти 40 лет. И неважно, куда вы едите, или как вы добираетесь до пункта назначения, почти каждый путешественник согласится с высказыванием: «Люди везде одинаковые». Анри напоминает нам, что наше положение в обществе зависит от нашего восприятия.
Читайте также Анри Картье-Брессон, часть 2
Источник - http://www.adammarelliphoto.com
Комментарии: