Два LED-лидера
На рынке студийного оборудования России на сегодняшний день представлены два основных производителя LED-осветителей с байонетом Bowens – Jinbei EF-100 LED Sun Light и Raylab Xenos LED-99. Есть еще, конечно же, Rekam Coollight 1500, но он продается только в комплекте и от прибора Raylab Xenos LED-99 отличается только дизайном задней панели, где расположено управление, а в целом все, что будет написано про свойства Raylab Xenos LED, будет верно и для Rekam Coollight.
В 2014 году оба бренда (Jinbei и Raylab) привезли в Россию значимые новинки – приборы на 200 Вт (Jinbei EF-200 LED Sun Light и Raylab Xenos Led RLD-200 соответственно). И если предыдущие модели на 100 Вт были аналогами 800-ваттным галогенкам (по заявлениям производителей) и уступали по светимости самому распространенному галогенному прибору на 1000 Вт, то новые приборы сделали еще один шаг к завоеванию мирового господства в студиях.
Данный обзор посвящен этим двум приборам – Raylab Xenos LED-99 и Jinbei EF-100 LED Sun Light. В нем мы сравним характеристики осветителей по дизайну, свету (качеству и количеству), управлению и другим параметрам.
- Дизайн
Первое, на что всегда обращают внимание, естественно, – дизайн. Оба LED-осветителя черного цвета, это классический цвет для большинства студийных приборов.
Jinbei EF-100 LED Sun Light изготовлен в характерном для студийных импульсных моноблоков дизайне – черном алюминиевом корпусе, задняя панель выполнена из пластика с пластиковой же ручкой. Всем своим видом он демонстрирует свое родство с обычными студийными приборами, которыми фотографы уже давно пользуются. Я полагаю, что это просто маркетинговый ход, чтобы люди не пугались новинки – тот же привычный осветитель, только выполнен по новой технологии! Все управление расположено на задней панели. Это делает прибор привычным и понятным.
На первый взгляд осветитель Raylab выглядит также, как обычный студийный осветитель, но когда берешь его в руки, сразу бросается в глаза то, что корпус сделан из металла в мелкую дырочку, вероятно для лучшей естественной вентиляции.
Производитель, который делает эти LED-осветители для Rekam и Raylab, всегда отличался оригинальным подходом в своих разработках, потому неудивительно, что моноблоки не похожи на остальные. Кроме прочего стоит отметить рефлектор этого прибора, который идет в комплекте. Он сделан не в виде обычного «горшка» с параболическим сечением, а в виде конуса.
Еще на приборе – оригинальный рассеивающий стеклянный колпак также конусной формы.
Из общего дизайна становится ясно, что Raylab Xenos LED-99 – не галогенный осветитель, которому просто заменили галогенную лампу на LED, а прибор, который разрабатывали отдельно и продумывали детали.
- Комплектация
Оба прибора комплектуются весьма по-разному. В комплекте с Jinbei EF-100, помимо самого устройства и шнура питания, есть еще защитный колпак, предохраняющий светящийся элемент при перевозке и хранении, а также радиопульт управления яркостью прибора.
Raylab Xenos LED-99 не комплектуется пультом управления, у него нет встроенного радиоуправления. Шнур у прибора есть, но он не такой, как у Jinbei и большинства студийных устройств.
Шнур не устанавливается в прибор, а припаян к нему и является неотъемлемой частью. Но зато у Xenos есть рефлектор, металлический защитный колпак и рассеивающий стеклянный. И еще с комплектом поставляется рассеивающий экран для рефлектора (белый кусок ткани на резинке).
- Свет
Проведем стандартный уже тест, как проводили, когда переводили Джоули в Ватты или испытывали светодиодный осветитель YongNuo YN-600. Измерения освещенности были сделаны на расстоянии одного метра от прибора.
Как и в прошлых опытах эксперимент осуществлялся при ISO 100 и выдержке 1/60 секунды, то есть при наилучшем качестве и возможности съемки с рук.
Оба прибора имеют дискретное уменьшение мощности с четкими шагами, только у Raylab этих шагов 4, а у Jinbei – 8.
На самом деле у Raylab Xenos LED-99 есть больше вариантов использования: можно со стеклянным рассеивающим колпаком и без, можно надеть на рефлектор рассеиватель и не надевать.
Измерения каждый раз будут разными, но в таблице (Рис.2) представлено два крайних варианта – безо всего и когда надет рефлектор, концентрирующий свет.
Когда дошло до теста Jinbei, и я попытался установить на Jinbei рефлектор от Raylab LED-99, произошел конфуз. Несмотря на то, что заявлен везде байонет Bowens, а значит, должен быть универсальным, некоторые производители не очень точно соблюдают параметры. И рефлектор от Raylab из комплекта оказался сделанным с нарушениями – со слишком большими штырьками. И как следствие – он не подошел к осветителю Jinbei. Я вышел из ситуации – поставив на Jinbei другой, стандартный рефлектор на 7 дюймов от прибора Raylab Sprint, хотя эксперимент уже получился не таким чистым, так как пришлось использовать разные рефлекторы.
Вы скажете, что можно было рефлектор от Raylab Sprint надеть на Raylab LED, но нет – нельзя, не налез. Что конечно явилось загадкой, которую списал на «детские болезни» нового прибора.
Промежуточные выводы по свету, полученные в результате тестов, можно сделать следующие:
- Jinbei EF-100 – более мощный осветитель, чем Raylab LED-99 примерно раза в полтора или, с точки зрения фотографа, на полступени;
- регулировка у Jinbei – 2,1 ступени (до ¼ от полной мощности), у Raylab – 1,6 ступени. С точки зрения фотографа – у обоих глубина регулировки очень небольшая, но так как речь идет о небольшом количестве света (относительно вспышек), то регулировку можно счесть достаточной;
- у Raylab Xenos LED-99 достойный рефлектор в комплекте – он хорошо концентрирует свет.
Помимо этого стоит отметить, что Jinbei греется сильнее, вероятно это следствие большей мощности. Ожог при прикосновении вы не получите, как от галогенки, но и долго удержать палец на светящемся элементе не удастся.
- Управление
Управление двух приборов также отличается. Включение питания у Jinbei привычное – на задней панели, у Raylab – включение питания на шнуре, что может быть удобно в некоторых случаях, например, когда прибор установлен высоко, но тогда было бы логично на шнуре устанавливать и управление мощностью.
Управление мощностью у Jinbei происходит с помощью кнопок «-» и «+». Это просто, но не очевидно. Глядя на панель нельзя понять какая, собственно, установлена мощность.
У Raylab переключение производится с помощью вращающейся ручкой с делениями – все выглядит более наглядно. Но не стоит забывать, что у Jinbei восемь ступеней мощности, а у Raylab – четыре.
Кроме этого у Jinbei на задней панели расположена небольшая антенна для управления с радиопульта.
Вывод. На современные, достаточно дорогие приборы, производители могли бы поставить цифровую индикацию, чтобы было удобнее регулировать. У Raylab, безусловно, управление нагляднее, но он проигрывает по глубине регулировки, и это делает выигрыш несущественным фактором.
- Шум
У меня, к сожалению, не было шумомера, но если в качестве элемента сравнения можно взять вентилятор компьютерного блока, который гудит достаточно тихо, то стоит отдать должное производителям Raylab Xenos LED-99 – его вентилятор шумит тише, чем вентилятор от компьютера, а вот Jinbei EF-100 LED шумит значительно сильнее. И шум от EF-100 может сказаться помехами при видеосъемке со звуком в небольшой студии. Например, при съемке интервью, хотя он, конечно, не настолько силен, чтобы помешать услышать говорящего человека.
- Цена
Возьмем цену приборов в одном магазине – Фотогора на начало года. Она составляет:
Raylab Xenos LED-99 – 9880 руб.
Jinbei EF-100 LED Sun Light – 12890 руб.
Разница в 30% при разнице мощности в 50%. В принципе так обычно и есть – от 10 до 40% отличаются цены на приборы при разнице мощности осветителей в полтора раза.
Оба производителя привезли первые партии и 200-ваттных осветителей. Можно и эти цены сравнить: Jinbei EF-200 LED Sun Light – 19500 руб.
- Конструктив
После проблемы с байонетом у Raylab Xenos LED-99, я померил стандартный рефлектор Raylab на этот осветитель, который тоже не удалось установить. Там не хватило долей миллиметра. Можно, конечно, взять напильник и подтесать, но это все-таки большой минус для прибора.
LED-осветители пришли на смену галогенным, и один из самых распространенных байонетов должен позволять устанавливать на них различные насадки – софтбоксы, софтрефлекторы, тубусы. А подобное отношение к размерам делает применение их более ограниченным. Правда, установить зонтик на прибор ничего не помешает.
У Jinbei проблем с байонетом не наблюдалось, он более походит на родной стандарт байонета Bowens (S-типа).
Выводы
Приборы, ознакомившись с их свойствами, можно разделить по следующим предназначениям:
- Raylab Xenos LED-99, как менее мощный, с небольшой “кривизной” байонета, которая помешает устанавливать насадки для освещения, может быть рекомендован больше для тех, кто снимает видео. Он очень тихий, а освещение при видеосъемке все-таки не такое строгое, как при фото и вполне можно обойтись зонтиками или, входящим в комплект, рефлектором (который, кстати, очень даже неплох);
- Jinbei EF-100 LED Sun Light подойдет тем, кто хочет фотографировать. Так как у него больше мощность, более широкий диапазон ее регулировки. Ну, и конечно, для студий, где приборы будут висеть под потолком, годится только Jinbei, так как только у него есть пульт дистанционного управления.
Напоследок хотелось бы высказать пожелания производителям. Jinbei стоит довести до ума шумность прибора и, возможно, также сделать корпус в сеточку, чтобы увеличить пассивное охлаждение. За счет этого уменьшится мощность и, как следствие, шумность вентилятора. Ведь именно этим хороши приборы постоянного света – с ними можно снимать не только фото, но и видео! И в этой универсальности большое преимущество прибора.
А Raylab хотелось бы пожелать, в первую очередь, довести до ума байонет, а более мощный прибор у этого бренда уже есть. Надеюсь в ближайшее время он попадет мне в руки.
Post Scriptum
Jinbei EF-200 LED Sun Light
На этапе верстки статьи о Jinbei EF-100, поставщик Jinbei в России предоставил для компании Фотогора для теста 200-ваттный осветитель. Чем же отличается новый Jinbei EF-200 LED Sun Light от своего младшего брата?
Первое, что бросается в глаза – размер. Осветитель раза в полтора больше и тяжелее, чем 100-ваттный. Второе: при включении я подумал, что мне достался сломанный экземпляр. Действительно, логично было бы предположить, что для прибора в два раза мощнее вентилятор должен шуметь громче, но оказалось, что его практически не слышно. И по шумности он не больше, чем Raylab Xenos LED-99 . То есть Jinbei сделал правильные выводы и проработал этот момент. Теперь Jinbei EF-200 лишился главного недостатка Jinbei EF-100 и можно рекомендовать его для видеосъемки. Полагаю, что эта проблема будет решена уже и для следующих версиях 100-ваттных LED-осветителей.
Изменения коснулись также и комплектации – в комплектации нет пульта, хотя прибор остался радиоуправляемым и совместимым с системой радиоуправления, как и EF-100. Так же немного изменился и дизайн корпуса прибора – в верхней части появился ряд вентиляционных отверстий.
Стандартные измерения при 1/60 и ISO 100 с рефлектором дали следующие показатели: диафрагма 11 3/10 на максимуме и 4 и 5/10 на минимуме.
При стандартных измерениях с рассеивателем (через белую ткань) без рефлектора – диафрагма 4,0 и 5/10 на максимуме и 1,4 и 9/10 на минимуме. Таким образом, Jinbei EF-200 LED Sun Light стал мощнее в 1,8 раз и при этом диапазон регулировки увеличился с 2,1 до 2,5 стопов.
Еще следует отметить, что площадь излучающей поверхности не изменилась – она такая же, как и у Jinbei EF-100, но нагревается этот элемент очень сильно. Вероятнее всего использованы светодиоды нового поколения. Уже на расстоянии одного сантиметра можно почувствовать жар, исходящий от светящегося светодиода. Прислонять палец к нему – увольте, не настолько я экспериментатор. В связи с сильным нагревом элемента, очень любопытно будет узнать реальную статистику срока службы подобных приборов, но это покажет только время. В любом случае, даже если прибор прослужит в 10 раз меньше заявленных 30 000 часов работы, то он будет выгоднее галогенного прибора в несколько раз, хотя бы за счет того, что не надо будет каждые 100-200 часов менять лампу и потребление энергии, опять же, в 5 раз меньше.
Выводы из теста Jinbei EF-200 LED Sun Light:
- производитель Jinbei очень быстро прогрессируют и удаляет все недостатки;
- этот прибор уже годится для съемки видео, так как уровень шумов очень низкий;
- прибор подходит и для фотографии, так как обладает достаточной мощностью, чтобы можно было снимать с рук в студии и при этом не открывать диафрагму до полной, хотя еще уступает импульсным осветителям, даже простому прибору на 150 Дж;
- цена на Jinbei EF-200 LED Sun Light на уровне профессионального импульсного моноблока, то есть немаленькая. Но это только первый шаг и, судя по общей тенденции развития, через года три цена на подобные приборы станет на уровне любительского 200 Дж импульсного моноблока. И именно тогда чаша весов склонится на сторону LED-осветителей. Ведь для любителей бывает сложно предугадать, каким получится рисунок света от импульсного осветителя, а с моноблоком постоянного света всегда получается понятное освещение – какое видит фотограф, такое и снимает.
Григорий Васильев, специалист направления «Студийное оборудование»
Источник fotogora.ru
Комментарии: