"Мои снимки говорят больше обо мне, чем о тех людях, которых я фотографировал" ( Ричард Аведон)
Аведон Ричард - фотограф, который создал глянец!
Аведон, родившийся в 1923 году в Нью-Йорке, имел русские корни – его предки в конце XIX века эмигрировали из России в США. Фотография увлекла Ричарда с самого детства.
Умер Ричард в 2004 году - за 7 десятилетий с ним сотрадничали New Yorker, Vogue, Harper's Ba-zaar и целым рядом других авторитетных изданий.
Под прицелом объектива его фотокамеры оказывались всемирно известные музыканты и актеры, модели и политики, но часто героями его фотографий становились самые обычные люди с улицы.
В 12 лет он начал посещать фотоклуб, а одним из первых снимков, ставших со временем знаменитым, стал портрет соседа – Сергея Рахманинова. «Я хотел, чтобы он дал мне что-то от себя, что-то, что бы я мог хранить, что-то тайное и постоянное, которое бы соединило меня с ним», – говорил Аведон впоследствии французскому журналисту. К сожалению, снимок великого русского композитора утерян, но именно он стал первым в галерее великих портретов Мастера.
Помимо фотоискусства Аведон всерьез увлекался поэзией и в 1941 году даже стал лауреатом поэтического конкурса городских школ Нью-Йорка. Со временем эти две страсти тесно переплелись и, наверно, поэтому его фотографии так поэтичны. По окончании армейской службы на флоте США, где он дополнительно работал помощником фотографа, Ричард поступил в Design Laboratories. Из этой студии знаменитого дизайнера российского происхождения, арт-директора Harper's Bazaar Алексея Бродовича вышли такие звезды, как Ирвинг Пенн, Ман Рей, Пол Химмель и другие.
Это были 40-е годы – время рождения и становления fashion-фотографии, новых форм и нового стиля современного фотоискусства, одним из основоположников которых и стал Ричард Аведон. Благодаря его фотоработам сформировался новый взгляд на моду, ее отражение в журнальных и рекламных фотографиях.
Среди знаменитостей, которые попали в объектив Ричарда, были "любимчики". Особую любовь Ричард Аведон испытывал К Мэрилин Монро. "Её нельзя не любить!" - говорил Аведон о ней.
В 1958 году, в возрасте 35 лет, Ричард Аведон попал в список «10 великих фотографов мира», по мнению журнала Popular Photography. Первый итог его многогранной деятельности – эпохальный альбом фотографий Observations в оформлении Алексея Бродовича и с литературными комментариями писателя Трумена Капоте, вышел в свет в 1959 году.
Обладая необычайной работоспособностью, Аведон сотрудничал одновременно с несколькими известными европейскими и американскими модными журналами. В те годы на мировых подиумах блистала восхитительная Довима – любимая модель Кристиана Диора и Жака Фата. Аведон снял ее в платье от Ива Сен-Лорана, сшитого для дома моды Диор, в окружении африканских слонов. Эта фотография до сих пор входит в двадцатку самых дорогих на планете.
Не сходила со страниц глянцевых изданий Твигги – девушка-тростинка, кумир целого поколения. В буйном танце, с распущенными волосами Аведон запечатлел эту диву с инопланетными глазами на страницах журнала Vogue, штатным фотографом которого он был с середины 60-х и вплоть до 1990 года.
Однако не модой единой жил Аведон, мимо него не проходило ни одно из событий тех лет. Вьетнамская война, появление легендарных «Битлз», расцвет рок-музыки и движение хиппи – все это нашло свое отражение в фотоработах знаменитого фотографа. Боб Дилан, Дженис Джоплин, Элис Купер и Фрэнк Заппа, Энди Уорхол, Майя Плисецкая, скульптор Луис Невельсон, Руди Нуриев, Марк Шагал и многие другие были представлены в альбоме-фотолетописи поколения 60-х – «Avedon: The Sixties», выпущенном в 1999 году издательством Random House.
В объектив фотокамеры Ричарда Аведона попадали и представители политического бомонда. В 1961 году, за несколько дней до инаугурации президента Джона Кеннеди, он сделал серию портретов семьи знаменитого американского президента. Шесть фотографий президента с женой Жаклин и детьми Кэролайн и Джоном, были опубликованы в Harper’s Bazaar, остальные – переданы Смитсоновскому институту. Много лет спустя вышло полное собрание фотографий семьи Кеннеди работы Аведона на 128 страницах – «The Kennedys: Portrait of a Family». Кроме того, в 1976 году вышел альбом «The Family» с портретами представителей властной элиты – политиков и бизнесменов, среди которых Джордж Буш, Дональд Рамсфельд и другие известные люди.
В конце 70-х – начале 80-х годов Аведон приступил к работе над фотопроектом «In The American West», ставшим своеобразным портретом американцев Запада Америки. С 1979 по 1984 год Аведон объехал 17 штатов и 189 городов. Более 700 рядовых американцев стали героями его фотографий, оставшись навсегда в мировой истории. Этот проект вызвал множество противоречивых мнений: американцы не хотели признавать себя в этих странных, иногда не очень привлекательных лицах. Сам же Аведон о своем новом альбоме сказал: «Я фотографировал то, чего боялся: старение, смерть и отчаяние жизни». Несмотря на уникальность проекта, экспозицию в то время не принял ни один музей Нью-Йорка. Первое представление «In The American West» прошло в Amon Carter Museum в Техасе, а потом фотографии увидели и в других странах мира.
Начиная с 90-х годов и до последних дней своей жизни Ричард Аведон работал штатным фотографом в знаменитом еженедельнике The New Yorker. Несмотря на преклонный возраст, он был полон жизненных сил и творческих планов. Но смерть внезапно настигла великого художника в ноябре 2004 года: он скончался от кровоизлияния в мозг в Техасе, где снимал по заданию редакции серию фотографий под названием «За демократию».
У Ричарда Аведона был излюбленный прием при портретной съемке - нейтральный, по преимуществу белый фон. Благодаря ему, персонажи Аведона оказывались вне предметного контекста, который способен отвлечь зрителя от личности модели. Сам фотограф писал об этом так: «Я всегда, с самого начала, пользовался белым фоном. Серый фон - только тогда, когда присущий ему викторианский романтизм входит в конфликт с объектом съемки, как это видно на примере Энди Уорхола, демонстрирующего свои шрамы. При работе с белым фоном очень трудно удержаться от того, чтобы графичность не вышла на первый план».
Считайте, это советом от самого Ричарда Аведона!
Авторские права: Все изображения защищены авторским правом. Копирование (в том числе частичное) изображений запрещено без согласия законным владельцем.
Комментарии: