error
Регистрация

Анри Картье-Брессон, часть 2

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Фото Идея
Опубликовано: 18.09.2012 в 12:59:50

4.   Искусство ждать, а не охотиться

Основополагающая практика в дзен буддизме – медитация дзадзэн. Когда смотришь, как люди практикуют это, кажется, что ничего не происходит. И чему же мог научиться Картье-Брессон в комнате с неподвижными монахами? Картье-Брессон подходит к стрит-фотографии иначе, чем большинство фотографов-охотников за кадрами. 

Индонезия. Рисовое поле. 1950. Henri Cartier-Bresson
Индонезия. Рисовое поле. 1950. Henri Cartier-Bresson
Анри Картье-Брессон, часть 2 - №2

Несколько лет назад я стал отмечать особый стиль пейзажной фотографии Картье-Брессона. Снимки в основном сделаны при помощи объективов 35 или 50мм – представляют собой классическую пейзажную фотографию. Но изюминкой в них являются крошечные люди. Как он это делал?

Индия. 1947. Henri Cartier-Bresson
Индия. 1947. Henri Cartier-Bresson

Фотограф должен быть очень терпеливым. Когда я нахожу идеальную картинку, я могу ждать часами как насекомое, - говорит Игорь Стравинский. Картье-Брессон искал многоуровневый вид, который находился от него очень далеко, где-нибудь на пригорке. И ждал, когда кто-нибудь появится на пересечении главных диагоналей.

Анри Картье-Брессон, часть 2 - №4

Мне однажды рассказали историю об итальянском художнике Джорджо Моранди. Он пообещал одну из своих картин своему другу критику. Несмотря на то, что картина была почти закончена, Моранди настаивал на обратном. Критик сказал: «Ладно, я подожду здесь, а ты заканчивай работу». Художник сел за мольберт. На одной из грани мольберта была впадина, наполненная краской. Он долго неподвижно сидел рядом с картиной. В итоге он смешал 3 цвета. Затем он добавил несколько маленьких финальных мазков. Картина была завершена. Этот критик потом рассказывал, что если бы в тот момент, кто-нибудь включил свет, картина, наверное, бы ожила. «Искусство – это очень деликатная игра, и между рождением и гибелью шедевра всего только пара мазков».

Второго шанса сделать этот кадр не было, фотограф точно знал, какой должен быть результат. Индия. 1966. Henri Cartier-Bresson
Второго шанса сделать этот кадр не было, фотограф точно знал, какой должен быть результат. Индия. 1966. Henri Cartier-Bresson
Анри Картье-Брессон, часть 2 - №6
Индия. Дели. Похороны Ганди. 1948. Henri Cartier-Bresson
Индия. Дели. Похороны Ганди. 1948. Henri Cartier-Bresson

Роберт Капа говорит: «Если ваши снимки недостаточно хороши, может быть вы были недостаточно близки». Но это высказывание не всегда верно. Картье-Брессон показывает нам, что фотография – тонкая игра. Игра, которая требует аккуратности, терпения и натасканный глаз, который видит, что чего-то не хватает.

Анри Картье-Брессон, часть 2 - №8

 5  Анализ диагоналей

Картье-Брессон никогда не говорил о правиле третей. 

Индия, Бомбей. 1947.
Индия, Бомбей. 1947.
Анри Картье-Брессон, часть 2 - №10
Индия. Дели. 1966
Индия. Дели. 1966

Когда вы возьмете книгу Картье-Брессона или будете смотреть его снимки в интернете, внимательно присмотритесь к ним. Вы увидите, что большинство его фотографий построено на принципе диагоналей. 

Франция. Париж. 1932.
Франция. Париж. 1932.
Германия. 1945.
Германия. 1945.

Вы тоже хотите работать по такому принципу? Я советую  выйти на улицу и поискать линии в окружающей вас природе, окружающей среде. Например, ветки деревьев, фонари, перекрестки. Неважно на самом деле, что это будет. Вам нужно просто увидеть линии, которые идут из одного угла в другой. Немного практики и все будет получаться.

Индия. 1966
Индия. 1966
США. Бостон. 1947.
США. Бостон. 1947.

Второй шаг – выбрать точку пересечения диагоналей. А этим мы занимались с самого детства, когда  в разукрасках соединяли точки, чтобы получился рисунок. Да, это настолько просто. Если вы видите толпу людей, попробуйте соединить головы людей в диагональ. Диагональ – самая длинная прямая в прямоугольнике, это тоже всем известно со школьной скамьи. А многие фотографы об этом забывают. Это базовый прием, и весьма эффективный. Почему диагонали так важны для композиции?

Анри Картье-Брессон, часть 2 - №16

Когда Чарли Рос спросил у Картье-Брессона: «В чем секрет хорошей композиции?», он ответил: «Геометрия». А на вопрос врожденное ли это видение, Анри сказал, что над этим нужно работать. Поэтому мы должны начинать с простого, с диагоналей. И когда у нас один раз получится использовать эту технику, мы научимся создавать такие композиции, которые всем будут нравиться, но мало кто сможет объяснить почему. 

1967. Henri Cartier-Bresson
1967. Henri Cartier-Bresson
Люди слушают Президента Франции Шарля де Голля. 1961.
Люди слушают Президента Франции Шарля де Голля. 1961.

Заключение

Работы Картье-Брессона можно изучать всю жизнь. Но мы – фотографы любим получать четкие инструкции, чтобы повышать качество снимков. И к счастью, нам не нужно изобретать колесо, мы можем учиться у профессионалов. У нас есть много образовательных ресурсов, книг и, конечно же, интернет. 

Индия. Керала. 1950.
Индия. Керала. 1950.

Читайте также Анри Картье-Брессон, часть 1

Источник - http://www.adammarelliphoto.com

 
Просмотры: 23914
 

Комментарии:

Лариса Борисова
Интересно очень.!
18.09.2012 - 14:00:31
 
Delete Delete
Спасибо, сам увлекся творчеством Брессона, очень приятная статья с разбором построения кадров.
19.09.2012 - 18:15:11
 
Андрей Бабан
Спасибо очень интересная статья!
22.09.2012 - 08:46:35
 
Лариса Борисова
А продолжение будет?
07.10.2012 - 23:11:03