error
Регистрация

Алексей Никишин: «Как расположить модель на съемке?» — учимся фотографировать людей

Этой статьей открываем серию полезных советов для фотографов, работающих с людьми. Эти заметки когда-то публиковались в журнале «Digital Photo», а скоро выходят в виде книги «Алексей Никишин: 50 шагов к хорошему портрету». У Вас есть возможность еще до выхода книги ознакомится с некоторыми из них. 

Равшана Куркова, актриса и Валерия Гай Германика, режиссер Фото © Алексей Никишин
Равшана Куркова, актриса и Валерия Гай Германика, режиссер Фото © Алексей Никишин

Главный вопрос всех фотографов, работающих с людьми, как расположить человека на съемке. Контакт фотографа и модели делает 90% хорошей фотографии. Так как же найти подход к человеку и снять “настоящий” портрет?

1. Проявляйте искренний интерес

Мы снимаем не моделей, а людей. И хотим при этом, чтобы они получились на фотографиях не объектами и не вешалками для рекламы. Наша задача — показать зрителю этих людей такими, какими их увидели именно мы — искренними в каждом выражении их чувств. Люди, как правило, замкнуты, живут своей жизнью и не привыкли впускать в нее посторонних. За невидимую границу попадают лишь те, кто искренне интересуется нами и тем, чем мы занимаемся — ведь это всегда приятно. Именно этот подход и помогает фотографу расположить модель к себе. Ведь человек хорошо выглядит на фотографии только тогда, когда он расслаблен и готов что-то отдавать. Если он относится к съемке, как к проходному моменту в своей жизни — зашел, как в метро, бросил монетку и пошел дальше — вряд ли получится хороший, глубокий портрет. 

Итак, искренне беседуйте с человеком на съемке, проявляйте искренний интерес. 

Мария Миронова, актриса   Фото © Алексей Никишин
Мария Миронова, актриса Фото © Алексей Никишин

Обратите внимание на линии руки и линии лица.

Эта рифма — самое главное на этой фотографии.

Ну, после Марии Мироновой, конечно.



Меня часто спрашивают, о чем говорить с незнакомым человеком? Есть общие темы, на которые можно заговорить. Первый вопрос может быть таким: «Как добрались? Что-то Вы долго». Затем говорите про то, что объединяет всех людей на свете: дети, работа, отпуск. У всех есть дети, все работают и хотят в отпуск. Если нет детей — есть собака. Это для начала. Потом надо нащупать, какие темы интересны собеседнику и разговаривать в поле его интересов. Тут важно быть образованным человеком и не задавать глупых поверхностных вопросов — этим Вы себя сразу скомпрометируете. С таксистом поговорите о дорогах и пробках, с режиссером — об искусстве, с менеджером — про маржу, с блоггером — про то, как все вокруг задолбало. К Вам может приехать человек, который как и Вы покорил Килиманджаро или просто тоже загорал в Турции. Есть темы, которые никого не обижают. 

  

2. Щедро улыбайтесь

Люди тянутся к весельчакам и оптимистам! Это правило. Поэтому улыбаться нужно обязательно и делать это стоит искренне. Считается, что весельчаки заряжают нас хорошим настроением. Хорошее настроение, которое вы передаете модели, позволит вам вместе с ней двигаться к общей цели — хорошему портрету. Ваша модель должна чувствовать, что вам интересно то, чем она с вами делится. Что это вызывает у вас позитивную реакцию. Улыбка поддерживает человека, с которым вы общаетесь. 

Марина Голуб, актриса    Фото © Алексей Никишин
Марина Голуб, актриса Фото © Алексей Никишин

Марина долго добиралась ко мне на съемку, приехала немного расстроенная, вся в своих мыслях и заботах. А у нас раз и получился вот такой хороший портрет. Портрет «Светлая грусть». Дальше еще интереснее. Дома у Марины фотографию увидела Ксения Собчак, и сказала, «Какой хороший фотографов!». Позже, уже у меня в студии на съемке Ксения вспомнила этот и этот портрет Марины и свои первые впечатления от него. Это помогло нам быстро найти общий язык на съемке и снять отличные фотографии.

 

3. Научитесь внимательно слушать

Люди не любят слушать. Они любят рассказывать о себе! Им не интересно про Вас. Им интересно про себя. Каждый человек в большей степени заинтересован в том, чтобы рассказать о себе. Иногда его даже не остановить. И ничто так не интересно ему, как его собственная жизнь. А хороший друг — это как раз тот человек, который слушает. Если вы создадите условия, в которых человек сможет вам с удовольствием о себе рассказать, вы тем самым расположите его к себе. Это даст модели ощущение уюта, а вам — возможность поймать какие-то настоящие искренние моменты. Когда, к примеру, Анри Матисс писал портреты, то он тратил на них до 80 сеансов (нам, фотографам, в этом смысле значительно проще). Он постоянно находился в диалоге с моделью. При этом почти полностью погружался в картину, находясь в странном подвешенном состоянии между портретом и моделью. И это состояние было очень тонким. Стоило модели спросить его: «Который час?», заставить его задуматься и отвлечься от циркулирующего эмоционального потока к чему-то внешнему, Матисс заканчивал сеанс, поскольку не мог дальше рисовать. Этот момент тоже нужно иметь в виду.

Виктор Мизиано, куратор    Фото © Алексей Никишин
Виктор Мизиано, куратор Фото © Алексей Никишин

Вы же знаете куратора, лектора и искусствоведа Виктора Мизиано? Когда он только начинает говорить – все вокруг замолкают, все слушают. Ему даже не нужно задавать вопросы – он сам их задаст и сам же даст исчерпывающие ответы. С Виктором так просто быть хорошим слушателем!

 

4. Дайте людям почувствовать их значимость

Фотограф как художник должен внимательно слушать человека, которого снимает, искренне радоваться его успехам. Он может при этом быть с ним не согласен, но главное в ситуации съемки — внушить человеку уверенность. Чтобы человек почувствовал, что в своей жизни и в своих поступках он прав. Чтобы он ощущал — в том, как он мыслит и как чувствует, у него есть «коллеги и друзья». Все хотят признания и поддержки, все хотят быть оцененными по достоинству. И если мы будем хвалить человека в его поступках, мы дадим ему это признание. Пусть человек расскажет, каким прекрасным он был в детстве. Он будет говорить об этом увлеченно и это поможет вам сделать хороший портрет! 
 

Патта Бурчуладзе, оперный певец   Фото © Алексей Никишин
Патта Бурчуладзе, оперный певец Фото © Алексей Никишин

5. Любите людей

Если вы не любите людей, у вас вообще не получится хорошего портрета. Ведь невозможно работать с тем, что тебе не нравится, и достигать при этом удовлетворительного результата. Если вы хотите работать с людьми, ими нужно всесторонне интересоваться: узнавать, что произошло в жизни одной модели, в жизни другой. Именно в этом и состоит сущность человека — в его жизни и поступках. Именно этим люди и отличаются друг от друга. И именно это является содержанием хорошего портрета.

Анастасия Волочкова, балерина   Фото © Алексей Никишин
Анастасия Волочкова, балерина Фото © Алексей Никишин

Обратите внимание на первые и последние кадры Вашей съемки — они могут быть самыми хорошими. Вначале модель еще не начала фотографироваться, а в конце уже закончила. На этих кадрах она может выглядеть очень естественно. Скажите, например: «Сейчас я сделаю несколько тестовых кадров, мне нужно настроить свет». Делайте, а сами снимайте. Может тоже получиться очень естественно. Этот кадр с Анастасией был последним на трех отснятых пленках.



Есть такие фотографы, которым люди мешают снимать – это фотографы-пейзажисты. Люди им всегда мешают снимать пейзажи и все портят. Хотя с другой стороны, я знаю много хороших людей, которые людей не любят. Но легко могут их полюбить выборочно при необходимости на два-три часа. А как же все-таки полюбить, если уж совсем не за что? Очень просто. В мультфильме про Поросенка Фунтика Вам все рассказали – у них могут быть хорошие дети, или усы.

  

А что Вы делаете, чтобы расположить модель на съемке?

 Ваши ответы пишите в комментариях.

 

 

А о том, как снимать такие же фотографии, можно узнать здесь: «Алексей Никишин: Современный психологический портрет»

———————————————————————————————————————

!alexey_nikishin_2014
!alexey_nikishin_2014

Алексей Никишин

Инструктор курса Нью-Йоркского Института фотографии, один из лучших российских фотографов, снимающих людей. Тот редкий случай, когда фотограф снимает то, что ему хочется, и ему за это платят деньги. Лицо современного психологического портрета – благодаря ему у Безрукова, Собчак, Хаматовой, Макаревича, Серебренникова есть те самые известные фотографии. Автор мастер-классов, лекций и статей  по современной фотографии. 

 Родился в 1976-м, снимает с 2000-го, член разных союзов и победитель конкурсов, снял много «звезд», было много персональных выставок, вышло пять книг, снимает рекламу для серьезных брендов, снимал на пленку, много снимает на телефон, преподавал в МГУ, сидит в комиссии во ВГИК, много путешествует, живет в Москве.

сайт:   alexeynikishin.ru

facebook: facebook.com/nikishin.photo 

livejournal:  alexey-nikishin.livejournal.com

vkontakte: http://vk.com/alexeynikishin

instagram: instagram.com/alexeynikishin

————————————————————————————

 Бонус: Вы можете улучшить качество ваших снимков, узнать много нового и интересного из области фотографии, поступив на заочный курс Нью-Йоркского Института фотографии. Обучение ведётся на русском языке. Посмотрите спецпредложение по поступлению на этот курс:https://www.disted.ru/best 

 
Просмотры: 4904
 

Комментарии:

Сергей Андрейчук
Алексей, спасибо за анонс к вашей будущей книге...)) Если увижу её в продаже, то обязательно куплю. Я хотел бы вам задать вопрос по портрету. Очень часто искренние глубинные эмоции персонажа, переданные через фотографию, называют психологическим портретом... А как вы считаете: действительно ли фотографу удаётся поймать эту тонкую психологическую составляющую в рамку кадра или это во многом зависит от умения персонажа искусственно создавать эту психологичность на своём лице?..
28.01.2015 - 09:20:49