error
Регистрация

А как всё хорошо начиналось

Рубрика: «Личное»
Автор: Артём Неровный
Опубликовано: 23.01.2018 в 11:55:29

У меня часто спрашивают: как, когда и почему я решил фотографировать. Эта история могла бы выглядеть обыденно и просто ("взял камеру, начал снимать"), если бы не череда событий, которые послужили толчком в моём движении к искусству рисования светом.

***

Все мы любим красивые картинки, правда? Их можно закинуть в телефон, поставить на заставку рабочего стола, качать в отдельные папочки с яркими пейзажами, котиками или какой-нибудь скромно раздетой натурой. Вот и я всё это любил, будучи школьником. Правда, процесс создания подобных картинок для меня оставался секретом: ни одна доступная мне камера не давала подобных результатов, даже если их пропустить через его величество ФОТОШОП. Он был для меня тогда слишком страшным, сложным и непонятным, а картинки из Интернета - слишком совершенными. 

С другой стороны, в какой-то момент (в 10 классе) у меня появился телефон с камерой, Nokia 6303i. Да, это были 3.2 мегапикселя. Но какие это были 3.2 мегапикселя, товарищи! Если условия были достаточно хороши, то можно было делать очень нестыдные кадры и обрабатывать там же, в телефоне. Да, я сказал - нестыдные!​

Неизвестный в поло Lacoste

Я не помню, причиняла ли мне какие-то неудобства автоматика. Скорее всего, я об этом даже не задумывался. Портрет или пейзаж? Скорее, второе, ведь для съёмки портрета мне пришлось бы произвести (о, нет!) социальное взаимодействие. Я и сейчас, на момент написания, не могу назвать себя общительным человеком, но мне нравится думать, что я давно сдвинулся с мёртвой точки.
Эти редкие фотографии всё ещё были бесконечно далеки от качественных и продуманных снимков из Интернета.


Надвигается беда

На первом курсе университета произошло то, что я называю "я пытался продать фотик". Дома, в глубинах шкафа, годами лежал аппарат Смена 8М. Я привёз его в Воронеж, чтобы либо продать, либо отремонтировать и продать. В общем, не думайте, что до этого момента у меня вообще была какая-то тяга фотографировать. Я лишь хотел немного заработать на занятия музыкой - именно она была моим главным увлечением. 

Смена-8М, объединение ЛОМО

Поиски привели меня в Санкт-Петербургскую Школу Телевидения на Студенческой (г. Воронеж). Некто пообещал мне посмотреть на мой товар. В Школе как раз заканчивались занятия, голос внутри подытоживал, резюмировал и прощался со слушателями - а я ждал снаружи. Сгущались сумерки. Вскоре ко мне вышел владелец голоса и позвал внутрь, в небольшую фотостудию, где он только что проводил занятие по фотографии. 
Оказалось, что мой аппарат будет дешевле выбросить и купить другой за 40р, чем пытаться восстановить центральный затвор. Снимать на эту камеру, конечно, нельзя. Что ж, подумал я, это была неплохая попытка. 
Нам с преподавателем было по пути, какое-то время мы шли вместе. Он подумал, что я заинтересовался плёночной фотографией, поэтому с радостью и готовностью рассказал мне: что такое Птичка (прим.: птичий рынок), как важно уметь торговаться, где взять плёнку, какой искать экспонометр, насколько старые книги лучше новых и многое другое. Я постарался запомнить максимум из этого, приехал обратно в общежитие и записал всё, что смог. Хотя и не понимал большую часть. 
(прим.: да я вообще ничего не понимал)

Удивительно, но вскоре после этой встречи я нашёл у мужичков на ул.К.Маркса (прим:. у букинистов) свою первую книгу. На обложке было написано "Элементарная фотография" (1959г, изд. Учпедгиз), и в ней подробно и обстоятельно было описано всё: камеры, фотоматериалы, съёмка, оптика и физика. Возможно, даже слишком подробно, потому что у меня внезапно открылись глаза на процесс фотографирования, и я загорелся. 

Мне срочно нужна была камера.

Камера

Думаете, моей первой камерой был какой-нибудь начальный Nikon или Canon? Нет, это не по-студенчески! Моей первой серьёзной камерой стал Киев-4А, плёночный дальномерный монстр - его мне одолжил мой друг Виталий, а ему он достался от деда. Почему бы и нет? Плёнка тогда (2011-12 гг) стоила дёшево, проявляли её на каждом шагу, поэтому я радостно щёлкал налево и направо.

Киев-4АМ, завод Арсенал

Сейчас я понимаю: было особенно ценным то, что мне сразу пришлось научиться снимать с ручными настройками (т.н. "мануал"), безо всякой упрощающей жизнь автоматики. Я хотел бы посоветовать подобное каждому, кто захочет серьёзно заниматься фотографией... но вас разве заставишь? :) 
Вот кадры с самой первой катушки. Не помню, что это была за плёнка.

Мне очень часто не хватает той свободы творчества, с которой я снимал людей, дома, траву, деревья, машины - да что угодно, без оглядки на жанр, законы композиции, техническое исполнение или дыры в портфолио. Нужно было всего лишь встать пораньше, до рассвета, надеть наушники и выйти в мир без определенной цели, но с камерой на груди.

У меня появлялись и другие камеры: ФЭД, Зенит, Чайка. С каждой из них было интересно. Как писал Ансель Адамс, разглядывать матовое стекло видоискателя - уже отдельное удовольствие.

Ставок больше нет

Потом у меня появилась цифровая камера, Nikon D90. Рассудив, что лучше взять аппарат "с рук", но более высокого класса, я не прогадал. Чем больше я общался с этой камерой, тем сильнее я удивлялся тем её возможностям, которые мне оказывались нужны и о которых я просто не знал раньше. После этого приобретения все остальные мои увлечения постепенно уходили на второй план. Это было в 2013 году. Пару раз мне даже платили за съёмки, это добавляло мне уверенности в том, что я иду в правильном направлении. Несмотря на остатки своей неуверенности и зажатости, я всё чаще снимал людей. Теперь именно они стали моей специальностью. Меня иногда упрекают, что я делаю это слишком классически - виной тому воспитание книгами прошлого века.

Оказалось, что в городе есть много фотостудий, которые можно арендовать на час или два. Насколько это сложно, интересно, а главное, доступно для любителя - тема отдельного разговора.


Студия Оксаны Рыбалка.
Бумажные фоны - лучшее пространство для творческих экспериментов.

Оказалось, что в руках фотографа - сила. Фотография всегда лжёт, потому что смотрит на очень маленький участок мира всего с одной стороны. Мне иногда говорят: "Я никогда не видела себя такой!", "Вау! Это правда я?". В руках фотографа - сила запечатлеть реальность настолько нереально и непохоже, насколько он пожелает. При этом часто достаточно только показать то, что нужно и убрать всё лишнее. 

Ранние студийные работы, время новых проб и ошибок

Как снять идеальный портрет? Как вытащить из человека нужную эмоцию, живую и естественную? Или, может, нужно оставить его наедине с собой? 
Так ли необходимо ставить 5, 10 источников света, или можно обходиться большим окном? 
А репортаж? Как рассказывать истории в картинках? Сколько нужно фотографий, чтобы это сделать? Сто, двести? а может, всегда достаточно десяти? 
Должен ли фотограф жить и путешествовать, как перекати-поле? Или всё, что ему нужно, он всегда сможет найти в соседней комнате? 
Оказалось, что вопросов всегда будет больше, чем ответов. 

Заключение

Что же произошло дальше? После моего возвращения из армии в 2014 году цветная плёнка резко подорожала и в цене, и в обработке, поэтому общение с ней пришлось отложить. Зато я перешёл на чёрно-белую плёнку и ощутил новые яркие оттенки вкуса плёночной фотографии (например, запах фиксажа). А если нужно получить качественную цветную картинку - всегда есть цифра. Это удобно, быстро и надёжно. 

Может показаться, что в фотографии много тонкостей и нюансов, но это не так. Фотография состоит из них целиком. Я потрачу много лет, прежде чем пойму хоть что-то. 

 
Просмотры: 255
 

Комментарии: